Ссылки для упрощенного доступа

Кому какие посты достанутся в Государственной Думе нового созыва?


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Долин, Карэн Агамиров и Михаил Соколов.

Андрей Шарый: Центральная избирательная комиссия в пятницу утвердила окончательные итоги выборов в Государственную Думу. По результатам голосования по партийным спискам "Единой России" досталось 120 депутатских мандатов, коммунистам - 40, "Либерально-демократической партии" - 36, блоку "Родина" - 29. В Центральной избирательной комиссии работал корреспондент Радио Свобода Владимир Долин.

Владимир Долин: Заседание Центральной избирательной комиссии, на котором рассматривались в общем-то формальные вопросы, оказалось неожиданно бурным. Все началось со скандала. Член комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ Вадим Соловьев заявил о массовой фальсификации в ходе выборов.

Вадим Соловьев: Названа цифра 4382 участка, где не были выданы копии проколов. Нарушены 25-я, 26-я статья статьи 81-й федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы". Примерно 60 тысяч протоколов не совпадают по цифровым данным. При этом составление повторных официальных протоколов было проведено с грубым нарушением пункта 18 статьи 84-й федерального закона "О выборах депутатов", что ведет, согласно пункта 8 статьи 69-й федерального закона "Об основных гарантиях", к признанию всех 60 тысяч протоколов недействительными, не имеющими юридической силы, подведение итогов выборов по которым запрещено законом. Это свидетельствует о массовом совершении преступления. И третье, последнее: в Ростовской, Самарской, Курганской, Орловской, Дагестане, Татарстане и так далее, установлены сотни официальных протоколов, содержащих расхождения с копиями, касающиеся итогов выборов, что свидетельствует о фальсификации выборов, то есть о совершении преступления 142 УК Российской Федерации.

Владимир Долин: Вадим Соловьев предложил пересчитать голоса в 11 регионах России и отложить подведение итогов выборов до рассмотрения многочисленных жалоб.

Вадим Соловьев: Подводить сегодня итоги по юридически незначимым протоколам нельзя. Если же будут подведены, здесь все юристы члены избирательной комиссии, прекрасно понимают, что, какие правовые последствия - это нелегитимность Государственной Думы Российской Федерации в будущем.

Владимир Долин: Обстановка в зале заседаний накалилась. Накалилась она и в Большом Черкасском переулке перед зданием Центральной избирательной комиссии, где проходил пикет, организованный КПРФ. Пикетчиков возглавил лидер московских коммунистов Александр Куваев. Он изложил требования протестующих.

Александр Куваев: Мы проводили параллельный подсчет голосов. Сегодня введено наших протоколов, которые получили наши наблюдатели на избирательных участках, копии протоколов, 93% - это 86700 протоколов. Из них в 60 тысяч протоколов обнаружены несоответствия с данными избирательной комиссии. Сегодня мы пришли выразить свое отношение к таким действиям Центризбиркома. Мы ведь требовали только очень простой вещи - рассмотрите нашу жалобу, и требуем пересчета голосов. Если этого не случится, то господину Вешнякову, наверное, придется нести ответственность в уголовном порядке, статья 24 Уголовного кодекса Российской Федерации, от одного до трех лет, за фальсификацию документов.

Владимир Долин: Милиционеров было по одному на каждого пикетчика, но решительных действий стражи порядка не предпринимали. Александр Куваев объяснил, почему.

Александр Куваев: Действия милиции не могли быть какими-то жесткими, поскольку мне поручила фракция провести здесь встречу с избирателями, я как депутат проводил встречу с избирателями. Я имею право делать это в любом месте, в любой точке города Москвы. Были попытки отобрать плакаты, лозунги, мы не дали этого сделать и не дадим.

Владимир Долин: Александр Куваев заявил, что среди пикетчиков были и члены партии "Яблоко". Председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков выразил сомнения в достоверности параллельного подсчета голосов коммунистами.

Александр Вешняков: Вот мы как работали - все видели, а как вы подводите параллельный подсчет - никого не пускаете, в том числе ни одного представителя средств массовой информации.

Владимир Долин: Вешняков обвинил коммунистов в попытке срыва выборов.

