Ссылки для упрощенного доступа

Арабский мир расколот по иракской проблеме


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты радио свобода Александр Соболев, Ян Рунов, Андрей Шароградский беседует с главным редактором радиостанции Свободный Ирак Камран аль-Карадаги.

Андрей Шарый: Франция, Россия и Германия не допустят принятия резолюции ООН, разрешающей применение силы против Ирака. С таким заявлением выступили в среду после переговоров в Париже министры иностранных дел трех стран. Инспекции в Ираке следует продолжать, считают они. Де Вильпен дал понять, что Франция и Россия – постоянные члены ответа Безопасности ООН, могут наложить вето на резолюцию, которую собираются внести Соединенные Штаты и Великобритания. Против военной операции в Ираке и лидеры стран, входящих в Организацию Исламская конференция. На завершившемся в среду в Катаре саммите ОИК было принято заявление, в котором подчеркивается необходимость мирного урегулирования ситуации. В этой встрече, что отражает разногласия в арабском мире, участвовал лишь каждый четвертый из почти 60-ти стран лидеров Организации Исламская конференция.

Александр Соболев: Цель проведения форума 56-ти исламских государств – отстоять позицию, которая исключает военные решения иракского кризиса. Как заявляли большинство участников саммита, возможности мирного выхода из ситуации сохраняются, если Ирак будет в полном объеме сотрудничать с экспертами ООН и предоставлять им всю необходимую информацию. Открывая саммит, эмир Катара подчеркнул, что исламские страны не могут претендовать на принятие стратегического решения о войне и мире, но могут повлиять на него. Работа форума проходила в нервозной обстановке. Во время первого заседания вспыхнул скандал, когда делегации Ирака и Кувейта стали обмениваться оскорблениями и обвинениями, а Кувейт призвал багдадский режим уйти в отставку и спасти Ирак от войны. По итогам саммита принято заключительное заявление, в котором члены ОИК решительно выступают против удара по Ираку и угроз в адрес любого исламского государства. Они также подтвердили необходимость решить иракский кризис мирным путем в рамках ООН и в соответствии с международным правом. Исламская конференция призвала сохранить единство, территориальную целостность и суверенитет Ирака и соседних с ним стран. Саммит указал на опасные последствия военной конфронтации для региона и всего мира. Конференция приветствовала согласие Ирака выполнить все требования резолюции 14-41 Совета Безопасности и его сотрудничество с экспертами ООН по разоружению. ОИК выразило надежду, что это сотрудничество позволит инспекторам выполнить свою задачу. Исламские государства высказались за продолжение работы миссии ООН и предоставления возможности дипломатическими усилиями разрешить ситуацию вокруг Ирака.

Андрей Шарый: На совещаниях арабских стран в последнее время то и дело выдвигаются инициативы, реализация которых теоретически могла бы позволить избежать военного конфликта в Ираке. Однако уже имеющиеся разногласия между странами членами этих арабских организаций еще более обостряются из-за то и дело вспыхивающих конфликтов и свидетельство этому – сегодняшнее заседание. На эту тему Андрей Шароградский беседовал с главным редактором радиостанции Свободный Ирак Камраном аль-Карадаги.

Андрей Шароградский: Я бы хотел обратить внимание на мирную инициативу, она касается добровольной ссылки Саддама Хусейна. Ведь, казалось бы, этот шаг действительно может немедленно привести к тому, что вопрос о военной операции будет снят с повестки дня, и логично было бы предположить, что такая постановка вопроса должна была бы быть поддержана абсолютным большинством исламских государств, но этого, насколько я понимаю, не происходит. Почему?

Камран аль-Карадаги: Это не происходит и в исламском мире, и также в арабском мире. Не происходит по одной простой причине, что эти все остальные государства очень опасаются, что если согласиться на такой подход к Ираку, то это обернется и против других государств. Потому что Ирак сейчас является самым центром зла, если можно так сказать. Но есть и другие страны и в исламском мире, и в арабском мире, где правят диктаторы, и поэтому категорически эти страны против такого подхода, потому что боятся, что будет и в собственном доме в будущем, если этот подход будет поддержан другими. Поэтому, как мы видели на арабском саммите, тоже было такое положение. И, мне кажется, это самая главная причина, почему не поддерживают такой подход.

Андрей Шароградский: Вы знаете, на недавнем саммите Лиги арабских государств и на нынешней Исламской конференции представители некоторых государств обменивались крайне резкими, даже оскорбительными высказываниями в адрес друг друга. Для стороннего наблюдателя, привыкшего, если хотите, к традиционной восточной вежливости, такое слышать и читать об этом просто удивительно. Такое часто встречается в дипломатической практике арабских стран?

Камран аль-Карадаги: Мне кажется, что это ложное представление, что есть арабская вежливость, и такие вещи не происходят. Очень многим арабам известно, что в арабских саммитах именно такое часто происходит, но разница в том, что всегда это было за закрытыми дверями, в этот раз это было откровенно. Были случаи в арабских саммитах, например, до войны 91-го года, такие же обмены происходили между иракским президентом и сирийским президентом, между иракским президентом и президентом Эмирата. Так что это не первый раз. Мне было очень интересно слушать, что то, что произошло между принцем Саудовской Аравии и ливийским лидером, что саудовское агентство новостей цитировало официальное лицо, не назвав его, что отныне не будет никакой вежливости, время вежливости кончилось, и всегда будем выступать откровенно.

Андрей Шарый: На саммите организаций мусульманских государств участникам не удалось достигнуть единства по иракской проблеме. Не было разногласий только по палестино-израильскому конфликту. Как в Америке оценивают результаты саммита, и на какие из арабских стран США могут опереться в войне против Ирака?

Ян Рунов: Мы попросили ответить на наши вопросы эксперта по ближневосточным делам, редактора журнала «Ближний Восток», Дэниела Пайпса.

Дэниел Пайпс: Разногласия всплыли на конференции исламских государств с новой силой. Единства в арабском и в мусульманском мире никогда не было. На этот раз Саддам Хусейн очень рассчитывал на поддержку всего мусульманского мира. Но сам факт того, что из глав 56 государств, членов Организации, на однодневный саммит прибыло менее четверти говорит сам за себя. К тому же перед саммитом резко обострились отношения между Ливией и Саудовской Аравией. Дело дошло до того, что Каддафи отозвал из Эр-Рияда ливийского посла для консультаций. А на самом саммите возникла перепалка между представителями Ирака и Кувейта. Саммит показал, что мусульманские страны делятся на три группы: в первой – страны, склонные поддержать Соединённые Штаты, во второй – страны, которые стараются по возможности соблюдать нейтралитет и держаться подальше и от Ирака, и от США, и в третьей – те, что симпатизируют Саддаму Хусейну. Чем ближе новая война в Персидском заливе, тем яснее очертания этих трёх групп. Арабское единство – это мираж.

Ян Рунов: Какие страны входят в проамериканскую группу?

Дэниел Пайпс: Открытыми союзниками США остаются только небольшие страны Персидского залива, разные эмираты. Даже Саудовская Аравия, Египет и Иордания сейчас дистанцируется от Америки.

XS
SM
MD
LG