Ссылки для упрощенного доступа

Евгений Гонтмахер - о новых волнах инфляции


Евгений Гонтмахер
Евгений Гонтмахер
Инфляция по итогам 2010 года превысит объявленный правительством в качестве расчетной нормы уровень 8% и составит, по разным оценкам, от 8,5% до 8,7%. Эксперты отмечают, что борьбу с инфляцией затрудняет прямая зависимость большинства населения России от государства.

Об инфляции в России - заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений, бывший заместитель министра социальной защиты России Евгений Гонтмахер:

– Главная причина роста цен - повышение тарифов естественных монополий, это у нас происходит каждый год. Другие причины - это монополизм, ценовые сговоры, которые существуют на всех уровнях и практически во всех секторах экономики. Смотрите: у нас быстрее всего растут цены на продукты питания. Показатели этого роста в 2010 году будут выше, чем по тарифам жилищно-коммунального хозяйства. Казалось бы, почему? ЖКХ - это монополии, регулируемые государством, а в продовольственной сфере есть множество частных торговых организаций. На самом деле, узкое горлышко - импорт продовольствия, от которого мы очень сильно зависим. В этой сфере система сговоров и монопольных цен достаточно разветвлена, здесь всё достаточно коррумпировано. Вплоть до конкретной ситуации с розничной торговлей во многих городах. Конкуренции между торговыми точками нет, потому что за ценами стоят местные чиновники и криминалитет.

– Есть ли существенные различия в уровне инфляции в разных российских регионах? Ведь они по-разному пострадали от последствий засухи и неурожая, которые в этом году правительство называет одной из главных причин повышенной инфляции.

– Я не стал бы преувеличивать влияние этого фактора на инфляцию. Хотя, конечно же, недобор урожая и по зерну, и по картофелю, и по многим овощам сыграл роль в условиях монополизма. Конечно же, в каждом регионе свой индекс роста потребительских цен. Но в целом сказать, что есть какие-то кардинальные различия, по крайней мере, по моим сведениям, нельзя.

– Правительство пытается компенсировать рост цен индексацией заработной платы, пенсий. Насколько это влияет на инфляцию? И насколько это вообще правильная тактика?


– В условиях высокой инфляции это естественная политика, как это ни парадоксально – чтобы поддерживать тех, кому плохо. Но проблема заключается в том, что от государства в России зависит слишком много людей. Вы посмотрите, у нас в бюджетной сфере работают 15 миллионов человек, у нас 40 миллионов пенсионеров – это уже получается 55 миллионов человек. А если брать с членами семей, то общее количество вообще превышает половину всего нашего населения. Плюс военнослужащие, плюс сотрудники милиции, которых тоже набирается не один миллион человек. Плюс те люди, которые работают на предприятиях, контролируемых государством – допустим, в оборонном комплексе, который полностью зависит от государства…

Получается, что большая часть населения страны напрямую зависит от того, как себя ведет государство. Быстрая накачка денег, конечно, может привести к довольно существенному всплеску инфляции – но, кстати, быстрой накачки пока нет. Если действительно будут приняты какие-то масштабные решения (а это возможно в преддверии выборов) по поддержке этих больших групп населения, то тогда на конец 2011 года и на 2012 год придется высокая инфляционная волна.

– Имеют ли региональные власти возможность каким-то образом влиять на рост инфляции, скажем, вводя местные компенсационные выплаты, либо как-то неформально улучшая государственным служащим уровень жизни?

- Большая часть бюджетников получает деньги из региональных бюджетов, примерно две трети, и только треть – это те, кто зависит от федерального бюджета. В принципе, региональные власти вправе без согласования с Москвой повышать заработную плату. Кое-кто это делает, но мало кто, потому что сейчас ситуация везде достаточно сложная. Что касается введения та называемой адресной помощи – продуктовых талонов, каких-то выплат наиболее незащищенным людям, – то это тоже делается. Конечно, недостаточно, но кое-где такая практика есть. В целом ситуация в большинстве регионов очень и очень сложная. У нас еще до кризиса из 83 субъектов федерации только 20 были донорами федерального бюджета. За годы кризиса ситуация кардинально не поменялась. Большинство регионов обречено на то, чтобы если и были какие-то меры по поддержке собственного населения, то чисто символические.

– Каков ваш прогноз на будущее?


– Двузначная инфляция - это очень плохо. Даже инфляция 8-9 процентов , с точки зрения инвесторов, выше допустимой. Мне кажется, ниже, чем в этом году –то есть порядка 8,5 – 9%, – инфляция точно в следующем году не будет. А при определенных неблагоприятных для нашей экономики обстоятельствах – что вероятно – она может, конечно, зашкалить и за 10 процентов.

Этой беседой в эфире программы Время Свободы завершен цикл интервью с известными российскими экономистами об инфляции и инфляционных ожиданиях. Ранее собеседниками РС были Евгений Ясин, Руслан Гринберг, Сергей Алексашенко и Григорий Явлинский.
XS
SM
MD
LG