Александр Вешняков: Вы же последние шаги предпринимаете для того, чтобы сорвать возможность в сроки, предусмотренные законом, подведения итогов голосования, возможно, даже сознательно.

Владимир Долин: Председатель Центральной избирательной комиссии исключает возможность фальсификации итогов голосования.

Александр Вешняков: Вероятностей того, что есть массовые искажения результатов по федеральному округу, не существует практически.

Владимир Долин: Что касается жалоб, то Александр Вешняков обещал внимательно их изучить и в случае подтверждения фактов нарушения закона добиться примерного наказания виновных. Присутствовавший на заседании Центризбиркома секретарь Высшего совета "Единой России" Валерий Богомолов дал совет коммунистам от имени победителей.

Валерий Богомолов: Теперь уже надо не на зеркало пенять, а на себя обратиться.

Владимир Долин: На заседание Центральной избирательной комиссии были приглашены лидеры всех партий и блоков - участников выборов. Кроме Валерия Богомолова явились только Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин, лидеры блока "Родина". Протокол об итогах выборов подписали все 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Андрей Шарый: Вечером в пятницу Александра Вешнякова принял президент России. Владимир Путин поблагодарил председателя Центральной избирательной комиссии за работу по проведению и подготовке парламентских выборов. В пятницу рабочая группа из представителей победивших на выборах партий и блоков обсудила вопросы, связанные с подготовкой первого заседания нижней палаты парламента.

Карэн Агамиров: Временная депутатская рабочая группа заседала около 40 минут.

Геннадий Селезнев: Первые лица не входят сюда во временную рабочую группу, но по пропорциональному принципу представлены все.

Карэн Агамиров: Сообщил журналистам председатель Государственной Думы третьего созыва и независимый депутат в новом составе нижней палаты парламента Геннадий Селезнев. Определен порядок проведения первого заседания. Откроет его старейший депутат, им является представитель блока "Родина" Валентин Варенников. Образованы временные рабочие органы - комиссия по регламенту, временный секретариат и счетная комиссия. На первом заседании будет избран спикер нижней палаты и его заместители, утверждена структура Государственной Думы.

Геннадий Селезнев: Пока есть только варианты, вариантов много. Это все временные варианты.

Карэн Агамиров: Слухи о якобы поступившем ему предложении занять пост уполномоченного по правам человека Российской Федерации Геннадий Селезнев прокомментировал так:

Геннадий Селезнев: Очередная пошла "утка" доброжелателей.

Карэн Агамиров: Представитель "Единой России" Константин Косачев на мой вопрос, как он чувствует себя в новом составе нижней палаты парламента, ответил так:

Константин Косачев: Я не могу комментировать выбор избирателей, потому что этот новый состав Государственной Думы определен людьми, которые пришли на избирательные участки 7 декабря. Лично мне, конечно, обидно за ряд очень сильных партий, прежде всего партий правых, которые в силу, на мой взгляд, внутренних разногласий и собственных ошибок в результате избирательной кампании не прошли в Государственную Думу. Но, как мне кажется, и тот состав Государственной Думы, который сейчас сформировался, абсолютно компетентен, он представляет все без исключения точки зрения и настроения, существующие в обществе. Он не будет закрыт ни для каких предложений, откуда бы они ни исходили. Я уверен в том, что диалог между партиями, представленными в Государственной Думе, и партиями, не прошедшими 5% барьер, безусловно, будет сохранен. Потому что мы работаем здесь не в интересах наших партий, мы работаем в интересах страны, и для этого такой диалог абсолютно необходим. Так что, я думаю, что четвертая Государственная Дума будет абсолютно дееспособная, она, безусловно, абсолютно репрезентативна, представительна и в этом смысле имеет абсолютные шансы на то, чтобы работать, как минимум, не менее эффективно, чем третья Государственная Дума.

Андрей Шарый: Партия "Единая Россия" создаст только одну фракцию и не будет делиться на депутатские группы. Как сообщил секретарь Высшего совета партии Владимир Богомолов, "Единая Россия" ведет переговоры с некоторыми депутатами о присоединении к ее фракции. Прокомментировать политические события последних дней я попросил обозревателя Радио Свобода Михаила Соколова. Беседу мы начали с вопроса о распределении руководящих постов в парламенте нового созыва.

