Ссылки для упрощенного доступа

Страна подводит итоги выборов – как выглядит теперь политическая карта России?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Лиля Пальвелева, Михаил Соколов, Михаил Саленков и Владимир Абаринов.

Андрей Шарый: На выборах президента России, как стало известно в понедельник, победил Владимир Путин. После обработки более 99 процентов бюллетеней председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков заявил, что за Путина проголосовали свыше 71 процента избирателей. На втором месте кандидат от КПРФ Николай Харитонов, у него 13,7 процента. Сергей Глазьев получил чуть более 4 процентов, Ирина Хакамада почти 4 процента, за кандидата от ЛДПР Олега Малышкина проголосовали 2 процента избирателей, за спикера Совета Федерации Сергея Миронова менее одного процента. Против всех кандидатов подано 3,5 процента голосов. В целом выборы президента РФ были организованы на должном уровне, однако избирательный процесс не полностью соответствовал принципам, необходимым для проведения нормальных демократических выборов - заявляют международные наблюдатели из ОБСЕ И ПАСЕ. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева:

Лиля Пальвелева: По мнению главы миссии наблюдателей ОБСЕ Джулиана Пила Йетса, техническая сторона организации выборов в Центральной избирательной комиссии нареканий не вызывает.

Джулиан Пил Йетс: Сюда входит искреннее желание предоставить возможность голосования максимальному количеству избирателей, включая значительные финансовые затраты для проведения выборов на отдельных территориях.

Лиля Пальвелева: При этом нарушений и в ходе предвыборной кампании, и в день голосования было зафиксировано немало. Отсутствовали состязательность различных политических позиций, не всегда соблюдались принципы тайного голосования.

Джулиан Пил Йетс: Мы отмечаем отсутствие состязательности, что обусловлено целым рядом причин, не зависящих от преимущественного положения действующего президента. Это оказание явного предпочтения действующему президенту в содержании выпусков программ новостей и освещении хода предвыборной кампании государственными средствами массовой информации, отсутствие должных действий со стороны ЦИК для пресечения подобной практики предвзятости в репортажах, наличие элементов агитации в часто транслируемых по телевидению роликах ЦИК России, содержащих подтекст, который мог быть истолкован как агитация за действующего президента. Это отдельные случаи злоупотребления служебным положением, которые порой пресекались ЦИК, что указывает на отсутствие общедемократической культуры и контроля за действиями власти, особенно в местах удаленных от столицы. Это, наконец, неприкрытое многократное противодействие одному из кандидатов в ходе агитации.

Лиля Пальвелева: А глава делегации наблюдателей ПАСЕ Рудольф Биндиг приводит примеры нарушений при процедуре голосования и при последующем подсчете. Процесс подсчета, заявляет Рудольф Биндиг, на четверти участков получил неудовлетворительную, и даже очень плохую оценку.

Рудольф Биндиг: Более конкретно могу сказать, что мы получили сообщения, что в Москве, Краснодаре и Хабаровске отмечались многочисленные случаи, когда избирательные комиссии неточно следовали процедурам, установленным для сортировки и подсчета бюллетеней. Не выдавались копии протоколов результатов подсчета голосов, как российским, так и международным наблюдателям, хотя по закону такие комиссии должны быть выданы. На одном избирательном участке, номер 123 - Таганский, произошел инцидент, который можно охарактеризовать не иначе как манипуляцию со списком избирателей, когда в избирательные урны были вброшены бюллетени. Это впрямую наблюдали представители миссии. При этом использовались открепительные удостоверения.

Андрей Шарый: С критикой президентских выборов в России в понедельник выступил генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко. Выборы, как он выразился, превратились из соперничества кандидатов в борьбу политических и административных ресурсов. По мнению руководителя Центра экстремальной журналистики Олега Панфилова на выборах в российских регионах неоднократно нарушались права журналистов. Вместе с президентскими выборами состоялись выборы губернаторов в 10 регионах России. В четырех - Алтайском крае, Корякском автономном округе, Архангельской и Рязанской областях, победители определятся только во втором туре. В нескольких краях и областях избирались также законодательные собрания. У микрофона Михаил Соколов:

