Ссылки для упрощенного доступа

Центральная избирательная комиссия считает, что кандидат в президенты Путин не нарушал закона


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Карэн Агамиров и Михаил Соколов.

Андрей Шарый: Центральная избирательная комиссия отказала в жалобе кандидатам в президенты Российской Федерации Николаю Харитонову и Ирине Хакамаде. Харитонов и Хакамада считали, что произошли нарушения во время телетрансляции 12 февраля 2004-го года встречи кандидата на должность президента Владимира Путина со своими доверенными лицами. Эта встреча была показана в прямом эфире каналами ОРТ и РТР, затем были подробные отчеты об этой встречи. Кандидаты в президенты считают, что таким образом было нарушено предвыборное законодательство.

Карэн Агамиров: Указанная встреча 12 февраля была освещена в выпусках информационных программ Первого канала телевидения в объеме более 57 минут и Второго канала в объеме более 62 минут. При этом в выпуске программы "Вести" в 14.00 была осуществлена прямая трансляция вышеуказанного выступления в полном объеме. Тем не менее, ЦИК отказал в удовлетворении жалобы, так как Первый и Второй каналы освещали в своих программах предвыборные агитационные мероприятия кандидата на должность президента Российской Федерации Путина по собственной инициативе. Такие информационные сюжеты, согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона "О выборах президента Российской Федерации" не могут заказываться и оплачиваться и, соответственно, не заказывались и не оплачивались кандидатом, его доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, соответствующей группой избирателей. Таким образом, говорится в постановлении ЦИК, утверждение Харитонова и Хакамады о проведении кандидатом на должность президента Российской Федерации Путиным предвыборной агитации в нарушении требований закона, в том числе требований, предъявляемых к финансированию избирательных кампаний, не соответствует действительности.

Федеральный закон о выборах президента Российской Федерации прямо предусматривает возможность информирования избирателей о предвыборных агитационных мероприятиях кандидатов в информационных программах. Выступление кандидата Путина было программным и представляло большой общественный интерес, в связи с чем есть основания считать, что целью представителя организации телерадиовещания было именно информирование избирателей, а не проведение предвыборной агитации.

Вместе с тем ЦИК указал, что предвыборные агитационные мероприятия, проведенные кандидатом на должность президента Российской Федерации Владимиром Путиным 12 февраля 2004-го года, было освещено организациями телерадиовещания в этот день в объеме, превосходящем объем эфирного времени, обычно отводимый для сообщений о предвыборных агитационных мероприятиях, что при определенных условиях может рассматриваться как оказание предпочтения в освещении предвыборной агитационной деятельности именно этого кандидата. ЦИК принял во внимание сообщения Первого и Второго каналов о готовности освещать агитационные мероприятия всех зарегистрированных кандидатов в президенты.

Александр Вешняков: Тогда с учетом этого мы все должны будем сделать вывод в надежде на то, что подобного больше не повторится в этой избирательной кампании на выборах президента России. Это будет всем хорошим уроком, в том числе и кандидатам. Почему-то не ставили вопросы, когда канал ВГТРК, программа "Зеркало" предоставляет эфир, и не пять минут, а 20 с лишним двум кандидатам в президенты, тогда надо и это разбирать, тоже ставить вопросы радикально, как стали вы в данном случае сейчас, представители Ирины Хакамады. Тем более, что как раз участниками передачи "Зеркало" были два кандидата, которые сегодня жалуются - Николай Харитонов и Ирина Хакамада. Давайте все остынем, взвесим и сверим нашу работу, наши правовые подходы в работе во время избирательной кампании с законом о выборах и постановлением Конституционного суда и будем работать в соответствии с этим.

Андрей Шарый: Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по факту возможного похищения кандидата в президенты Ивана Рыбкина. Как заявил представитель прокуратуры, расследование началось после заявления Рыбкина о том, что его обманом заманили в Киев и несколько дней удерживали там, накачав наркотиками. В пятницу на допросе в Генеральной прокуратуре побывали супруга кандидата в президенты Альбина Рыбкина и руководитель его предвыборного штаба Ксения Пономарева.

Некоторые кандидаты в президенты, все, собственно, кроме отказавшегося Путина и отстраненного Рыбкина, участвуют в теледебатах. За диалогом Ирины Хакамады и Сергея Глазьева следил Михаил Соколов.

