Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация вокруг иракского внешнего долга


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Ян Рунов и Никита Ваулин – он беседовал с заместителем директора Института востоковедения Российской Академии наук Владимиром Исаевым.

Андрей Шарый: В Нью-Йорке Совет Безопасности ООН обсуждает иракскую проблему. На повестке дня конкретные и детальные планы восстановления суверенитета страны, роль ООН в этом процессе и увеличения международной помощи Ираку. С подробностями - Ян Рунов из Нью-Йорка:

Ян Рунов: Первым на заседании Совета Безопасности выступил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан:

Кофи Аннан: Мы встретились здесь через три дня после того, как коалиционные силы захватили Саддама Хусейна. Это не просто символ окончательного падения бывшего режима Ирака. Это также возможность оказать народу этой страны помощь в создании нового стабильного независимого Ирака.

Ян Рунов: Генеральный секретарь ООН сказал, что Саддам Хусейн должен понести наказание за свои преступления, но суд должен соответствовать международным стандартам. Как известно, ООН против смертной казни. Кофи Аннан призвал страны мира, вошедшие и не вошедшие в антииракскую коалицию, оказать Ираку политическую, военную и финансовую помощь. Он подчеркнул, что конец оккупации не обязательно принесет сразу стабильность и мир Ираку. И пока в Ираке не обеспечена безопасность, сотрудники ООН не будут спешить с возвращением в Багдад. Касаясь более широких полномочий ООН в Ираке, Генеральный секретарь сказал, что ему пока не ясны конкретные обязанности, которые мировое сообщество может возложить на Организацию. Свое видение роли ООН в Ираке он изложил в докладе, который был передан членам Совета Безопасности. Важным моментом заседания стало выступление гостя Совета Безопасности – министра иностранных дел Ирака Хошиара Зебари, который изложил расписанный по датам план демократизации страны. Но начал министр свою речь с того, что отметил историческое значение ареста Саддама Хусейна:

Хошиар Зебари: Мы, иракцы, очень долго ждали, когда закончится этот кошмар. Теперь, наконец, с Саддамом Хусейном покончено. Покончено со страхом, с геноцидом и террором, которые насаждал тиран. Народ Ирака может начать процесс оздоровления, процесс поиска единства, мира и национального примирения.

Ян Рунов: Далее министр иностранных дел Ирака изложил календарный план демократизации страны. План одобрен Правящим Советом Ирака и коалиционной администрацией. В нем предусмотрены сроки принятия Конституции, выборов в законодательное собрание, избрания исполнительной власти, принципы демократического устройства страны. Ключевые элементы - гарантии соблюдения прав человека игражданских свобод, федеральная структура Ирака, гражданский контроль над вооруженными силами страны, независимая система правосудия и, наконец, принятие новой иракской Конституции и проведение прямых выборов.

Следующий этап работы Совета Безопасности - обсуждение календарного плана при закрытых дверях. Но, как заметил глава американской делегации в ООН Джон Негропонте, никакой резолюции Совета Безопасности за этим не последует. Ожидается лишь коллективное или индивидуальное выражение поддержки Ирака.

Андрей Шарый: Во вторник США и Франция достигли принципиального согласия по вопросу о списании внешней задолженности Ирака. Об этом сообщил бывший государственный секретарь США Джеймс Бейкер по окончании переговоров в Париже:

Джеймс Бейкер: То, что мы хотим сделать - уменьшить бремя долга, лежащее на иракском народе, чтобы он мог пользоваться всеми благами свободы и процветания. Мы хотим, чтобы долги были списаны в 2004-м году решением Парижского клуба.

Андрей Шарый: В ходе своей поездки Джеймс Бейкер также обсудит вопрос о долгах Ирака с руководством Великобритании, Германии, России и Италии. О проблеме иракского внешнего долга корреспондент Радио Свобода Никита Ваулин беседовал с заместителем директора Института востоковедения Российской Академии наук Владимиром Исаевым:

Никита Ваулин: Какой примерно объем внешнего долга Ирака, и кто его основные кредиторы?

