Ссылки для упрощенного доступа

Впечатления с фестиваля "Кинотавр"


Программу ведет Андрей Шарый. Иван Толстой беседовал с кинокритиком газеты "Аргументы и факты" Мариной Мурзиной и специальным корреспондентом Радио Свобода на фестивале "Кинотавр" Мариной Тимашевой.

Андрей Шарый: В Сочи продолжается 14-й кинофестиваль "Кинотавр". О программе кинофестиваля Иван Толстой беседовал с кинокритиком газеты "Аргументы и факты" Мариной Мурзиной и специальным корреспондентом Радио Свобода на фестивале Мариной Тимашевой.

Иван Толстой: Марина, расскажите, пожалуйста, о параметрах "Кинотавра" для тех, кто не представляет, что это за фестиваль, что это за конкурс.

Марина Тимашева: Фестивалю "Кинотавр" 14 лет. Его бессменным руководителем является глава кинокомпании "Кинотавр" Марк Рудинштейн, а его директором - очень знаменитый и очень всеми любимый народный артист Олег Янковский. Фестиваль всегда проходит в Сочи примерно в одни и те же дни начала июня. Он состоит из двух конкурсных программ. В этом году это так. Одна программа - это российское кино, снятое за отчетный период прошлого года. И вторая программа - это конкурс европейских фильмов, снятых в то же самое время. Помимо всего прочего, в фестивальную программу входят совершенно неконкурсные картины. Здесь очень большая программа дебютных короткометражных фильмов, очень большая программа российских документальных фильмов, и, кроме всего прочего, есть такие панорамные программы. Например, Сергей Лаврентьев всегда придумывает замечательные идеи для такого рода ретроспектив. В этом году одна из ретроспектив называется "Вестерн под красным знаменем". Это вестерны, которые были сняты в странах социалистического лагеря в то время, когда этот социалистический лагерь существовал. По итогам "Кинотавра", конечно, награждают лауреатов, здесь очень много призов, вполне традиционных для такого рода фестивалей: "Лучший фильм", "Лучшая режиссура", и так далее. Наши слушатели, наверное, знают.

Иван Толстой: А какие у вас самые приятные впечатления от конкурсной программы?

Марина Тимашева: Мы сейчас посмотрели 9 из 18 конкурсных российских фильмов. И, если говорить о приятных впечатлениях, их два. Я сразу оговорюсь: я не сравниваю их по вертикали - ни с мировым, ни с советским кинематографом прошлого, и по горизонтали тоже не сравниваю - то есть с мировым кинематографом настоящего. Речь только о впечатлениях, которые вызваны той картиной российского кино, которая, как мне кажется, полно и довольно безжалостно нарисована кинофестивалем "Кинотавр". Первая хорошая, оставшаяся в памяти, это картина для семейного просмотра, она называется "Радости и печали маленького лорда". Она снята известным по фильму "Котенок" и короткометражке "Басурманы" режиссером Иваном Поповым. Сделана лента по мотивам повести Френсис Элизы Барнет "Маленький лорд Фаунтлерой". Режиссер демонстрирует очень бережное отношение к литературному первоисточнику, хороший вкус, сохраненную прозрачность английского юмора и очень ненадрывную сентиментальность. Фильм этот без дидактики, без менторской интонации рассказывает о том, что такое честь и бесчестие. Мне кажется, это напомнить никогда не вредно не только детям, но и взрослым. Но, кстати, взрослым есть еще о чем поразмыслить. Маленький лорд, как все помнят, приезжает из Америки в Англию и попадает из демократии в авторитаризм, во всяком случае, в размере семьи. И нам предоставлена возможность судить о достоинствах и недостатках обоих общественных укладов. Кстати, в этой картине очень хороший исполнитель роли старого лорда Станислав Говорухин. И после картины я, признаться, стала лучше относиться не к актеру Говорухину, но к Говорухину - человеку. Пока, на мой взгляд, это основной претендент на премию за лучшую мужскую роль. А второй любопытный фильм называется "Притяжение". Это первый российский фильм ужасов и дебют режиссера Василия Серикова. Тут очень запутанная драматургическая основа. Но все-таки в меру страшно и в меру смешно, поскольку режиссер выдерживает некую ироническую дистанцию. А Гарик Сукачев - он играет следователя, который принимает кровавое злодейство оборотня за бытовое убийство. Это такая пародия на Эркюля Пуаро с манерами Глеба Жеглова. Самое удивительное - это мотивация оборотня. Он убивает людей ради наследства. Так мистическая история приближается к реалистической, и человек становится злодеем, убийцей и нелюдем в погоне за деньгами. Душа его, в последнем эпизоде фильма покидающая тело, - это нечто звериное и ужасно мохнатое. Наверное, так и выглядят души тех, кто охотится за деньгами. Вот такие у меня два приятных впечатления.

