Ссылки для упрощенного доступа

Ситуация в Ираке и роль Саудовской Аравии в борьбе с терроризмом


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: обозреватели и корреспонденты Радио Свобода Владимир Абаринов, Джованни Бенси, Сергей Данилочкин, Юрий Жигалкин и Юлия Остроухова, и старший научный сотрудник Московского института международной экономики и международных отношений Александр Умнов.

Андрей Шарый: Администрация США отказалась снять гриф секретности с материалов, которые были исключены из доклада комиссии Конгресса о терактах 11 сентября. Белый Дом мотивирует свое решение интересами национальной безопасности. Однако, по некоторым сведениям, в этом тексте речь идет о поддержке, которую оказывала террористической сети "Аль-Каида" Саудовская Аравия. С подробностями из Вашингтона - корреспондент Радио Свобода Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: В докладе специальной комиссии, которая тщательно изучила причины, не позволившие американским спецслужбам своевременно раскрыть заговор 11 сентября, почти 900 страниц. Законодателям потребовалось полгода, чтобы совместно с ЦРУ и ФБР подготовить несекретную версию документа. При этом один раздел - объемом в 28 страниц - из окончательного варианта исчез целиком. Люди, видевшие полную версию доклада, утверждают, что секретные страницы посвящены роли иностранных правительств в становлении организации Бин Ладена, и что основное внимание в них уделено Саудовской Аравии. Об этом, в частности, ясно заявил сопредседатель комиссии сенатор Боб Грэм, призвавший президента рассекретить раздел с тем, чтобы, как он сказал, "позволить саудовскому правительству ответить на любые вопросы, которые могут появиться по прочтении этих страниц, а американскому народу дать возможность составить собственное мнение о том, кого следует считать нашими друзьями и союзниками в войне с терроризмом".

Владимир Абаринов: Обеспокоенное возникшей дискуссией правительство Саудовской Аравии спешно направило в Вашингтон своего министра иностранных дел принца Сауда аль-Фейсала. Он заявил, что намерен добиваться от президента разрешения на публикацию засекреченного раздела, поскольку его правительство не может отвечать на обвинения, точного смысла которых оно не знает. Однако еще до его приезда президент Буш заявил, что он не сомневается в правильности принятого решения и исключил возможность его отмены:

Джордж Буш: Нет, у меня нет никаких сомнений по этому поводу, потому что расследование терактов 11 сентября продолжается, и мы не хотим раскрывать его детали. Люди находятся под подозрением, и нет смысла сообщать им об этом. Кроме того, продолжается наша война с "Аль-Каидой" и терроризмом, и огласка этой части документа, состоящего из 900 страниц, раскроет наши источники и методы, а это сделает нашу победу в войне с террором более сложной.

Владимир Абаринов: Пресс-секретарь Белого Дома Скотт Макклеллан на своем очередном брифинге отказался обсуждать содержание засекреченного фрагмента, а на вопрос о том, как администрация США оценивает роль Саудовской Аравии в войне с терроризмом, ответил так.

Скотт Макклеллан: Мы по-прежнему считаем хорошим наше сотрудничество с саудовскими властями в войне с терроризмом. Мы, разумеется, понимаем их озабоченность в связи с сообщениями, опубликованными в средствах информации. Но ввиду продолжающегося расследования и учитывая интересы нашей национальной безопасности, мы не можем раскрыть эти сведения в настоящее время.

Владимир Абаринов: Наконец перед журналистами предстал принц Сауд аль-Фейсал, зачитавший текст заранее написанного заявления.

Сауд аль-Фейсал: Нам нечего скрывать, мы не стремимся выгораживать себя и не испытываем в этом никакой необходимости. Мы полагаем, что открытая публикация этих 28 страниц позволит нам ответить на любые обвинения ясно и убедительно и устранить какие бы то ни было сомнения относительно истинной роли королевства в войне с терроризмом и нашей готовности к борьбе.

Владимир Абаринов: Саудовский министр признался, что разочарован отказом президента, однако понимает его мотивы. О том, что королевская семья Саудовской Аравии принимала деятельное участие в формировании террористических группировок Ближнего Востока, в Америке говорят и пишут давно. На этом основании тогдашний мэр Нью-Йорка Руди Джулиани отказался принять пожертвование в сумме 10 миллионов долларов от саудовского миллиардера, принца Альвалида бин-Талала. Утверждения такого рода содержатся и в несекретной версии доклада специальной комиссии Конгресса. 15 из 19 угонщиков-самоубийц, совершивших нападения на Нью-Йорк и Вашингтон, были подданными Саудовской Аравии. В этой стране родился и основатель "Аль-Каиды" Усама Бин Ладен.