Михаил Соколов: Во время дебатов кандидаты полностью разошлись лишь по вопросам внешней политики. Сергей Глазьев отстаивает концепцию разделенного русского народа и его постепенного воссоединения, а Ирина Хакамада объявила, что Россия должна забыть о геополитическом реванше на пространстве СНГ. Зато в неприятии, как они говорят, коррумпированного и олигархического режима, укрепившегося в России в период правления Владимира Путина, оба, имея разные оценки событий 91-го и 93-го годов, сходятся. Ирина Хакамада указывает на гипертрофированную роль спецслужб в нынешней России, гэбисты внедрены во все органы власти, многие "крышуют" бизнес. Хакамада предлагает:

Ирина Хакамада: Силовые ведомства выполняют четко ограниченную уставом деятельность, а люди, которые вышли в отставку и вышли из правоохранительных органов, должны определенный период не занимать позиции в политических гражданских отраслях власти.

Михаил Соколов: Сергей Глазьев считает, что сегодня спецслужбы превратились в аппарат обслуживания власти и олигархии.

Сергей Глазьев: Служба охраны президента уже официально подсчитывает голоса, потому что из ФАБСИ им передали контроль за системой ГАС "Выборы". Какая может быть демократия, если подсчет голосов ведет служба охраны президента?

Михаил Соколов: Критикуя экономическую систему, Ирина Хакамада с либеральных позиций доказывает:

Ирина Хакамада: Мы все должны на всю жизнь запомнить, если мы хотим сделать Россию по желанию Владимира Путина конкурентоспособной: власть - это очень плохой бизнесмен и очень плохой инвестор. Это доказала вся наша предыдущая жизнь и доказывает сегодня. Все критика РАО ЕЭС, "Газпрома" и всех других - это прежде всего неэффективные огромные монополии, в которых контрольный пакет находится у государства.

Михаил Соколов: Ирина Хакамада явно отступила от линии правых, выступив за плоские корпоративные налоги, но за 30% налог на личные сверхдоходы. По ее мнению, нужны антимонопольные и антикриминальные процедуры, а прежде всего следует сломать отраслевую систему, в которой бюрократия живет на откаты бизнеса.

Ирина Хакамада: Первый мой указ - это об изменении структуры правительства. Не 48, а 9-10 министерств, и все они занимаются не экономикой. Я уничтожу все отраслевые министерства - это самые плохие инвесторы. Владимир Путин это говорит, но он ничего не сделал за четыре года.

Михаил Соколов: Сергей Глазьев уверен, что Россия растрачивает время вместо того, чтобы как Европа, США и Япония совершить рывок в постиндустриальное общество новейших технологий.

Сергей Глазьев: Фактически у нас есть только один исторический шанс: используя благоприятную возможность сверхприбыли от эксплуатации природных ресурсов, которые через три-четыре года могут иссякнуть, вернуть эти сверхприбыли государству, за счет этого обеспечить снижение налогов на труд, на производство.

Михаил Соколов: Сергей Глазьев уверен, что существующий режим следует менять.

Сергей Глазьев: Я хочу построить совсем другое государство, организацию нашего государственного аппарата перестраивать бесполезно, надо полностью менять. Надо полностью менять властвующую элиту в стране, она должна работать под постоянным контролем общества. И для этого я обязательно расширю функции парламента, который должен будет помогать президенту контролировать кадровую политику.

Михаил Соколов: Ирина Хакамада также за повышение роли парламента. Кандидаты сходятся и в оценках качества демократии в России. Сегодня Центризбирком отказал Ирине Хакамаде в предоставлении на федеральных каналах такого же времени, какое ушло на прямую трансляцию предвыборной встречи Владимира Путина.

Ирина Хакамада: Нам намекнули: мы что хотим, то и делаем, если по собственному желанию, и мы вам отказываем в вашей просьбе предоставить вам такое же время. Буду подавать в Верховный суд.

Михаил Соколов: Сергей Глазьев решением Центризбиркома не удивлен.

Сергей Глазьев: В свое время я сталкивался с такой ситуацией в Красноярском крае, когда мне противостояли кандидаты от власти, которым было позволено делать все, что угодно, без какого-либо соблюдения закона. На все мои претензии к Центризбиркому Вешняков сказал: "У нас народ умный, все понимают. Поэтому вы не беспокойтесь, люди сделают выбор правильно".

Михаил Соколов: Ирина Хакамада не знает, будет ли жаловаться другой кандидат Николай Харитонов, но сама она апеллирует к Верховному суду. Сергей Глазьев активности в отстаивании своих кандидатских прав не проявляет.

XS
SM
MD
LG