Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Михаил Саленков, Олег Купчинский, Наталья Гузева и Лада Леденева, сотрудник МЧС России Виктор Бельцов и заведующий лабораторией моделирования гидрологического цикла суши РАН Лев Кучмент.
Андрей Шарый: В результате паводка в разных регионах России подтоплены более 5 тысяч домов, в которых проживают в общей сложности около 25 тысяч человек. Снова, как и почти каждый год, словно разлив рек предсказать невозможно, гибнут люди. По данным МЧС, наиболее сложная обстановка складывается в Кемеровской области и в Алтайском крае. О том, какие потери уже нанес паводок и возможно ли избежать этого ежегодного в России бедствия, рассказывает корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков:
Михаил Саленков: В этом году в результате паводка в Хакасии и на Алтае погибли уже более 10 человек. Местные власти подсчитывают материальный ущерб, нанесенный стихией. В Республике Алтай он уже превысил 10 миллионов рублей. Здесь из зоны наводнения сотрудникам МЧС и местным службам гражданской обороны пришлось эвакуировать 5 тысяч человек. Подтопленными оказались более тысячи домов. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Барнауле Олег Купчинский:
Олег Купчинский: Больше всего пострадали Тальменский и Красногорский районы. В Тальменском районе водой залиты более 800 домов. Пострадало около 3 тысяч человек. Многие эвакуированы и временно размещены в помещениях школ. На реке Чумыш образовался крупный ледяной затор. Спасатели и военные пытаются разрушить его бомбовыми ударами. Уже сброшено около 30 100-килограммровых бомб. Однако они пока не могут справиться со стихией. В районах, где объявлена чрезвычайная ситуация, работают около 500 сотрудников МЧС. В городе Бийске, также пострадавшем от наводнения, организовано несколько эвакуационных пунктов. Но пока жители не ходят покидать свои дома. Спасатели дежурят на лодках и помогают людям добираться на работу и в магазины. В Барнауле от большой воды пострадал поселок Лебяжий. Сейчас для отвода воды здесь срочно сооружают дамбу и трубопровод. Краевое управление ГО и ЧС объявило, что первая волна паводка идет на спад. Однако в середине мая следует ожидать еще более мощную вторую волну, когда в горах начнет таять снег и пойдет так называемая коренная вода.
Михаил Саленков: В понедельник утром из Кемерова пришло сообщение о том, что на юге Кузбасса обстановка стабилизировалась, и вода начала спадать. Однако метеорологи ждут ухудшения ситуации. В администрации области отмечают, что такого наводнения на Кузбассе не было уже более 100 лет. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Кемерово Наталья Гузева:
Наталья Гузева: Первую атаку весенней большой воды принял на себя юг Кемеровской области. Капризная река Кондома, напитавшись дождевой водой и талым снегом, практически смыла целые деревни. В поселок Абагур в Новокузнецком районе вода нагрянула в четверг вечером, да так быстро, что никто и не ожидал. Поселок расположен в низине, потому здесь затоплены все дома. Даже трехэтажки и школы не пощадил паводок. Эвакуационный пункт в Абагуре размещается на железнодорожной насыпи, в 9 вагонах спасенные жители, в еще нескольких - скот и медикаменты, электричества нет. Несколько сотен человек пока разместились в вагонах. Каждому спасенному положен продпаек на сумму в 30 рублей. На какой срок - не оговаривается. В ближайшие дни ситуация может осложниться: синоптики обещают потепление и обильные осадки. Не исключено, что наводнение докатится до центральной части и до севера Кузбасса. Администрации Кемеровской области пообещала выплатить всем пострадавшим компенсации.
Михаил Саленков: Какова ситуация в целом по России и какие меры принимаются, чтобы спасти население? Об этом я побеседовал с сотрудником МЧС России Виктором Бельцовым.
Виктор Бельцов: В 22 населенных пунктах, а это три федеральных округа - Приволжский, Уральский, Сибирский - в зонах подтопления находятся свыше пяти тысяч жилых домов, в которых проживают более 23 тысяч человек. Спасателями МЧС из опасных зон отселены 2445 человек. Если говорить о группировке сил и средств, которые привлечены к ликвидации последствий наводнения, то в общей сложности у нас в борьбе со стихией участвует почти 1200 человек, 405 единиц техники, включая плавсредства и самолеты с вертолетами.
Михаил Саленков: Как они используются?