Михаил Соколов: В Краснодарском крае губернатор Александр Ткачев получил 84 процента голосов. Смена примерно 20 мэров и недопущение на выборы оппонентов, а также публичное телеблагословение президента Владимира Путина, обласкавшего автора тузлинского скандала, дали националисту Ткачеву возможность легко переизбраться. В Мурманской области победил действующий губернатор Юрий Евдокимов - 78 процентов. Потенциальные соперники были заранее политически уничтожены. Результат был обеспечен консолидацией элиты вокруг главы региона, как и в Калужской области, где без проблем 67 процентов взял действующий глава Анатолий Артамонов. С теми же практически цифрами переизбран руководитель Читинской области Равиль Гениатулин, ставленник группы "МДМ". В Удмуртии сохранился президент Александр Волков. Победа достаточно натужная - 54 процента, в Ижевске всего 32 процента "за", при том, что из республики выдавлены все политические оппоненты местного начальника. Все же критик режима врач Евгений Одиянков набрал 19 процентов голосов, а "против всех" было 15 процентов. В Воронежской области с огромным трудом победил действующий губернатор Владимир Кулаков - 52 процента. Победа генерала ФСБ достигнута за счет задавленного административным ресурсом сельского населения. Города голосовали за оппозиционных кандидатов левого толка Галину Кудрявцеву и Сергея Рудакова.

В четырех субъектах Федерации пройдут повторные выборы. В Корякии продолжат борьбу во втором туре прокурор Борис Чуев и губернатор Владимир Логинов. Логинова поддерживает "Единая Россия" - за обещание вернуть Корякский округ в состав Камчатской области, и соотношение сил в его пользу - 38 процентов против 18. В Архангельской области действующий губернатор Анатолий Ефремов на выборах сенсационно провалился, получил 26 процентов голосов против 44 у бизнесмена Николая Киселева. После выхода из борьбы по указанию из Москвы харизматичного лидера областной думы Владимира Крупчака казалось, что малоизвестному доселе менеджеру Николаю Киселеву победить не удастся. Но Киселев сумел консолидировать голоса тех, кому надоели обещания губернатора Анатолия Ефремова обеспечить региону сверхдоходы от золота, нефти и алмазов. От Ефремова за два срока устали. Тяга к новой фигуре была сильна, и Москва не возражала. К тому же Николай Киселев говорил на языке, понятном производственникам.

Николай Киселев: Сегодня очень большие проблемы с лесозаготовкой, то, что эта отрасль имеет сегодня 60 процентов предприятий убыточных, инфраструктура этих районных предприятий, леспромхозов, она сегодня разрушается, социальная инфраструктура. Люди не хотят сегодня работать и продавать "круглый лес" и "пиловочник", и "баланс" по себестоимости и даже ниже, и объемы лесозаготовки падают. Чтобы эта лесная делянка сегодня приносила доходы территории, она должна быть такая же, как у хорошей хозяйки грядка. В первую очередь, конечно, надо навести порядок с расчетами между первичной лесозаготовкой и переработчиками, и начать обязательно строить дороги, но так, чтобы это были акционерные дороги, чтобы не только те предприятия, которые будут контролировать эти вещи, но и территория могла получать свою долю доходов от использования лесного ресурса.

Михаил Соколов: Главная сила, стоявшая за Киселевым - нефтяники "Лукойла" и влиятельные промышленники из Северодвинска - смогли разрекламировать кандидата как реальную альтернативу засидевшемуся на губернаторстве с ельцинских времен Анатолию Ефремову. В Алтайском крае во второй тур выходят действующий губернатор Александр Суриков, 47 процентов, и известный эстрадный артист Михаил Евдокимов, около 40 процентов, и не факт, что победа у Сурикова в кармане, хотя у губернатора есть серьезная опора - его поддерживали все местные политики и блок левого толка "За наш Алтай", этот блок получил 27 процентов голосов, и "Единая Россия", собравшая четверть голосов на выборах краевого совета, но юморист Михаил Евдокимов сумел популистскими приемами перетянуть на свою сторону недовольных застоем в Алтайском крае. В Рязанской области потерял свой пост "красный губернатор" Вячеслав Любимов. Он пожал плоды своих метаний между Кремлем и компартией, ссоры с местными лидерами коммунистов и мэром Рязани Павлом Маматовым. У Любимова оказался всего 21 процент против 29 у депутата Думы, выходца из Рязани Игоря Морозова и 24 у генерала-десатника, ныне тоже депутата Думы, Георгия Шпака. Судьба рязанского губернаторства зависит от того, на чьей стороне будут избиратели компартии.