Михаил Соколов: Те утечки, которые сделаны, они сделаны почти официально. Рисуют вполне ясную картину Государственной Думы, где будет одна сверхбольшая фракция партии "Единая Россия" и, естественно, лидер этой партии, по всей видимости, Борис Грызлов возглавит Государственную Думу России, возможно, ненадолго, может быть, потом он сможет после президентских выборов претендовать и на пост премьер-министра. И партия "Единая Россия" вместе с примкнувшими к ней одномандатниками, даже некоторыми депутатами, которые прошли по спискам других партий, я думаю, сможет составить фракцию около 300 голосов, то есть близко к конституционному большинству или составляющую конституционное большинство. И она получит практически все руководящие посты, то есть посты руководителей комитетов. Те люди, которые руководили фракциями, входившими в блок "Единой России", такие как Вячеслав Володин или Олег Морозов, они получат посты вице-спикеров Государственной Думы. А представители тех партий или блоков, которые есть в Думе, то есть партия Жириновского, компартия и блок "Родина", они получат посты вице-спикеров Государственной Думы, такие утешительные и ничего не значащие.

Андрей Шарый: Михаил, с точки зрения парламентской технологии, контроль "Единой России" над одной большой фракцией или над несколькими меньшими, говорит и о том, что, может быть, большое количество депутатов от "Единой России" будут как-то разбивать на несколько фракций, какая разница?

Михаил Соколов: Опыт работы предыдущей Думы показал, что наличие трех-четырех групп, которые входят в коалицию, ведет к определенному количеству дискуссий и компромиссов. И те группы, которые не вполне контролируются администрацией президента, где есть хотя бы какое-то количество колеблющихся, они могут по каким-то политически непринципиальным вопросам, но важным экономически, выторговывать те или иные преференции. И поэтому, я думаю, что идея построить всех в одну гигантскую фракцию и управлять ею так же, как управляли "Единством", то есть, грубо говоря, по пейджеру, когда депутаты просто получали прямое указание, как голосовать, под угрозой исключения из фракции, вот решение и принято. То есть это фактически жесткая очень система, в которой практически не будет возможности высказывать личное мнение.

Я думаю, что большинство депутатов, которые будут зачислены в Думу по списку "Единой России", в конце концов просто перестанут посещать большинство заседаний. То есть карточки будут сданы координаторам, и они будут голосовать, как скажет, не знаю, политбюро будет или бюро фракции или совет фракции. Вот эта узкая группа людей, которая будет вести прямой диалог с администрацией президента, она будет принимать такие решения. Ну, а за присутствие в Думе те депутаты, которые там будут числиться, они будут получать определенные статусные, может быть, определенные экономические преимущества.

Андрей Шарый: Скажите пожалуйста, насколько серьезно вы оцениваете фронду коммунистов? Есть ли какие-то судебные перспективы у их попыток пересмотреть итоги выборов или это всего лишь политический козырь?

Михаил Соколов: Я думаю, что коммунисты будут, конечно, судиться. Кстати говоря, они вообще не требуют ничего невозможного. Они получили данные примерно по 63% участков, то есть они получили участковые протоколы, они увидели расхождения между теми протоколами, которые были выданы их наблюдателям, и теми, которые оформлялись в территориальных комиссиях. То есть речь не идет о том, сколько было вброшено голосов, это, как бы, не поймали за руку, не смогли доказать, речь идет о том, что протоколы исправлялись уже после завершения подсчетов на избирательных участках. Исправлялись в пользу партии власти, и пострадали в большей или меньшей степени остальные партии, как компартия, так и правые партии. И, кстати говоря, и "Родина" была слегка обсчитана в пользу "Единой России". То есть когда господин Вешняков говорит, что они опоздали с чем-то, то это такая циничная самоуверенность. Потому что, конечно, 9-10 декабря никакие 100% или даже 50% протоколов получить было невозможно, потому что их просто физически во многих случаях не выдавали, и наблюдатели получали их с боем.