Иван Толстой: А сейчас я хочу обратить свой вопрос к Марине Мурзиной - театральному и кинообозревателю еженедельника "Аргументы и Факты". А какие у вас самые приятные впечатления?

Марина Мурзина: Я пребываю в надежде (не в таком оптимизме, как моя тезка) думаю, как пел Высоцкий, что "вкусное - на третье", что все лучшее припасено к концу фестиваля. Это картина "Старухи", на которую мы сегодня идем, Геннадия Сидорова, картина (вы будете смеяться) "Бабуся" Лидии Бобровой, картина Вадима Абдрашитова "Магнитные бури". Я возлагаю на них основные свои надежды. Что касается приятных впечатлений на сегодняшний день, то на меня чрезвычайно приятное впечатление произвела программа дебютных картин под названием "Дебют - "Кинотавр" - короткий метр". В этом году она проводится не как конкурс, а как ознакомительный показ. Уж не знаю как это назвать. По крайней мере, присутствовавшие на этой программе зарубежные эксперты по молодежному дебютному кино, признали единодушно, что это одна из самых интересных программ в мире, которые они видели за последнее время. А вы знаете, что фестивалей в мире дебютного кино достаточно.

И второе приятное впечатление связано с комплексным просмотром документальной программы под названием "В зеркале документа". Она тоже включает в себя 9 программ, и тоже показалась мне чрезвычайно интересной. В каком-то смысле можно объединить эти две программы. Я не буду говорить о каких-то глобальных тенденциях, но очень много молодых лиц. Даже не много, а в основном, это очень молодые люди, в среднем лет по 25. Это чрезвычайно приятно.

Если вернуться к программе дебютов, то, может быть, это прозвучит несколько банально, но очень приятно, что кино наше живо и что оно очень четко продолжает лучшие традиции столь любимого нами старого кино. В этой программе были представлены картины или дипломные, или режиссерские дебюты учеников таких мастеров, как Марлен Хуциев, Алексей Герман и Светлана Кармалита, Геннадий Полока и Владимир Хотиненко. Мы увидели работы их молодых учеников. Приятно было также мне отметить, как представительнице женского пола, что было три картины, которые сделали молодые женщины. Из этих трех картин я бы отметила две как чрезвычайно любопытные. Это картина Юлии Колесник - ученицы Хуциева - "Прогулка" по рассказу Курта Воннегута и картина Елены Сорокиной "Де лана каприна", что значит "О пустяках", в переводе. Если что-нибудь по документальному кино, поскольку это кино, к сожалению, видит у нас очень мало людей, я могу ответить на вопросы.

Иван Толстой: Да, конечно, пожалуйста, расскажите нам о документальном кино и о тех именах, которые, с вашей точки зрения, могут быть на слуху в ближайшее время.

Марина Мурзина: Документальное кино, как я уже сказала, смотрит у нас очень мало людей. Если с прокатом художественного кино проблемы, то проката неигрового кино, по-моему, вообще нет. Мне было крайне досадно, что в достаточно вместительном зале зимнего театра сидело очень мало людей, просто можно было по пальцам пересчитать. Но с другой стороны, среди них было много иностранцев. Всегда стараюсь смотреть документальные программы, потому что, как Чехов сказал, жизнь сложнее, мудрее и многообразнее, чем может придумать даже самый талантливый художник. И вот этот случай подтвердил эту нехитрую мысль. Очень мне понравилась первая картина, показанная в этой программе, "Чистый четверг" Александра Расторгуева. Картина очень простая. Она посвящена чеченской войне, но в ней нет ни ужасов (как мы уже привыкли, к сожалению, ассоциировать подобные картины с чем-то ужасным, с тем, что трудно, невозможно смотреть). В этой картине снят один день - чистый четверг, потому что это банный день для солдатиков, для мальчиков. И просто снята баня, как они ее топят, как они сдают белье, получают новое, как они переговариваются, не всегда употребляя только цензурные слова. Но в этом нет пошлости, в этом нет нарочитости. Это сделано очень деликатно. И в конце мы видим посвящение, что через два месяца после съемок этой картины несколько десятков мальчиков, по-моему, 139 человек погибли. И, наверняка, среди этих погибших были те, кого мы только что видели.