Похоже, путинская смена демократических институтов пока разрешает смену местной власти только в тех случаях, когда неэффективный или излишне левый губернатор не устраивает вхожие в Кремль лояльные корпорации. После победы на выборах на пресс-конференции президент Владимир Путин пообещал укреплять в России многопартийную систему. Но ее пока следует называть малопартийной. В Татарстане ни одна партия, кроме "Единой России", не смогла взять семипроцентный барьер, а "единороссы" получили 70 процентов. Коммунисты все же вошли в шаймиевский парламент. В Карачаево-Черкесии "Единая Россия" получила 56 процентов голосов, тут место осталось тоже только для коммунистов, как и в Усть-Ордынском округе. В Свердловской области 35 процентов у "Единой России", а оппозиционный губернатору Эдуарду Росселю "Союз бюджетников Урала" и "Партия возрождения России" получили 9 и 6 процентов голосов. Федеральная компартия и ЛДПР получили по 8,5 процентов. Они и будут представлены в Законодательном собрании региона. В Ярославской области на выборах в местную Думу четверть голосов у "Единой России", 20 процентов у "Родины". В Законодательном собрании будут представлены также компартия, ЛДПР и аграрии, и везде - полный провал правых и либеральных партий - СПС и "Яблока". Их списки, и вместе, и порознь, набирали 3-4 процента голосов. Это плата как за раскол СПС, так и за бойкот выборов Григорием Явлинским. Только в Ярославле блок "Правда, порядок, справедливость" с участием деятелей СПС получил около 10 процентов голосов. Это только подтверждает мнение Ирины Хакамады: либералам в России без перегруппировки и создания демократической социально-озабоченной коалиции из нынешнего кризиса не выйти.

Андрей Шарый: Вернемся к подведению итогов президентских выборов. Директор Фонда эффективной политики Глеб Павловский, комментируя результаты выборов президента, заявил, что Владимир Путин остался у власти благодаря российскому среднему классу. Павловский также отметил, что не видит большой проблемы в обмене критическими выпадами представителей руководства США и России. Напомню, что накануне госсекретарь США Колин Пауэлл выразил сомнения по поводу демократичности выборов президента России. Владимир Путин ответил на это замечание пословицей: "Некоторые в чужом глазу соринку видят, а в своем бревна не замечают". На пресс-конференции Глеба Павловского, которого считают одним из ведущих кремлевских технологов, побывал корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков:

Михаил Саленков: Главная сила, поддержавшая Владимира Путина на президентских выборах 14 марта - средний класс - так считает директор ФЭП Глеб Павловский. По его мнению, больше половины проголосовавших за президента представляют именно эту часть населения России.

Глеб Павловский: Путин победил, в общем, несколько другим большинством, чем в 2000-м году. Вы понимаете, что при цифре 72 процента там присутствуют практически все социальные группы. Тем не менее, его активным ядром является средний класс. Этих людей примерно между 35-45 процентами. Принципиальный момент в отнесении человека к среднему классу - его самоотнесение, это очень важный момент. Но это очень бедный средний класс. Далеко не у всех есть автомобиль. Некоторые называют его чумазой буржуазией.

Михаил Саленков: В то же время, отметил Глеб Павловский, у курса Владимира Путина довольно много противников - около 25 процентов. Это избиратели Ирины Хакамады, Сергея Глазьева, Николая Харитонова и кандидата "против всех". Благодаря кампании бойкота явка на выборы была снижена на 3-4 процента, но голоса из-за этого потеряли в первую очередь Ирина Хакамада и Сергей Глазьев - считает Павловский. По его расчетам, к выборам 2008-го года в России появится новая оппозиция действующему президенту, а у нынешних его противников перспектив нет практически никаких.

Глеб Павловский: Я уверен, что мы находимся на заре новой оппозиции, мы вступаем в период, когда, я бы сказал, начинается бурное оппозиционное творчество. 25 процентов, вот эта негативная четверть, которая не поддерживает на данный момент президента - это серьезный политический потенциал, за который пойдет борьба. Я думаю, будут возникать новые партии.

Михаил Саленков: По поводу установления в России нового авторитарного режима и давления на демократию, по словам Глеба Павловского, беспокоиться не стоит, демократии в стране больше, чем 5 лет назад, и гораздо больше, чем 10 лет назад.