Виктор Бельцов: Специальная техника, в основном, это плавсредства, в том числе и катера на воздушной подушке, используется для эвакуации населения из зон бедствий. Применяются также вертолеты, в основном, для бомбардировки ледовых заторов. В прошедшие выходные к ликвидации заторов активно привлекалась авиация Министерства обороны, в частности, в Алтайском крае на реке Чумыш в районе населенного пункта Тальменка - там применялись вертолеты, в том числе и с фугасными авиабомбами.
Михаил Саленков: Виктор, а какие-то предварительные работы с населением велись перед наступлением паводка?
Виктор Бельцов: Безусловно, такая работа, плановая, предупредительная проводится каждый год в преддверии весеннего половодья. Если ваш вопрос сводится к человеческим жертвам, которые в этом году уже, к сожалению, есть в Кемеровской области и в Хакасии, то если говорить о Хакасии, там виновниками своей гибели стали сами люди, они отказались от эвакуации, которую им предлагали спасатели.
Михаил Саленков: А в чем заключается предварительная работа?
Виктор Бельцов: Во-первых, население, как правило, проходит обучение правилам поведения в опасных зонах, в частности, в зонах затоплений. Люди оповещаются, проводятся тренировки. И в преддверии наводнения, когда есть уже оперативный прогноз, по различным каналам, включая и местное радио, и телевидение, население оповещается о предстоящих подъемах уровня вод.
Михаил Саленков: И, соответственно, выезжают спасатели, которые их оттуда эвакуируют?
Виктор Бельцов: Да, безусловно.
Михаил Саленков: Почему в стране ежегодно паводок превращается в стихийное бедствие? Можно ли его избежать? Ученые-гидрологи считают, что теоретически такая возможность есть, но из-за дороговизны работ никто этим заниматься не будет. Это мнение Льва Кучмента, заведующего лабораторией моделирования гидрологического цикла суши РАН:
Лев Кучмент: Россия - большая страна, где много крупных рек. Почти каждый год где-нибудь что-нибудь происходит. Основные наводнения обычно вызываются талым стоком, это бывает весной, и часто наводнения начинаются в тех случаях, когда еще реки не освободились ото льда, и если особенно реки текут с юга на север, часто образуются заторы, повышение уровня в самых неожиданных местах. Обычно если наводнения весной возникают, то возникают на больших пространствах, большие реки, и создается впечатление, что бед больше.
Михаил Саленков: А гидрологи знают, как этих бед избежать?
Лев Кучмент: Избежать, конечно, тоже можно, но это очень дорого, нужно создавать специальные гидротехнические сооружения, проводить определенные работе на водосборе. Это большие гидротехнические работы, в первую очередь. Конечно, у нас на большинстве рек сток регулируется. Там повышение уровня есть, но эти повышения не приводят к каким-то существенным экономическим потерям.
Михаил Саленков: Тем не менее, каждый год из разных регионов России, особенно Сибири, приходят сообщения, что там то затопило деревню, то там полдеревни смыло. Почему же это происходит, если есть возможность избежать бедствия?
Лев Кучмент: Нужны большие затраты для того, чтобы избежать этого ущерба. Представляете, если у нас где-то небольшая деревня, и чтобы ее раз в 50 лет оградить от наводнений, нужно строить большие плотины – ну, кто пойдет на такие затраты?
Михаил Саленков: Когда точно вода в реках Кузбасса и Алтая спадет, сказать сложно. В худшем случае, говорят гидрологи, это середина июня.
Андрей Шарый: А сейчас об одном совпадении сегодняшнего дня. Можно было бы назвать его забавным, если бы речь не шла о человеческих жертвах и большом ущербе для населения страны. В Ставропольском крае суд оправдал Николая Гуру, заместителя главы администрации Кочубеевского района, которого обвиняли в халатности во время наводнений 2002-го года. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Пятигорске Лада Леденева:
Лада Леденева: Прокуратура Ставропольского края обвиняла заместителя главы кочубеевской районной администрации в том, что получив прогноз синоптиков о приближающемся наводнении, он вовремя не оповестил население района. В результате спасательные работы были начаты с опозданием. Паводок практически полностью разрушил станицу Барсуковскую и поселок Тоннельный Кочубеевского района края, погибли 19 человек, сотни людей лишились жилья. На восстановительные работы только в Ставропольском крае было израсходовано порядка 6 миллиардов рублей. Однако, как сообщила пресс-секретарь Кочубеевского районного суда Инна Никитенко, суд признал недоказанным то, что Николай Гура уклонялся от выполнения должностных обязанностей в период стихийного бедствия - тогда он находился на бюллетени.
