Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов, корреспондент РС в Минске Игорь Корней, сотрудник Белорусской службы Радио Свобода Марат Дымов.
Андрей Шарый: Власти России пересматривают свои планы по созданию единого государства с Белоруссией. Москва уже отказалась от подписания соглашения о введении рубля в качестве общей валюты. Кроме того, белорусская экономика может лишиться и дешевого российского газа. Рассказывает Иван Трефилов:
Иван Трефилов: Несколько лет назад окружение Бориса Ельцина считало создание единого государства политически выгодным делом. С тех пор позиция Москвы стала более прагматичной – в первую очередь здесь теперь оценивают экономические плюсы проекта. Ну а белорусский президент Александр Лукашенко по-прежнему предпочитает лишь говорить о вечной славянской дружбе, игнорируя предложения российской стороны.
По сути уже похоронены планы создания единого рублевого пространства. Москва предложила Александру Лукашенко сделать это в 2005-м году. Но белорусский президент ответил отказом – он говорит, что его страна сможет перейти на российский рубль только после принятия общей конституции. Эти условия для России неприемлемы – ее власти уверены, что юридическое оформление союза должно происходить после унификация законодательства и образования общего экономического пространства.
Белоруссия, по всей видимости, скоро потеряет и право покупать российский газ на льготных условиях. В течение последних пяти лет подконтрольная государству компания "Газпром" вынуждена была мириться с политическими симпатиями властей страны. Поэтому Минску было позволено ежегодно покупать в России около десяти миллиардов кубометров сырья по ценам, которые действуют для приграничных с республикой российских регионов. К тому же белорусские потребители не спешат расплачиваться по контрактам - за пять лет их долги "Газпрому" уже достигли ста пятидесяти миллионов долларов. Казалось бы, в Москве придумали, как урегулировать ситуацию – акционировать государственную компанию "Белтрансгаз", владеющую всеми белорусскими трубопроводами, а затем на ее базе создать совместное с Газпромом газотранспортное предприятие. Но после нескольких месяцев переговоров в позициях сторон, как официально заявлено, выявлены принципиальные и непреодолимые противоречия. Проще говоря, "Газпром" и власти Белоруссии не договорились о стоимости активов и структуре будущей компании. Минск так и не согласился передать контроль над ней российскому газовому монополисту.
Неуступчивость белорусских властей надоела уже не только "Газпрому", но, похоже, и правительству России. Председатель правления компании Алексей Миллер сообщил в Минск, что они отказываются от проекта с "Белтрансгазом". Кроме того, "Газпром" предложил российским властям выйти из соглашения, которое и фиксировало эксклюзивные права белорусских потребителей на российский газ. По поручению премьера Михаила Касьянова эта просьба будет проанализирована в короткий срок. Никаких препятствий для денонсации договора быть не должно - документ до сих пор не ратифицирован, а потому для его отмены достаточно лишь распоряжения российского правительства.
Андрей Шарый: Убытки белорусской экономики в связи с повышением цен на российский газ по некоторым оценкам могут составить 250 миллионов долларов. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Корней:
Игорь Корней: В случае, если "Газпром" реализует свои планы и поднимет цену на газ с 29 до 46 долларов за тысячу кубометров, в среднем по году Белоруссия будет вынуждена переплатить за природный газ четверть миллиарда долларов. Если же "Газпром" официально пересмотрит ценовую политику в отношении официального Минска и поднимет планку до 80 долларов, что и обещают сделать в "Газпроме", прямые убытки Белоруссии возрастут до полумиллиарда долларов. В подтверждение серьезности намерений "Газпром" направил в правительство России предложение о выходе с 1 января 2004-го года из межправительственного соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, в соответствии с которым Белоруссия покупает газ у "Газпрома" по 29 долларов за тысячу кубометров. До конца года, согласно контракту, "Газпром" должен сохранить объемы и цену поставок газа - 10 миллиардов 200 миллионов кубометров по цене пятого ценового пояса России.