Андрей Шарый: Продолжит тему мой коллега Сергей Данилочкин, его собеседники - международный обозреватель Радио Свобода Джованни Бенси - по телефону из Италии, и старший научный сотрудник Московского института международной экономики и международных отношений Александр Умнов - по телефону из России:

Сергей Данилочкин: Александр Юрьевич, как вы считаете, эти обвинения в адрес Саудовской Аравии, в том, что там возможно сохраняются какие-то связи с остатками террористической организации, возглавлявшейся Усамой Бин Ладеном, эти обвинения имеют под собой основания?

Александр Умнов: То, что большинство исполнителей терактов 11 сентября, да и сам Бин Ладен - саудовцы, конечно, не случайно. То, что деньги, которые шли от Эр-Рияда саудовской общине в США, частично попадали в руки террористов - тоже не случайность. Но, на мой взгляд, полагать, что власти Саудовской Аравии сознательно финансировали теракты, вряд ли правомерно. Тем не менее, если и не прямые, то опосредованные, хотя и весьма прочные, связи между Эр-Риядом и международным терроризмом, на мой взгляд, безусловно, существуют.

Сергей Данилочкин: Как известно, в Саудовской Аравии власти пытаются бороться со многими проявлениями экстремизма, в частности, религиозного. Я имею в виду, что во время паломничества властям Саудовской Аравии приходится оберегать массу людей, которые приехали в Мекку и Медину, и другие города, для совершения своего путешествия, от различных террористических актов. Укладывается ли вот такая деятельность саудовских властей с обвинениями в том, что Саудовская Аравия могла поддерживать террористов, в одну и ту же логическую цепочку?

Александр Умнов: Ну, как известно, жизнь полна противоречий. Дело в том, что в Саудовской Аравии господствует весьма специфическая форма ислама - ваххабизм, который весьма склонен объявлять "священную войну" немусульманам, но и представителям других направлений ислама, и своим единоверцам, чье поведение, например, нежелание делиться властью или собственностью, представляется им "неисламским". Таким образом, ваххабизм может служить оружием как стабилизации ситуации власти правящей династии саудитов, так и их противников. Отсюда стремление, необходимость для династии саудитов делиться своими доходами, финансировать самые различные благотворительные организации, чьи, в общем-то, окончательные связи они сами не могут проследить. Поэтому одновременно ваххабизм, взятый на вооружение, это и стабилизирующая, и деструктивная сила, в разных обстоятельствах, поэтому такое поведение не противоречит ни внутренней, ни внешней политике Саудовской Аравии.

Сергей Данилочкин: Теперь я обращаюсь к нашему обозревателю Джованни Бенси. Джованни, удалось ли властям Саудовской Аравии очиститься от подозрений в связях с терроризмом, о которых говорилось в этих засекреченных страницах? Как вы считаете?

Джованни Бенси: Саудовская Аравия проводит довольно хитрую политику. У нее есть свои интересы. Как мы знаем, Саудовская Аравия - крупнейший производитель нефти, продает ее очень выгодно, США покупают эту нефть, и, с другой стороны, Саудовская Аравия разрешает американским войскам пребывать на своей территории. Я думаю, что очень трудно себе представить, что Саудовская Аравия прямо финансирует какие-то террористические организации, потому что, в конце концов, это означало бы для нее рубить сук, на котором сидит, потому что она живет от продажи нефти и заинтересована в поддержании хороших отношений с Западом и США, в частности. Но вот, как это было уже упомянуто нашим московским коллегой, в Аравии существует форма ислама, ваххабизм, он восходит к концу XVIII века, это было движение салафитское, за восстановление якобы первоначального, чистого ислама, и в Саудовской Аравии находятся святые места ислама - Мекка, Медина, и так далее, и Саудовская Аравия выступает неофициально, неформально, но как бы в роли своего рода Ватикана ислама, так сказать. И в этом качестве действительно Саудовская Аравия финансирует массу всяких исламских организаций во всем мире, которые выдают себя за благотворительные и просветительские организации. К тому же, в Саудовской Аравии находится штаб-квартира Всемирной исламской лиги, которая тоже финансирует всякие организации, и так далее. И, конечно, можно вполне логично представить, что часть этих денег, не знаю, какая именно, но часть этих денег, в конце концов, переходит в карманы таких организаций, как "Аль-Каида".

Андрей Шарый: Продолжим тему. Правящий совет Ирака избрал своим первым председателем Ибрахима Джафари, представителя фундаменталистской шиитской партии "Дауа". Принято также решение о принципе ротации членов совета. Ожидалось, что временный правящий совет изберет одного председателя. Однако, в итоге принято компромиссное решение о создании президиума из девяти человек, пяти шиитов, двух суннитов и двух курдов. Пост председателя будет каждый месяц переходить по ротации к одному из членов президиума. Все решения правящего совета должны быть одобрены главой американской администрации Ирака Полом Бремером.