Андрей Шарый: В результате паводка в разных регионах России подтоплены более 5 тысяч домов, в которых проживают в общей сложности около 25 тысяч человек. Снова, как и почти каждый год, словно разлив рек предсказать невозможно, гибнут люди. По данным МЧС, наиболее сложная обстановка складывается в Кемеровской области и в Алтайском крае. О том, какие потери уже нанес паводок и возможно ли избежать этого ежегодного в России бедствия, рассказывает корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков:
Михаил Саленков: В этом году в результате паводка в Хакасии и на Алтае погибли уже более 10 человек. Местные власти подсчитывают материальный ущерб, нанесенный стихией. В Республике Алтай он уже превысил 10 миллионов рублей. Здесь из зоны наводнения сотрудникам МЧС и местным службам гражданской обороны пришлось эвакуировать 5 тысяч человек. Подтопленными оказались более тысячи домов. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Барнауле Олег Купчинский:
Олег Купчинский: Больше всего пострадали Тальменский и Красногорский районы. В Тальменском районе водой залиты более 800 домов. Пострадало около 3 тысяч человек. Многие эвакуированы и временно размещены в помещениях школ. На реке Чумыш образовался крупный ледяной затор. Спасатели и военные пытаются разрушить его бомбовыми ударами. Уже сброшено около 30 100-килограммровых бомб. Однако они пока не могут справиться со стихией. В районах, где объявлена чрезвычайная ситуация, работают около 500 сотрудников МЧС. В городе Бийске, также пострадавшем от наводнения, организовано несколько эвакуационных пунктов. Но пока жители не ходят покидать свои дома. Спасатели дежурят на лодках и помогают людям добираться на работу и в магазины. В Барнауле от большой воды пострадал поселок Лебяжий. Сейчас для отвода воды здесь срочно сооружают дамбу и трубопровод. Краевое управление ГО и ЧС объявило, что первая волна паводка идет на спад. Однако в середине мая следует ожидать еще более мощную вторую волну, когда в горах начнет таять снег и пойдет так называемая коренная вода.
Михаил Саленков: В понедельник утром из Кемерова пришло сообщение о том, что на юге Кузбасса обстановка стабилизировалась, и вода начала спадать. Однако метеорологи ждут ухудшения ситуации. В администрации области отмечают, что такого наводнения на Кузбассе не было уже более 100 лет. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Кемерово Наталья Гузева:
Наталья Гузева: Первую атаку весенней большой воды принял на себя юг Кемеровской области. Капризная река Кондома, напитавшись дождевой водой и талым снегом, практически смыла целые деревни. В поселок Абагур в Новокузнецком районе вода нагрянула в четверг вечером, да так быстро, что никто и не ожидал. Поселок расположен в низине, потому здесь затоплены все дома. Даже трехэтажки и школы не пощадил паводок. Эвакуационный пункт в Абагуре размещается на железнодорожной насыпи, в 9 вагонах спасенные жители, в еще нескольких - скот и медикаменты, электричества нет. Несколько сотен человек пока разместились в вагонах. Каждому спасенному положен продпаек на сумму в 30 рублей. На какой срок - не оговаривается. В ближайшие дни ситуация может осложниться: синоптики обещают потепление и обильные осадки. Не исключено, что наводнение докатится до центральной части и до севера Кузбасса. Администрации Кемеровской области пообещала выплатить всем пострадавшим компенсации.
Михаил Саленков: Какова ситуация в целом по России и какие меры принимаются, чтобы спасти население? Об этом я побеседовал с сотрудником МЧС России Виктором Бельцовым.
Виктор Бельцов: В 22 населенных пунктах, а это три федеральных округа - Приволжский, Уральский, Сибирский - в зонах подтопления находятся свыше пяти тысяч жилых домов, в которых проживают более 23 тысяч человек. Спасателями МЧС из опасных зон отселены 2445 человек. Если говорить о группировке сил и средств, которые привлечены к ликвидации последствий наводнения, то в общей сложности у нас в борьбе со стихией участвует почти 1200 человек, 405 единиц техники, включая плавсредства и самолеты с вертолетами.
Михаил Саленков: Как они используются?
