Ссылки для упрощенного доступа

Европа страхуется от долговых кризисов


Логотип Евросоюза
Логотип Евросоюза
Европейский Союз намерен создать постоянно действующий механизм предотвращения в будущем долговых кризисов, подобных недавнему в Греции.

Базовые условия такого механизма, по инициативе Германии и Франции, были одобрены в конце прошлой недели на саммите Европейского Союза. Однако 4 ноября руководитель Европейского центрального банка вновь дал понять, что не разделяет устремлений руководителей стран ЕС в части ряда условий создания такого механизма, первый проект которого должен быть представлен до конца года.

Еще в мае этого года, на пике долгового кризиса в Греции, страны Европейского Союза экстренно решили создать специальный антикризисный фонд. Его общий объем, включая вклад Международного валютного фонда, составил 750 миллиардов евро. Практически все эти средства являются вкладами тех или иных правительств, то есть, по сути, деньгами налогоплательщиков, а действие фонда рассчитывали на три года.

Поэтому сама идея создания нового антикризисного механизма в Европе сводится теперь к тому, что он, во-первых, должен стать долгосрочным, а во-вторых, предусмотреть участие в нем не только государств, но и самих частных инвесторов, покупающих гособлигации тех или иных стран Европы. Это, в первую очередь, европейские коммерческие банки.

Пока одно из предложений предусматривает создание некой новой европейской структуры с особыми полномочиями. В случае угрозы банкротства одного из государств Евросоюза, когда оно оказывается не в состоянии обслуживать собственные государственные облигации, эта структура просто выкупит такие бумаги у их текущих владельцев по определенной цене, отмечает сотрудник исследовательского отдела Deutsche Bank во Франкфурте Николаус Хайнен:

– Естественно, владельцы этих облигаций понесут определенные убытки, но все же большая часть их вложений будет таким образом спасена, что должно успокоить и финансовые рынки. А в этом-то и заключается главная цель постоянно действующего или, по меньшей мере, долгосрочного механизма предотвращения новых долговых кризисов.

Однако руководитель Европейского центрального банка уже дважды за последние дни предупреждал, что создание нового механизма, в предлагаемом на сегодня виде, может привести к долгосрочному удорожанию новых заимствований для стран Европы с более слабыми финансовыми системами. Более того, еще летом руководство ЕЦБ предлагало ужесточить на будущее существующий набор санкций к тем странам, государственные расходы которых окажутся выше установленных в рамках ЕС пределов: дефицит госбюджета – не более 3% ВВП, а общий государственный долг – не более 60% ВВП. В качестве одной из возможных новых санкций ЕЦБ допускал и временное лишение страны права голоса в Европейском союзе, но на последнем саммите ЕС была отвергнута сама возможность такой меры.

Новый механизм не приведет к росту стоимости новых заимствований, уверен Николаус Хайнен. Наоборот, он поможет привлечь на долговой рынок еще больше частных инвесторов – банков, финансовых или страховых компаний, они сами будут следить за текущей платежеспособностью заемщиков:

– Если вдруг финансовая политика той или иной страны Европы перестанет их устраивать, они постараются избавиться от ее гособлигаций как можно скорее. И вот тогда условия новых заимствований на долговых рынках действительно окажутся для этих стран гораздо более жесткими.

Таким образом, полагает Николаус Хайнен, сами рынки просто вынудят те или иные страны реформировать свои финансовые системы. Основное преимущество предлагаемого механизма заключается в том, что инвесторы, то есть покупатели гособлигаций, будут заранее знать, на что они могут рассчитывать, а на что – нет, каковы их шансы, добавляет аналитик банка Unicredit в Мюнхене Александр Кох. По его словам, опасения г-на Трише, скорее, связаны с тем, что некоторые страны Европейского союза лишь приступают к необходимым структурным реформам и еще не успели после кризиса консолидировать свои финансовые системы. "На мой взгляд, следует дождаться хотя бы первых результатов этих усилий. Но, безусловно, уже в среднесрочной перспективе без нового механизма предотвращения долговых кризисов Европе просто не обойтись".

К началу 2010 года, когда греческий кризис только формировался, треть всего государственного долга Греции, в виде облигаций, и более трети госдолга Италии принадлежало банкам Франции. А держателями почти четверти гособлигаций Испании и Ирландии являлись банки Германии. Базовые условия нового антикризисного механизма для Европы были предварительно одобрены на последнем саммите Евросоюза по инициативе именно Франции и Германии. А первый его проект должен быть представлен экспертами на саммите Евросоюза в декабре.
XS
SM
MD
LG