Ссылки для упрощенного доступа

Поражение Союза правых сил на парламентских выборах и будущее российской энергетики


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Иван Трефилов и Антон Лузгин.

Андрей Шарый: Поражение Союза правых сил на парламентских выборах, по мнению экспертов, увеличивают вероятность отставки одного из лидеров партии Анатолия Чубайса с поста председателя РАО ЕЭС России. Тем более, что экономической деятельностью энергохолдинга недовольны и чиновники президентской администрации.

Иван Трефилов: После того, как правые не получили депутатских мандатов, аналитики рынка заговорили об ослаблении политического влияния главы РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Некоторые из них даже предполагают, что ближе к президентским выборам он уйдет в отставку. Российский фондовый рынок подтверждает опасения инвесторов – всю неделю котировки акций энергохолдинга медленно снижались.

В самом РАО ЕЭС ситуацию не драматизируют. Российская электроэнергетика сегодня реформируется – в конечном итоге в стране должен появиться конкурентный рынок электричества. По словам Анатолия Чубайса, менеджеры компании намерены жестко выполнять утвержденную программу:

Анатолий Чубайс: Создать структуру, при которой крупные оптовые территориальные компании будут конкурировать за доступ к потребителю, следовательно, предлагать им лучшие условия, следовательно, бороться за снижение цены, следовательно, снижать свои затраты. Я уж не говорю о том, что возникнет новый, динамично развивающийся сектор на рынке капитала. Если мы только за год подняли капитализацию компании с трех миллиардов до 12 миллиардов долларов, то можно себе представить, какие перспективы появятся в энергетике России, когда здесь будут созданы десять генерирующих компаний. В этом смысле это, конечно, сектор, который просто шаг за шагом превращается в мотор развития российской экономики.

Иван Трефилов: Снижать стоимость электричества РАО ЕЭС собирается не только за счет конкуренции и снижения затрат, но и за счет строительства новых генерирующих мощностей. В этом году, например, холдинг доложил о вводе в эксплуатацию двух энергоблоков Бурейской ГЭС – долгостроя еще советских времен. Первый из них был запущен при личном участии Владимира Путина. Однако сегодня экономический советник президента Андрей Илларионов называет этот проект аферой года.

Андрей Илларионов: Чего не хватает на Дальнем Востоке - не хватает достаточно плотной сети линии электропередач для того, чтобы передавать электроэнергию от места ее производства к местам потребления, но не дополнительные мощности по производству электроэнергии, которых на Дальнем Востоке даже сейчас до строительства Бурейской ГЭС было с лихвой достаточно для того, чтобы обеспечить потребности Дальнего Востока сегодняшние и завтрашние.

Иван Трефилов: Илларионов никогда не скрывал своей нелюбви к председателю правления энергохолдинга, а также к методам, которыми тот проводит реформу отрасли. Со своей стороны Анатолий Чубайс при каждом удобном случае подчеркивает несправедливость предъявляемых ему претензий:

Анатолий Чубайс: У меня есть один хороший друг, советник президента, его не так давно на одной крупной конференции спросили иностранцы, сказав, что, уважаемый господин советник, мы всегда с уважением относимся к вашим оценкам. Вы на прошлой конференции год назад сказали, что РАО ЕЭС самая худшая компания в России, а Чубайс худший менеджер, не могли бы вы, с учетом вашего авторитета, назвать хотя бы одну компанию, чтобы мы туда тоже вложили деньги, получили соответствующие результаты.

Иван Трефилов: Между тем, проблемы с электроэнергией Бурейской ГЭС действительно существуют. Казалось бы, избыток генерирующих производств на отдельной территории должен привести к снижению тарифов. Но, как передает наш корреспондент в Амурской области Антон Лузгин, на деле все происходит совсем не так.

Антон Лузгин: В конце ноября во время пуска второго гидроагрегата Бурейской ГЭС главный энергетик России Анатолий Чубайс заявил, что никаких льгот Амурской области не будет, регион и так получил все выгоды - новые рабочие места и дополнительные налоговые поступления. Рекомендации президента по снижению тарифов в южной зоне Дальнего Востока энергетики оставили без внимания. Летом этого года Владимир Путин побывал на пуске первого гидроагрегата Бурейской ГЭС. "Станцию строила вся страна, и все должны почувствовать выгоду от ее работы", - таков был общий смысл выступления президента. Вскоре энергетики сделали жителям Приамурья маленький подарок - снизили тариф на пять копеек, киловатт-час стал стоить один рубль, а через пять месяцев объявили о повышении цен. Причем в конце будущего года прогнозируется рост тарифа до двух рублей семидесяти копеек за киловатт-час, то есть более чем в два с половиной раза. Для чего же тогда строился второй в области гигант гидроэнергетики - Бурейская ГЭС, ведь и при одной гидростанции на Зее переизбыток энергии? Словоохотливых экспертов нашлось немного, да и те просили себя не называть.

Эксперт: Когда руководитель РАО ЕЭС господин Чубайс говорил президенту о том, что Бурейская ГЭС необходима для того, чтобы ликвидировать дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке, это не соответствует истине. На самом деле РАО ЕЭС как энергетической корпорации России прежде всего необходимо увеличить свои мощности и прежде всего получить средства, которые были затрачены на Бурейскую ГЭС, в ближайшее время. Может быть, в этом и состоит стратегический маневр специалистов РАО ЕЭС, которые, естественно, хотели бы, не поднимая тарифов в целом по стране, компенсировать их получением валютной выручки из той же Южной Кореи, Китая, которые остро нуждаются сегодня в электроэнергии.

Антон Лузгин: При завышенных тарифах не может быть и речи о развитии экономики региона. Говорит председатель Союза промышленников и предпринимателей Амурской области Анатолий Телюк.

Анатолий Телюк: Если говорить об экономической стороне этого дела, то надо умудриться насчитать около трех рублей, если мы знаем, что себестоимость электроэнергии колеблется в пределах от 12 до 20 копеек. Но и при продвижении до конечного потребителя она никак не может вырасти до трех рублей.

Иван Трефилов: В РАО ЕЭС с критикой не согласны. При проектировании Бурейской электростанции планировалось построить рядом крупные промышленные производства. Потом от этих планов пришлось отказаться. Теперь энергетики готовы обеспечивать электричеством весь Дальний Восток - для этого необходимо лишь построить новые передающие сети. Еще один проект – продавать энергию на рубеж. Но Андрей Илларионов говорит, что соседние страны пока не готовы ее покупать.

Андрей Илларионов: Естественно, взоры обратились за рубеж, в Китай, но оказалось, что цены, по которым эта электроэнергия поставляется, достаточно высоки, китайцев эта электроэнергия не интересует. Поэтому сейчас началось активное убеждение властей Корейской республики, крупного экономического и платежеспособного потребителя с тем, чтобы осуществить массовые поставки электроэнергии.

Иван Трефилов: Эксперты сейчас спорят о том, было ли правильным решение о достройке Бурейской ГЭС. С одной стороны, эти инвестиции принесут прибыль лишь через десятки лет. С другой – консервировать советский долгострой – это большие финансовые потери, которые энергохолдинг уже никогда не вернет. Главный же акционер РАО ЕЭС – государство – пока молчит. Но не исключено, что доводы Андрея Илларионова чиновникам покажутся более убедительными.

XS
SM
MD
LG