В белорусском правительстве заверяют, что повторения прошлогодней проблемы, когда Белоруссия умудрилась выбрать весь квотный газ задолго до окончания года, не будет, поскольку текущий долг "Белтрансгаза" перед "Газпромом" составляет всего полтора миллиона долларов. Правда, вместе с долгами прежних лет сумма эта - почти 129 миллионов долларов. Газовый конфликт только начинается, поэтому выйти из кризисной ситуации пока еще надеются и политики, и экономисты. Правда, попытки эти неоднозначны. Так, председатель комиссии по международным связям совета республики национального собрания Николай Чергинец заявил: "Газпром" пытается стать политическим инструментом в переговорах с "Белтрансгазом". Но он должен понимать, что ультимативные требования здесь не пройдут. Мы готовы сесть и еще раз все посчитать, исходя из позиций здравого смысла". Со стороны России стремления все пересчитать пока не видно. Белорусские экономисты тем временем посчитали, что отказ "Газпрома" поставлять в 2004-м году газ по цене пятого пояса России приведет к дополнительным затратам, дефицит внешнеторгового баланса страны многократно увеличится, на 30 процентов сократится поступление налогов в республиканский бюджет, а также снизится конкурентоспособность белорусских товаров. Коммерческие цены на газ в Белоруссии ориентированы на контрактные цены "Газпрома", и при отмене этих цен ничего не помешает российскому монополисту сравнять их с ценами по Прибалтике и Молдавии. Переговоры по цене газа на будущий год начнутся в середине октября.
Андрей Шарый: Как экономические противоречия между Россией и Белоруссией скажутся на политическом процессе объединения двух государств? Об этом рассуждает обозреватель Белорусской службы Радио Свобода Марат Дымов:
Марат Дымов: Белорусско-российским отношениям присуща удручающая цикличность. Раньше каждой весной происходило еще более тесное объединение двух стран. Александр Лукашенко на радостях бил бокалы в кремлевских палатах. Теперь второй раз в августе информационная холодная война, интеграционный скандал. Причем тема скандала фактически одна и та же. Путин предлагает нечто интеграционное и конкретное, с указанием даты и исполнителей. В прошлом году это было просто вступление Белоруссии в Российскую Федерацию, в этом году - переход на российскую валюту. В ответ из Минска несутся гневные заявления о святости суверенитета, о том, что Беларусь в союзе не должна быть второстепенным государством. Заявления в устах лидера независимого государства вполне уместные, если забыть, что все предшествующие годы Александр Лукашенко твердил, что готов пойти в интеграции так далеко, как готова Россия. А когда Россия продемонстрировала, насколько далеко она готова пойти, принимаются древнеримские позы, мол, Отечество в опасности. При этом поясняется, что если Россия выполнит то, это и еще вот это, то тогда Беларусь, так уж и быть, может быть, своим суверенитетом и поступится. Это, с одной стороны, продолжение торга, а с другой - попытка сказать нет, не сказав ничего, попытка сохранить образ Александра Лукашенко, как великого собирателя русских земель.
Судя по всему. Москве эти игры надоели. Тут стоит припомнить, что еще в прошлом году две страны подписали соглашение, по которому Россия поставляет Белоруссии дешевый газ, а Белоруссия фактически продает России свою газотранспортную систему. А Белоруссия после долгих проволочек устами Александра Лукашенко объявила: цена "Белтрансгаза" 5 миллиардов долларов. По оценке "Газпрома", красная цена белорусской трубы в 5 раз меньше. Тупик. На прошлой неделе председатель "Газпрома" Алексей Миллер заявил про намерение выйти из тупика, сказав, что если Белоруссия не хочет продавать "Белтрансгаз", то и "Газпром" не хочет продавать Беларуси газ по внутрироссийским ценам.
В определенном смысле эти повторяющиеся кризисы- скандалы даже полезны, поскольку разрушают застарелые мифы. С российской стороны - миф о том, что белорусы спят и видят, как слиться с русскими братьями, и что самый горячий выразитель этой тенденции – белорусский президент. А с белорусской стороны – миф о том, что Россия спит и видит, как присоединить к себе Беларусь, и за это желание готова платить, платить и еще раз платить, такая уж ее России обязанность. Правда, накануне выборов разрушать народные мифы - дело довольно рисованное. Многие в Белоруссии и России считают, что нынешняя интеграционная атака Москвы - блеф, что Кремль не решится пред выборами всерьез ссориться с Лукашенко, чтобы не раздражать ностальгирующую часть российского электората. Другие полагают, что форма действий, избранная Кремлем, позволяет пойти в конфликте достаточно далеко. Всем ведь очевидно, что от объединения отказывается белорусский правитель, а роль собирателя земель исполняет российский президент.