Виктор Бельцов: Специальная техника, в основном, это плавсредства, в том числе и катера на воздушной подушке, используется для эвакуации населения из зон бедствий. Применяются также вертолеты, в основном, для бомбардировки ледовых заторов. В прошедшие выходные к ликвидации заторов активно привлекалась авиация Министерства обороны, в частности, в Алтайском крае на реке Чумыш в районе населенного пункта Тальменка - там применялись вертолеты, в том числе и с фугасными авиабомбами.
Михаил Саленков: Виктор, а какие-то предварительные работы с населением велись перед наступлением паводка?
Виктор Бельцов: Безусловно, такая работа, плановая, предупредительная проводится каждый год в преддверии весеннего половодья. Если ваш вопрос сводится к человеческим жертвам, которые в этом году уже, к сожалению, есть в Кемеровской области и в Хакасии, то если говорить о Хакасии, там виновниками своей гибели стали сами люди, они отказались от эвакуации, которую им предлагали спасатели.
Михаил Саленков: А в чем заключается предварительная работа?
Виктор Бельцов: Во-первых, население, как правило, проходит обучение правилам поведения в опасных зонах, в частности, в зонах затоплений. Люди оповещаются, проводятся тренировки. И в преддверии наводнения, когда есть уже оперативный прогноз, по различным каналам, включая и местное радио, и телевидение, население оповещается о предстоящих подъемах уровня вод.
Михаил Саленков: И, соответственно, выезжают спасатели, которые их оттуда эвакуируют?
Виктор Бельцов: Да, безусловно.
Михаил Саленков: Почему в стране ежегодно паводок превращается в стихийное бедствие? Можно ли его избежать? Ученые-гидрологи считают, что теоретически такая возможность есть, но из-за дороговизны работ никто этим заниматься не будет. Это мнение Льва Кучмента, заведующего лабораторией моделирования гидрологического цикла суши РАН:
Лев Кучмент: Россия - большая страна, где много крупных рек. Почти каждый год где-нибудь что-нибудь происходит. Основные наводнения обычно вызываются талым стоком, это бывает весной, и часто наводнения начинаются в тех случаях, когда еще реки не освободились ото льда, и если особенно реки текут с юга на север, часто образуются заторы, повышение уровня в самых неожиданных местах. Обычно если наводнения весной возникают, то возникают на больших пространствах, большие реки, и создается впечатление, что бед больше.
Михаил Саленков: А гидрологи знают, как этих бед избежать?
Лев Кучмент: Избежать, конечно, тоже можно, но это очень дорого, нужно создавать специальные гидротехнические сооружения, проводить определенные работе на водосборе. Это большие гидротехнические работы, в первую очередь. Конечно, у нас на большинстве рек сток регулируется. Там повышение уровня есть, но эти повышения не приводят к каким-то существенным экономическим потерям.
Михаил Саленков: Тем не менее, каждый год из разных регионов России, особенно Сибири, приходят сообщения, что там то затопило деревню, то там полдеревни смыло. Почему же это происходит, если есть возможность избежать бедствия?
Лев Кучмент: Нужны большие затраты для того, чтобы избежать этого ущерба. Представляете, если у нас где-то небольшая деревня, и чтобы ее раз в 50 лет оградить от наводнений, нужно строить большие плотины – ну, кто пойдет на такие затраты?
Михаил Саленков: Когда точно вода в реках Кузбасса и Алтая спадет, сказать сложно. В худшем случае, говорят гидрологи, это середина июня.
Андрей Шарый: А сейчас об одном совпадении сегодняшнего дня. Можно было бы назвать его забавным, если бы речь не шла о человеческих жертвах и большом ущербе для населения страны. В Ставропольском крае суд оправдал Николая Гуру, заместителя главы администрации Кочубеевского района, которого обвиняли в халатности во время наводнений 2002-го года. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Пятигорске Лада Леденева:
Лада Леденева: Прокуратура Ставропольского края обвиняла заместителя главы кочубеевской районной администрации в том, что получив прогноз синоптиков о приближающемся наводнении, он вовремя не оповестил население района. В результате спасательные работы были начаты с опозданием. Паводок практически полностью разрушил станицу Барсуковскую и поселок Тоннельный Кочубеевского района края, погибли 19 человек, сотни людей лишились жилья. На восстановительные работы только в Ставропольском крае было израсходовано порядка 6 миллиардов рублей. Однако, как сообщила пресс-секретарь Кочубеевского районного суда Инна Никитенко, суд признал недоказанным то, что Николай Гура уклонялся от выполнения должностных обязанностей в период стихийного бедствия - тогда он находился на бюллетени.