Ссылки для упрощенного доступа

Первый этап расследования авиакатастрофы над Боденским озером


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в Германии и Франции - Александр Соловьев и Семен Мирский.

Андрей Шарый: Комиссия по расследованию причин столкновения самолета "ТУ-154" с грузовым "Боингом" на юге Германии завершила в среду первый этап расследования в районе катастрофы. Немецкие специалисты убедились в невиновности российских пилотов. Дальнейшее изучение собранных данных комиссия продолжит в Федеральном ведомстве по расследованию авиакатастроф ФРГ, после чего можно будет говорить об окончательных причинах аварии. Из Мюнхена рассказывает наш корреспондент Александр Соловьев:

Александр Соловьев: После расшифровки бортовых самописцев стало очевидно, что трагедия произошла, в основном, из-за халатности швейцарской авиадиспетчерской службы. Кстати, федеральное ведомство по расследованию воздушных аварий в Брауншвейге, опубликовавшее эти данные, является единственным в западном мире центром, имеющим технологию по расшифровке бортовых самописцев. Согласно этому ведомству, еще за две минуты до столкновения самолетов служба ФРГ по обеспечению безопасности самолета зарегистрировала, что грузовой "Боинг" и "ТУ-154" неизбежно врежутся друг в друга, если их маршрут не будет своевременно изменен. Однако, несмотря на то, что российский авиалайнер находился еще в воздушном пространстве ФРГ, контроль за его маршрутом уже входил в компетенцию швейцарской наземной службы. Неоднократные попытки немецких авиадиспетчеров связаться со швейцарскими коллегами и предупредить их о предстоящем столкновении, к сожалению, были безуспешны. Главный телекоммуникационный узел в Цюрихе был на ремонте, а единственная аварийная телефонная линия была занята. Расследование показало, что автоматические системы предупреждения обоих самолетов безукоризненно сработали еще за минуту до катастрофы и благополучно бы развели их, если бы не вмешался замешкавшийся швейцарский авиадиспетчер, который дал российскому капитану указание направить самолет вниз, в то время, как компьютерная бортовая система правильно рекомендовало увеличить высоту.

Именно эти диаметрально противоположные действия послужили причиной разгоревшейся с новой силой старой дискуссии: кто имеет в критических случаях последнее решающее слово наземная авиадиспетчерская служба, или же полагающийся на свои бортовые инструменты пилот самолета? Однозначного мнения по этому вопросу нет. Учитывая человеческие факторы и возможности оплошности авиадиспетчеров многие западные специалисты предлагают в будущем целиком полагаться на рекомендации компьютера самолета,ошибающегося гораздо реже, чем люди.

Эта трагедия также вновь подняла вопрос о реструктуризации системы безопасности воздушного сообщения в Европе. В связи с авиакатастрофой на этой неделе в Бундесрате ФРГ будут обсуждаться правовые и технические проблемы воздушного контроля между Германией и Швейцарией. Кстати, и правительство Швейцарии, и компетентные ведомства до сих пор не отреагировали адекватно на международную критику швейцарской авиадиспетчерской службы. Они также пока уклоняются от обсуждения вопроса денежной компенсации родственникам погибших в авиакатастрофе над Боденским озером, сваливая по-прежнему вину на российского пилота.

Андрей Шарый: Поскольку, вопреки ожиданиям, комиссия, расследующая причины столкновения над Боденским озером, не опубликовала в среду окончательного официального отчета о содержимом черных ящиков, то и сообщения швейцарской стороны, касающиеся этой трагедии, не дают полной картины случившегося. Информацию, полученную из швейцарских источников, для слушателей Радио Свобода собрал Семен Мирский:

Семен Мирский: Представления о трудностях, стоящих перед экспертами международной комиссии по расследованию причин катастрофы, дает следующее заявление директора швейцарского управления по безопасности гражданской авиации Жана Оверне, сказавшего, что он не знает с точностью, какой процедуры придерживаются российские пилоты в случае получения ими противоречивых сигналов, то есть, когда инструкции авиадиспетчеров вступают в противоречие с бортовыми навигационными инструментами по предотвращению столкновений в воздухе. Пилоты западных авиакомпаний, сказал Оверне, должны в такой ситуации руководствоваться показаниями бортовых инструментов. Жан Оверне ограничился этим заявлением, но логика его фразы подразумевает, что по имеющейся у него информации пилоты российской школы в такой ситуации, скорее всего, руководствуются обратным правилом. То есть, когда бортовые инструменты говорят одно, а диспетчер с земли говорит другое, то они выполняют приказ диспетчера.

Разница в подходе к решению, которое должны принимать российские и западные пилоты, стоящие перед опасностью столкновения, скорее всего, имеет самое прямое отношение к тому, что произошло в ночь с 1-го на 2-е июля в ночь над Боденским озером. В свете заявления, сделанного швейцарским специалистом, все аргументы, касающиеся ответственности сторон, так или иначе замешанных в эту драму, включая, кстати, заявление, сделанное президентом России Путиным, представляются неуместными, но главное, преждевременными. Швейцарская сторона, напомню, уже признала серию тяжких упущений и актов халатности, допущенной диспетчерской службой "Skyguide", включая факт присутствия в башне контроля в момент катастрофы только одного, а не двух диспетчеров, как того требует регламент. Но международная комиссия экспертов, работа которой еще весьма далека от завершения, не пытается ответить на вопрос "кто виноват?", а стремится дать полную картину того, что именно произошло над Боденским озером в ту роковую ночь.

XS
SM
MD
LG