Андрей Шарый: Власти России пересматривают свои планы по созданию единого государства с Белоруссией. Москва уже отказалась от подписания соглашения о введении рубля в качестве общей валюты. Кроме того, белорусская экономика может лишиться и дешевого российского газа. Рассказывает Иван Трефилов:
Иван Трефилов: Несколько лет назад окружение Бориса Ельцина считало создание единого государства политически выгодным делом. С тех пор позиция Москвы стала более прагматичной – в первую очередь здесь теперь оценивают экономические плюсы проекта. Ну а белорусский президент Александр Лукашенко по-прежнему предпочитает лишь говорить о вечной славянской дружбе, игнорируя предложения российской стороны.
По сути уже похоронены планы создания единого рублевого пространства. Москва предложила Александру Лукашенко сделать это в 2005-м году. Но белорусский президент ответил отказом – он говорит, что его страна сможет перейти на российский рубль только после принятия общей конституции. Эти условия для России неприемлемы – ее власти уверены, что юридическое оформление союза должно происходить после унификация законодательства и образования общего экономического пространства.
Белоруссия, по всей видимости, скоро потеряет и право покупать российский газ на льготных условиях. В течение последних пяти лет подконтрольная государству компания "Газпром" вынуждена была мириться с политическими симпатиями властей страны. Поэтому Минску было позволено ежегодно покупать в России около десяти миллиардов кубометров сырья по ценам, которые действуют для приграничных с республикой российских регионов. К тому же белорусские потребители не спешат расплачиваться по контрактам - за пять лет их долги "Газпрому" уже достигли ста пятидесяти миллионов долларов. Казалось бы, в Москве придумали, как урегулировать ситуацию – акционировать государственную компанию "Белтрансгаз", владеющую всеми белорусскими трубопроводами, а затем на ее базе создать совместное с Газпромом газотранспортное предприятие. Но после нескольких месяцев переговоров в позициях сторон, как официально заявлено, выявлены принципиальные и непреодолимые противоречия. Проще говоря, "Газпром" и власти Белоруссии не договорились о стоимости активов и структуре будущей компании. Минск так и не согласился передать контроль над ней российскому газовому монополисту.
Неуступчивость белорусских властей надоела уже не только "Газпрому", но, похоже, и правительству России. Председатель правления компании Алексей Миллер сообщил в Минск, что они отказываются от проекта с "Белтрансгазом". Кроме того, "Газпром" предложил российским властям выйти из соглашения, которое и фиксировало эксклюзивные права белорусских потребителей на российский газ. По поручению премьера Михаила Касьянова эта просьба будет проанализирована в короткий срок. Никаких препятствий для денонсации договора быть не должно - документ до сих пор не ратифицирован, а потому для его отмены достаточно лишь распоряжения российского правительства.
Андрей Шарый: Убытки белорусской экономики в связи с повышением цен на российский газ по некоторым оценкам могут составить 250 миллионов долларов. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Корней:
Игорь Корней: В случае, если "Газпром" реализует свои планы и поднимет цену на газ с 29 до 46 долларов за тысячу кубометров, в среднем по году Белоруссия будет вынуждена переплатить за природный газ четверть миллиарда долларов. Если же "Газпром" официально пересмотрит ценовую политику в отношении официального Минска и поднимет планку до 80 долларов, что и обещают сделать в "Газпроме", прямые убытки Белоруссии возрастут до полумиллиарда долларов. В подтверждение серьезности намерений "Газпром" направил в правительство России предложение о выходе с 1 января 2004-го года из межправительственного соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, в соответствии с которым Белоруссия покупает газ у "Газпрома" по 29 долларов за тысячу кубометров. До конца года, согласно контракту, "Газпром" должен сохранить объемы и цену поставок газа - 10 миллиардов 200 миллионов кубометров по цене пятого ценового пояса России.