Владимир Исаев: Давайте сразу по порядку. Во-первых, долг зашкаливает за 100 миллиардов долларов. Прежде всего, Ирак должен 40 миллиардов странам Персидского залива, прежде всего Кувейту и Саудовской Аравии, которые финансировали его до того, как он оккупировал Кувейт. Во время войны с Ираном основная часть шла оттуда. Кроме того, примерно такую же сумму он должен западным странам, по некоторым подсчетам только Парижскому клубу Ирак должен чуть ли не 30 миллиардов, не считая всего остального, МВФ, и так далее. То есть, это уже под 100 миллиардов. И России, во всяком случае, по некоторым данным, он должен от 8 до 12 миллиардов долларов, это зависит от того, как считать, с процентами, или без, и в зависимости от этого долг варьируется, от 8 до 12 миллиардов. Поэтому, в общем, долг зашкаливает за 100 миллиардов.

Никита Ваулин: А вот, например, Франция настаивает на том, чтобы вопрос списания долгов Ирака решался в рамках Парижского клуба. Может ли этот вопрос каждая страна решать по-своему?

Владимир Исаев: Тут возникает очень сложный вопрос, потому что режима, который брал взаймы, не существует, - вопрос, как разбираться с его долгами. С этим уже столкнулись, например, те же страны-кредиторы во время объединения двух Йеменов - Северного и Южного - в один. Например, Россия до сих пор не получила тех средств, которые она давала в качестве заемных, например, Южному Йемену, естественно, не Северному. Возникает вопрос: тот совет, который сейчас пришел к власти в Ираке, он объявит себя наследником вообще всего того, что Ирак, вернее, режим Саддама наделал, или нет? И он, в общем, во многом может попытаться отказаться от выплат по старым долгам, или попросить их реструктурировать и отодвинуть. Отказ чреват тем, что Ирак просто больше ни копейки не получит, и ему придется опираться исключительно на помощь США. В этом отношении международное законодательство находится на стороне кредиторов.

Никита Ваулин: Ведущие европейские страны в принципе выступают за реструктуризацию, но только в случае, если она будет осуществляться в рамках обычных процедур клуба, предусматривающих проведение переговоров с правительством страны, а США предполагают, что реструктуризацию следует провести еще до формирования правительства в Ираке. Почему позиции столь различны?

Владимир Исаев: Я придерживаюсь точки зрения европейских держав, в том плане, что сначала нужно установить законное правительство, а потом уже говорить о долгах. Что касается американцев, то, возможно, они полагают, что, учитывая "полуразобранное" состояние Ирака, заключение договора в этих условиях с временным советом может облегчить бремя Ирака.

Никита Ваулин: Экономически списание долгов Ирака может быть выгодно какой-то из стран? Некоторые говорят, что таким образом США, установив контроль над этой богатой нефтью страной, фактически пытаются заставить тех, кто выступал против войны, оплатить ее, а в ответ дать возможность кредиторам Ирака принять участие в восстановлении страны?

Владимир Исаев: Дело в том, что, как принято в международной практике, долги надо платить, иначе страна окажется в состоянии дефолта, изоляции, чего угодно. При условии, конечно, что страны-кредиторы будут выступать единым фронтом. Что касается попыток обменять долги на нефть - странам, особенно импортерам нефти, наверное, все равно - получать долги средствами или сырой нефтью. Я думаю, что многие страны пошли бы на это. Например, Россия - у нее достаточно большой опыт есть в этом плане со времен СССР, когда те кредиты, которые выдавались Советским Союзом, многие арабские страны выплачивали своими товарами, прежде всего, нефтью. Такое было в отношениях с Ираком, Сирией, и так далее.

Никита Ваулин: Как вы думаете, удастся ли прийти к консенсусу в отношении долгов?

Владимир Исаев: Я думаю, в настоящий момент вряд ли, если американцы не смягчат своей позиции. Потому что европейцы и так оказались загнанными в угол, вот в каком плане: Соединенные Штаты выдумали такое условие, что восстанавливать Ирак могут только те страны, которые принимали участие вместе с американцами в завоевании этой страны, свержении режима. Тем самым, такие крупные кредиторы, как ФРГ, Россия и Франция, оказываются отодвинутыми. И в этом случае они будут терять все. Поэтому им отступать уже все равно некуда. Смягчат ли позицию США - мне сказать трудно. Думаю, что, во всяком случае, они еще могут поиграть на этом обстоятельстве, и поэтому проблема будет отодвинута.

XS
SM
MD
LG