Не секрет, что и в Вашингтоне, и в Лондоне, столицах стран, войска которых составляют основу коалиции в Ираке, напряженно следят за развитием ситуации вокруг этой страны. В среду президент Буш и британский премьер министр Тони Блэр дали свои оценки ситуации в Ираке. Буш выступил на поляне у Белого дома, он дал пресс-конференцию, в которой коснулся целого ряда вопросов. Естественно, одной из основных тем был Ирак и ситуация вокруг него. Короткий репортаж нью-йоркского корреспондента Радио Свобода Юрия Жигалкина:

Юрий Жигалкин: Отвечая на зачастую скептические вопросы об успехе операции в Ираке, президент Буш заявил о полной решимости довести это дело до победного конца. "Мы и наши союзники успешно завершим миссию в Ираке, мы исполним нашу миссию в Афганистане, мы продолжим нашу войну с террором, войну с каждым из тех, кто ведет заговоры против нас", – заявил президент. По словам Джорджа Буша, смерть сыновей Саддама Хусейна свидетельствует о том, что операция по стабилизации Ирака проходит успешно. Следующим объектом поиска стал сам Саддам Хусейн. Однако, президент Буш ушел от конкретного ответа на вопрос о ходе охоты за Саддамом:

Джордж Буш: Я не знаю, насколько близки мы к поимке Саддама Хусейна. Скорее всего, ближе, чем вчера. Можно лишь сказать, что мы ведем поиски. Медленно, но верно мы добиваемся успехов. Мы находим тех, кто терроризировал иракский народ. Мы предаем их правосудию. Мы пытаемся своими делами доказать иракцам, что свобода становится для них реальным понятием. И по мерее того, как они осознают, что свобода в действительности стала реальностью, они возьмут на себя больше ответственности за свою страну, ответственности, которая необходима в свободном обществе.

Юрий Жигалкин: Президент Буш во время пресс-конференции коснулся и другой важной, и потенциально политически опасной для него темы - иракского оружия массового поражения. Он заявил, что его поиски продолжаются, что наличие оружие массового поражения у режима Саддама Хусейна не вызывало ни у кого сомнений. Президент при этом взял на себя ответственность за свое собственное заявление, сделанное в докладе о положении страны - заявление о том, что Ирак пытался приобрести оружейные ядерные материалы в Африке - факт, ставший одним из аргументов для начала операции в Ираке, и позже неподтвержденный.

Андрей Шарый: Премьер-министр Великобритании на пресс-конференции, которая транслировалось в среду по национальному телевидению, заявил, что не сомневается в достоверности информации специальных служб о разработках оружия массового поражения на территории Ирака. Тони Блэр сообщил: доклад экспертов на эту тему будет опубликован в ближайшее время. С подробностями - корреспондент Радио Свобода в Лондоне Юлия Остроухова:

Юлия Остроухова: Премьер-министр Тони Блэр заявил, что пора прекратить любые спекуляции о том, находится ли на территории Ирака оружие массового поражения, или нет, и ставить под сомнение правомерность проведения военной операции. "Я твердо уверен: заявления Саддама о том, что он уничтожил оружие – ложь", - заявил Блэр:

Тони Блэр: Группа экспертов проводит расследование в Ираке, и мы ждем доклада о результатах, после чего можно будет с уверенностью заявлять о правдивости информации о местонахождении и разработках оружия. В последнее время постоянно поступают обвинения в том, что правительство исказило информацию, что Саддам никогда не располагал оружием массового поражения. Результаты 12-летней работы инспекторов подтверждают, что оружие в Ираке было, и Саддам использовал его против своего же народа. Кроме того, Саддам, выдворив экспертов ООН из Ирака в 1998-м году, заявил, что оружие массового поражения ликвидировано, однако, доказательств этому предоставлено не было. Еще раз подчеркну: информация, полученная от секретных служб, является достоверной.

Юлия Остроухова: Отвечая на вопрос журналистов о том, будет ли Саддам Хусейн уничтожен, или пойман живым, Блэр заявил:

Тони Блэр: Оба сына Хусейна были убиты, а его телохранители захвачены, и сейчас их допрашивают. Говорят ли эти последние события о том, что вскоре Саддама поймают – думаю, что да. Для народа Ирака важно осознавать: режим Саддам свергнут навсегда, и обратного пути нет. Поэтому иракцам в качестве доказательства и предоставили фотографии убитых. Главное сейчас - чтобы Саддам прекратил быть препятствием в урегулировании мирного процесса в стране, так как сторонники Саддама продолжают саботировать процесс восстановления систем жизнеобеспечения, электроэнергии, водоснабжения. Но мы делаем все, что от нас зависит, для скорейшей нормализации жизни в Ираке.

XS
SM
MD
LG