Всегда в документальном кино, как вы понимаете, интересна судьба человеческая. В данном случае это Георгий Степанович Жженов , которому Сергей Мирошниченко посвятил свою картину "Русский крест". Была показана только первая часть, затем будет продолжение. И Георгий Степанович присутствовал на премьере. Это известный человек. Что касается других персонажей, они куда менее известны. Но истинную драматургию документалистики всегда составляет уникальный и человеческий жизненный опыт. Здесь это пермская писательница Нина Горланова и картина "Горланова, или дом со всеми неудобствами" Алексея Романова и некто Николай Ларин – "Простой рабочий парень". Так и называется картина о нем, снятая Виктором Невежиным. Две судьбы совершенно разных. Прелюбопытнейшие персонажи, держатся перед камерой так, как будто они всю жизнь снимались в кино. Одна - писательница, многодетная мать (один из детей – приемный) живущая в чудовищных условиях, не теряющая оптимизма и пишущая замечательные яркие талантливые веселые картины, плюс к тому, что она пишет романы.. Второй персонаж – Николай Ларин – всю жизнь прожил, так и не женившись, около людей искусства, при них и для них. Это Тамара Макарова и Сергей Герасимов, Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева, Алла Ларионова и Николай Рыбников. Он им верно служил всю свою жизнь. Он им помогал, он возил их на машине, он поливал им цветы на даче. Они его любили. И он их любил. Зря он прожил свою жизнь или нет? Такой возникает вопрос.

Иван Толстой: Я хочу следующий вопрос обратить к Марине Тимашевой. С вашей точки зрения, какие тенденции просматриваются на этом "Кинотавре" и есть ли уже явные лидеры, какие фигуры вы хотели бы отметить?

Марина Тимашева: Пока явных лидеров нет, и Марина Мурзина назвала фильмы, на которые мы все уповаем. Что касается тенденций, то тут так: первое - высокий удельный вес мелодрам. В общем, известно, что зрители всем жанрам предпочитают комедии и мелодрамы. Но на душе у российских кинематографистов, видать, невесело. Они сосредоточились на мелодрамах. В этом жанре сняли "Маленького лорда", "Игру в Модерн", "Мишель", "Кавказскую рулетку", "Жизнь одна", "Кармен" и ... Исключением является только ужастик "Притяжение" и картина Светланы Дружининой из хорошо известного телезрителям сериала "Тайны дворцовых переворотов". Фильм называется "Вторая невеста императора". Это цветистый историко-костюмный фильм о нравах двора его величества Петра П . В дальнейшем в программе еще "Бедный-бедный Павел" Виталия Мельникова о Павле 1. Вот такого на прошлых "Кинотаврах" не было. Зато на прошлом Московском международном кинофестивале был фильм Глеба Панфилова "Романовы – венценосная семья", а на телеканале НТВ недавно закончился цикл Леонида Парфенова "Российская Империя". Такой интерес очень разных авторов к истории России, видимо, коренится в причинах очень далеких от исключительно эстетических. Наверное, речь идет о некоем социальном заказе, пусть не сформулированном впрямую, хотя Министерство культуры много говорило о необходимости патриотических фильмов. Истинный же патриотизм, я думаю, формируется из знания истории. К чести Светланы Дружининой скажу, что ничего идеологически неприятного из ее фильма не следует. Православие, самодержавие, народность в том виде, в каком они существовали при Петре П, торжественного умиления не пробуждают. А даже если не говорить об исторических фильмах, действие многих прочих происходит в Х1Х веке. Тут, правда, проблема в ином: кажется, что костюмами, усадебной архитектурой, роскошными интерьерами режиссеры пробуют заслонить отсутствие внятных сценариев и умелой собственной режиссуры.

Иногда отсутствие всего того же пробует заслонить старинные истории, перемещенные в наше время. Так поступил Александр Хванц с новеллой Проспера Мериме "Кармен". Бедный, бедный Проспер Мериме! Заметьте, что многие картины этого года связаны с хорошей литературой. Видимо, грамотных оригинальных сценариев становится все меньше. Но если в прошлом году я думала: не можете придумать приличного своего, так ставьте классику, - то в этом году я переменила мнение: пусть лучше снимают неприличное свое, чем превращают в неприличное любимые книги хороших авторов.

В поисках сюжетов кино обратилось к театральным пьесам или к сценариям, построенным по законам театральной драматургии. Тут и фильм "Мишель", и лента Александра Галина "Фото" (спектакль "Чешское фото" много лет очень успешно идет в театре "Ленком"). Но и тут получилась странная история. Пьесы выбираются антрепризные, мелодрамы на 2-3-х хороших артистов с тривиальными ходами, но репризными, иногда пошловатыми диалогами. Кино становится похожим на антрепризные театральные проекты, от которых театральные критики шарахаются, и не только они, но и наученная горьким опытом публика.

XS
SM
MD
LG