В белорусском правительстве заверяют, что повторения прошлогодней проблемы, когда Белоруссия умудрилась выбрать весь квотный газ задолго до окончания года, не будет, поскольку текущий долг "Белтрансгаза" перед "Газпромом" составляет всего полтора миллиона долларов. Правда, вместе с долгами прежних лет сумма эта - почти 129 миллионов долларов. Газовый конфликт только начинается, поэтому выйти из кризисной ситуации пока еще надеются и политики, и экономисты. Правда, попытки эти неоднозначны. Так, председатель комиссии по международным связям совета республики национального собрания Николай Чергинец заявил: "Газпром" пытается стать политическим инструментом в переговорах с "Белтрансгазом". Но он должен понимать, что ультимативные требования здесь не пройдут. Мы готовы сесть и еще раз все посчитать, исходя из позиций здравого смысла". Со стороны России стремления все пересчитать пока не видно. Белорусские экономисты тем временем посчитали, что отказ "Газпрома" поставлять в 2004-м году газ по цене пятого пояса России приведет к дополнительным затратам, дефицит внешнеторгового баланса страны многократно увеличится, на 30 процентов сократится поступление налогов в республиканский бюджет, а также снизится конкурентоспособность белорусских товаров. Коммерческие цены на газ в Белоруссии ориентированы на контрактные цены "Газпрома", и при отмене этих цен ничего не помешает российскому монополисту сравнять их с ценами по Прибалтике и Молдавии. Переговоры по цене газа на будущий год начнутся в середине октября.
Андрей Шарый: Как экономические противоречия между Россией и Белоруссией скажутся на политическом процессе объединения двух государств? Об этом рассуждает обозреватель Белорусской службы Радио Свобода Марат Дымов:
Марат Дымов: Белорусско-российским отношениям присуща удручающая цикличность. Раньше каждой весной происходило еще более тесное объединение двух стран. Александр Лукашенко на радостях бил бокалы в кремлевских палатах. Теперь второй раз в августе информационная холодная война, интеграционный скандал. Причем тема скандала фактически одна и та же. Путин предлагает нечто интеграционное и конкретное, с указанием даты и исполнителей. В прошлом году это было просто вступление Белоруссии в Российскую Федерацию, в этом году - переход на российскую валюту. В ответ из Минска несутся гневные заявления о святости суверенитета, о том, что Беларусь в союзе не должна быть второстепенным государством. Заявления в устах лидера независимого государства вполне уместные, если забыть, что все предшествующие годы Александр Лукашенко твердил, что готов пойти в интеграции так далеко, как готова Россия. А когда Россия продемонстрировала, насколько далеко она готова пойти, принимаются древнеримские позы, мол, Отечество в опасности. При этом поясняется, что если Россия выполнит то, это и еще вот это, то тогда Беларусь, так уж и быть, может быть, своим суверенитетом и поступится. Это, с одной стороны, продолжение торга, а с другой - попытка сказать нет, не сказав ничего, попытка сохранить образ Александра Лукашенко, как великого собирателя русских земель.
Судя по всему. Москве эти игры надоели. Тут стоит припомнить, что еще в прошлом году две страны подписали соглашение, по которому Россия поставляет Белоруссии дешевый газ, а Белоруссия фактически продает России свою газотранспортную систему. А Белоруссия после долгих проволочек устами Александра Лукашенко объявила: цена "Белтрансгаза" 5 миллиардов долларов. По оценке "Газпрома", красная цена белорусской трубы в 5 раз меньше. Тупик. На прошлой неделе председатель "Газпрома" Алексей Миллер заявил про намерение выйти из тупика, сказав, что если Белоруссия не хочет продавать "Белтрансгаз", то и "Газпром" не хочет продавать Беларуси газ по внутрироссийским ценам.
В определенном смысле эти повторяющиеся кризисы- скандалы даже полезны, поскольку разрушают застарелые мифы. С российской стороны - миф о том, что белорусы спят и видят, как слиться с русскими братьями, и что самый горячий выразитель этой тенденции – белорусский президент. А с белорусской стороны – миф о том, что Россия спит и видит, как присоединить к себе Беларусь, и за это желание готова платить, платить и еще раз платить, такая уж ее России обязанность. Правда, накануне выборов разрушать народные мифы - дело довольно рисованное. Многие в Белоруссии и России считают, что нынешняя интеграционная атака Москвы - блеф, что Кремль не решится пред выборами всерьез ссориться с Лукашенко, чтобы не раздражать ностальгирующую часть российского электората. Другие полагают, что форма действий, избранная Кремлем, позволяет пойти в конфликте достаточно далеко. Всем ведь очевидно, что от объединения отказывается белорусский правитель, а роль собирателя земель исполняет российский президент.