Ссылки для упрощенного доступа

Нелегальная торговля растениями и животными в России


Программу ведет Андрей Шарый. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Катыс.

Андрей Шарый: Нелегальная торговля животными, оказывается, по прибыльности занимает третье место (после нелегальной торговли оружием и наркотиками). Эти данные были оглашены на недавней конференции Интерпола. Ежегодный оборот этого криминального бизнеса оценивается от 6 до 10 миллиардов долларов. Итак, нелегальная торговля растениями и животными приносит гигантские доходы браконьерам и контрабандистам, в том числе и в России.

Марина Катыс: Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны - СИТЕС - вступила в силу 1 июля 1975 года, Россия заявила о выполнении обязательств по СИТЕС в январе 1992 года. Однако соответствующий закон в России до сих пор не принят.

Депутат Московской городской Думы и разработчик Закона о Животных Иван Новицкий считает, что российское законодательство не соответствует современным реалиям.

Иван Новицкий: В нашем федеральном законодательстве нет закона об обороте редких и исчезающих видов диких животных. Такой закон есть у нас в Москве, мы его разрабатывали и принимали еще в 90-е годы. Рассмотрели в Московской Думе, после сложных обсуждений приняли, и он в Москве у нас действует. И в Москве есть, во всяком случае, законодательные основы для контроля за оборотом редких и исчезающих видов диких животных и растений, как это положено по конвенции СИТЕС.

Но после того как Московская дума вышла с законодательной инициативой в Государственную Думу о принятии федерального закона, после этого нам закон вернули, сказав, что он не согласован с Минприроды. И тогда все это было отправлено на согласование в разные правительственные структуры, где и заглохло фактически. И до сих пор Государственная Дума так и не собирается этот законодательный акт рассматривать.

Марина Катыс: Россия является одновременно и источником, и потребителем, и транзитной страной для организованной контрабанды животных и растений.

Однако – как говорит сотрудник Международного Фонда защиты животных Сергей Ганусевич – обязательства по Конвенции СИТЕС российской стороной выполнены быть не могут.

Сергей Ганусевич: Российское законодательство не позволяло выполнить требования СИТЕС. Требования таковы: если в транзитной зоне обнаружатся такие животные или товары - объекты СИТЕС, они должны быть или конфискованы (если есть законодательство в стране, позволяющее работать в транзитной зоне); либо, если это невозможно, то пункт, в который эти животные или товары, или другие объекты СИТЕС направляются, должен быть немедленно проинформирован стороной транзита о том, что туда поступают такие животные. Это делается во многих странах, эта схема работает. У нас в России, к сожалению, нам не удавалось никогда добиться ни задержаниях этих животных, ни сообщения в пункт их окончательного импорта о том, что они туда идут.

Марина Катыс: Во всем мире диких животных убивают ради мяса, шкур, костей, внутренних органов и рогов. Животных отлавливают и для продажи, но от 50 до 70 процентов пойманных животных гибнет при транспортировке из-за жестокого обращения.

О масштабах контрабандны диких животных говорит руководитель Службы информации Международного Фонда защиты животных Игорь Беляцкий.

Игорь Беляцкий: Международная мафия - это слишком общее название, есть разные группировки, специализирующиеся на разных животных, - она заинтересована в том, чтобы изделия из диких животных и сами дикие животные поступали на международный рынок и чтобы это легализовалось, даже касательно популяций, находящихся под угрозой исчезновения. Что касается вообще объема международной торговли, то его очень сложно оценить, к сожалению. И даже в Интерполе оценки очень и очень приблизительные: от 6 до 10 миллиардов долларов составляет объем нелегальной торговли дикими животными в мире; называли и цифру - 15 миллиардов. На экологической конференции года четыре назад министр экологии Бразилии называл цифру в 20 миллиардов долларов - нелегальный рынок торговли животными в мире, причем без учета рыбы и леса, как говорилось, то есть дикие виды флоры и фауны.

Марина Катыс: В России из крупных млекопитающих под угрозой исчезновения находятся амурский тигр (осталось не более 450 особей), дальневосточный леопард (около 35 особей), снежный барс и сайгак. Кстати, почти миллионное стадо сайгака за последние 12 лет сократилось до 50 тысяч. Причем на российской территории осталось не более 18 тысяч сайгаков.

XS
SM
MD
LG