И, конечно, по многим округам будут суды, кстати говоря, не только по партийному подсчету, но и по мажоритарным округам. Скажем, в Москве в том округе, где проиграл зампред "Яблока" Сергей Митрохин, он намерен судиться и уже подал весьма основательную жалобу в Центризбирком. Видимо, он ждет сначала решения ЦИКа, а потом с судом решать вопросы, чтобы последовательно действовать. Но судебные перспективы в частных случаях есть, безусловно, будет доказана во многих случаях фальсификация. Она и была доказана, кстати говоря, на многих предыдущих выборах и по Татарстану, например, и по Дагестану, и по другим территориям, где коммунисты действовали достаточно активно. Я думаю, для них это будет одна их форм политической деятельности, агитации. Ну, а в судах, что ж, судебная система будет показывать, насколько она соответствует, скажем так, западным стандартам.

Андрей Шарый: Михаил, все минувшие после выборов дни прошли для представителей потерпевших поражение при голосовании демократических партий фактически в беспрерывных совещаниях и в обсуждениях вопроса о том, какова будет стратегия демократических сил, будет ли выдвинут единый кандидат или будет бойкот выборов. В то же время демократические движения терпят новые и новые потери. Известно решение депутата Коршенинникова, одного из немногих прошедших по одномандатным округам от партии СПС, он теперь член фракции "Единая Россия". Каковы перспективы того, что все-таки договорятся представители демократических партий? По вашим оценкам, будет ли единый кандидат или будет бойкот выборов?

Михаил Соколов: Действительно, от немногих демократов, которые туда попали, немного что останется в качестве независимых. Потому что многие из них начинают точно так же поступать, как сказал Немцов, как буржуазные специалисты в период власти компартии, или просто люди, которые хотели что-то делать в застойный период и вступали в КПСС. Так что и сейчас, наверное, на хлеб с маслом хотят заработать и что-то сделать, не потеряться, в конце концов. Коршенинников, я думаю, за свой мужественный поступок получит какой-нибудь комитет, юрист он все-таки высококлассный.

Что касается договоренности демократов, знаете, история российского либерального демократического движения показывает высочайший уровень недоговороспособности присутствующих в нем людей. Тем более, что многие фигуры, которые были такими примирителями, модераторами и так далее, ушли от нас - это Галина Старовойтова, Сергей Юшенков. Без них действительно будет сложно на всяких демократических совещаниях. Люди там амбициозные, самоуверенные.

Вот сейчас, я вам скажу честно, пятьдесят на пятьдесят, что будет какой-то единый кандидат. Есть какая-то надежда, что договорятся. Но ведь вопрос в том, что позиция правых - не надо выдвигать в лидера проигравших, и тот же Немцов, и тот же Явлинский. Позиция "Яблока" колеблется между бойкотом и все-таки участием, наверное, Явлинского, поскольку другого яркого лидера нет. Относительно независимые фигуры, такие, как Владимир Рыжков, и в меньшей степени независимый, но все-таки известный человек, президент Чувашии Николай Федоров, их не удалось завербовать, так сказать, привлечь. Таким образом, остается идея активного бойкота. То есть выдвижения какого-то кандидата, который будет агитировать голосовать, например, "против всех", в последний момент снимется. Дело в том, что в чистом виде призывать не идти на выборы невозможно, это запрещено российским законодательством, хотя жестких санкций здесь нет, но, по крайней мере, никакого эфира под такую кампанию получить невозможно. Наверное, можно попытаться зарегистрировать какую-то группу, которая будет поддерживать кандидата "против всех", но тоже, боюсь, что она не получит времени для агитации. Поэтому реальным все-таки, мне кажется, выдвижение любого кандидата, который потом смог бы сниматься и призывать, например, голосовать против всех, не ходить на выборы и так далее, то есть составлять реальную оппозицию президенту. Но, боюсь, что для администрации президента очень было бы интересно, чтобы выдвинулся любой как бы демократический кандидат, который бы оттенял Владимира Путина с либеральной стороны, поскольку со стороны ультраправой такой кандидат есть - Владимир Жириновский, а левым с их электоратом очень трудно будет уклониться от неучастия в парламентских выборах, все-таки их избиратели привыкли ходить на выборы.

XS
SM
MD
LG