Ссылки для упрощенного доступа

Треугольник "Косово - Македония - Южная Сербия" и российские интересы на Балканах


Андрей Шарый беседует с московским историком Сергеем Романенко.

Андрей Шарый:

Министры иностранных дел 15 стран ЕС в понедельник собрались в Брюсселе, чтобы выразить поддержку правительству Македонии в его борьбе против албанских повстанцев. Однако, вопрос о направлении войск в район конфликта на встрече не обсуждался. В беседе с министром иностранных дел Македонии Срджаном Киримом главы внешнеполитических ведомств стран ЕС призвали к диалогу между македонскими властями и албанцами. В понедельник вечером Хавьер Солана - один из руководителей ЕС, курирующий международные дела, отправился в столицу Македонии Скопье. В Брюсселе Кирим встретился и с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном, который категорически исключил военное вмешательство НАТО, но сказал, что силы КФОР будут усилены на границе Косово и Македонии, чтобы блокировать снабжение албанских повстанцев. Дипломатическая активность вокруг кризисной зоны не утихает. Там находится с визитом и министр иностранных дел России Игорь Иванов. Перспективы развития ситуации в треугольнике Косово - Македония - Южная Сербия и российские интересы на Балканах - у микрофона московский историк Сергей Романенко:

Сергей Романенко:

Практически все государства региона, а также члены "Большой Восьмерки" понимают необходимость сохранения Македонии как единого государства. В противном случае может возникнуть общебалканская война, в которой не будет ни победителей, ни побежденных. Не говоря уже о том, что изменение границ и статуса Косово может привести к распространению конфликта не только на Балканы, но и на Центральную Европу, со всеми вытекающими оттуда последствиями. Поэтому главной задачей является сохранение мира. Однако, парадокс нынешней ситуации состоит в том, что пользующаяся практически всеобщей поддержкой Македония оказалась фактически один на один с ростом албанского национализма, носящего к тому же в значительной степени криминальный характер. Союз НАТО после косовского опыта ведет себя более чем сдержанно, и Генеральный секретарь альянса Джордж Робертсон на данном этапе исключил военное вмешательство в разрастающийся конфликт.

Командование сил КФОР постоянно говорит об ограниченности своего мандата. Значительную помощь, включая помощь вооруженными силами от соседних стран, Скопье принять не может из-за сложности взаимоотношений, чтобы впоследствии не быть связанным необходимостью политических уступок. Россия, хотя не так давно и объявила Македонию своим главным союзником на Балканах, тоже не может оказать ей реальной помощи, тем более в одиночку. Идея поставок оружия в регион, с которой выступает сейчас Россия, может породить региональную гонку вооружений, венцом которой будет все тот же вооруженный конфликт. Предлагая странам ЕС поставлять оружие в Сербию, Россия прокладывает путь и собственным поставкам.

Так что же, война неизбежна? Но между кем и кем? Албано-сербский и албано-македонский конфликт в разных формах стали реальностью. До тех пор, пока Македония сохраняет свою целостность, а важнейшее условие этого - сохранение и расширение существующей многопартийной, многонациональной правительственной коалиции, крупномасштабное столкновение между балканскими государствами невозможно. С трудом верится и в "НАТО-албанскую" войну, хотя именно в ней, как это ни парадоксально, и в России ждут выхода из создавшейся ситуации. От союза НАТО сейчас ждут именно того, за что его порицали два года назад. С другой стороны, вряд ли открытие в Тетово университета на македонском и албанском языках, о котором объявил Хавьер Солана, может в нынешней ситуации повернуть развитие событий в мирное русло.

XS
SM
MD
LG