Глеб Павловский: Все основные претензии к российской демократии сформировались в начале 90-х, а именно, безальтернативность - кто отец безальтернативности у нас? Я напомню: Борис Николаевич Ельцин. Борис Николаевич не любил партии и всячески отделял, оттеснял их от власти. Путин взял обратный курс в этом вопросе. Закон о партиях даже чрезмерно, я бы сказал, дружественный... Что можно делать с тем обстоятельством, что лидер пользуется такой популярностью?

Михаил Саленков: Павловский также отметил, что по его мнению, Владимир Путин очень уважает Конституцию и не намерен ее менять.

Андрей Шарый: Теперь о российско-американском обмене обидными репликами. Всерьез сравнивать выборы в России с выборами 2000-го года в США невозможно - такого мнение эксперта вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Сары Мендельсон. С ней беседовал корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Официальные лица США в воскресенье выступили с критикой завершившейся президентской кампании в России. Государственный секретарь Колин Пауэлл заявил, что президент Путин пользовался "подавляющим преимуществом" в доступе к средствам массовой информации и что он "должен использовать свою популярность для расширения, а не удушения политического диалога в обществе". Аналогично высказалась и советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс. По словам обоих, администрации еще предстоит оценить последствия состоявшихся выборов и сделать выводы.

Москва ответила на эти комментарии своими. Президент Путин, уже избранный на второй срок, напомнил евангельскую притчу о соринке в чужом глазу и бревне в собственном. "Во многих странах так называемой развитой демократии тоже очень много проблем в избирательных процедурах, - заявил он. – Почти четыре года назад мы с изумлением наблюдали за тем, как избирательная система США дает сбои".

Речь идет, конечно, о подсчете голосов во Флориде, где запутанная система голосования привела к юридическому спору кандидатов, который в итоге дошел до Верховного Суда США. Насколько правомерно сравнение флоридского инцидента с российскими выборами? Сара Мендельсон согласна с тем, что в избирательной системе США есть проблемы.

Сара Мендельсон: Но разве это означает, что мы не можем наблюдать или комментировать проблемы других стран? В Соединенных Штатах каждый штат сам решает, как будут технически организованы выборы, как будет выглядеть бюллетень для голосования. Вполне очевидно, что здесь мы сталкиваемся с определенными трудностями. Но что касается выборов в России, речь идет о международных стандартах. Как раз история с Флоридой демонстрирует, что там имела место реальная конкуренция, и в итоге спор решился очень малым числом голосов. Выборы в России характеризуются прежде всего тем, как был использован административный ресурс - любой вид доступа к средствам массовой информации полностью контролировался администрацией президента. Сравнение выборов 2000-го года в США и выборов 2004-го года в России нисколько не помогает понять проблему. В Соединенных Штатах есть трудности с системой голосования. Но серьезно сравнивать эти трудности с российскими невозможно. Российские выборы просто непохожи на выборы.

Владимир Абаринов: По мнению Сары Мендельсон, флоридский инцидент – результат технических трудностей, но не порок системы в целом. В России картина совершенно другая.

Сара Мендельсон: Я считаю, что этой стране нужна избирательная реформа. Особенность нашей политической системы состоит в том, что правительства штатов пользуются значительной самостоятельностью в этих вопросах. Я бы предпочла, чтобы в стране был один унифицированный вид избирательного бюллетеня и один способ подачи голосов. Многие штаты работают над тем, чтобы решить эти технические трудности. Но в России проблема совершенно иная. Начиная с октябрьских выборов в Чечне, затем на парламентских выборах в декабре и наконец сейчас на президентских выборах Центральная избирательная комиссия и президентская администрация контролировали процесс в такой степени, что называть эти события выборами затруднительно.

Владимир Абаринов: В США тоже много говорят об использовании административного ресурса действующим президентом, который избирается на второй срок. Речь идет о том, что невозможно отделить его кампанию от исполнения должностных обязанностей.

Сара Мендельсон: Такое совмещение всегда, конечно, дает преимущество. Но есть разница между таким совмещением и объемом административного ресурса, использованным в кампаниях 2003-2004-го годов. Да, всегда трудно отделить исполнение должностных обязанностей от кампании выборов на эту должность, но в России дело зашло гораздо дальше.

XS
SM
MD
LG