Ссылки для упрощенного доступа

Процедура предстоящего конкурса на частоту бывшего "ТВ-6" и практика лицензирования электронных средств информации в США


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: российский тележурналист, член Федеральной конкурсной комиссии Владимир Познер, побывавшая на пресс-конференции руководителя телекомпании "7 ТВ" Олега Аксенова корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева и беседовавший с партнером юридической фирмы "Коэн и Маркс" Ричардом Хелмиком корреспондент РС в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Андрей Шарый:

Определяется круг претендентов на получение лицензии на вещание на шестом метровом телеканале. Российский телеканал "РЕН ТВ" не будет участвовать в конкурсе за право вещания на этой частоте. Президент компании Ирэна Лесневская заявила в интервью "Общей газете", что конкурс "носит абсолютно захватнический характер". Ранее от участия в конкурсе, назначенном на 27 марта, отказались телекомпании "ВИД" и "СТС". Напомню, что будут принимать участие в конкурсе журналисты, прежде работавшие на канале "ТВ-6. Пару дней назад о своем намерении принять участие в конкурсе объявила телекомпания "7 ТВ", вещающая сейчас в дециметровом диапазоне. О намерениях этой компании чуть позже, а сейчас чуть подробнее о работе Федеральной комиссии по лицензированию теле и радиовещания. О юридическом статусе и процедуре работы Федеральной комиссии я беседовал с одним из ее членов - известным российским тележурналистом Владимиром Познером.

Владимир Познер:

Эта комиссия была создана чуть более двух лет тому назад. Ее юридический статус абсолютно четко определен. Только эта комиссия имеет право в результате конкурса решить вопрос о том, кому из конкурсантов достается частота для того, чтобы участвовать в конкурсе. Каждый конкурсант должен представить целый ряд документов, как финансового, так и другого характера. Для членов комиссии, пожалуй, главным все-таки является концепция вещания. В этом смысле можно сказать, что наша конкурсная комиссия отличается от аналогов, существующих в некоторых других странах, где, по сути дела, это аукцион. Кто больше даст, так сказать, за лицензию, тот ее и получает. Здесь не так. Здесь заранее члены комиссии в результате согласованного подхода выставляют цену на ту или иную частоту в том или ином городе. Вопрос, кому в результате конкурса эту частоту дать, решается больше на основании ощущения того, насколько этот конкурсант профессионален, насколько понимает, что собирается делать, насколько действительно концепция эта интересна, продуманна, реальна и так далее. Потому что все конкурсанты в обязательном порядке предоставляют документ, подтверждающий их способность заплатить ту сумму денег, которая нами определена. Это - первое.

Второе - что касается независимости. Всего 9 членов федеральной конкурсной комиссии. Четверо из них - независимы по определению, в том смысле, что они не работают ни в каких правительственных учреждениях. Пятеро являются работниками министерств, точнее, четверо работают в Министерстве печати, один работает в Министерстве связи. Председателем этого конкурса является министр печати господин Лесин. Можно было бы таким образом сделать вывод, что правительство имеет пять человек, и остальные четверо - их можно всегда забаллотировать. К тому же, когда конкурс касается частот других городов, есть так называемая региональная часть, которые тоже являются членами комиссии, голосуют. Это представитель законодательной власти, представитель, может, городской исполнительной власти, и это представитель уполномоченного президента. Вот эти трое, которые представляют собой местную власть, местную часть - они голосуют именно в тех случаях, когда рассматриваются их регионы, их город и так далее. И их голос абсолютно равен голосу любого члена комиссии.

Но я вам могу сказать, что за два с небольшим года существования комиссии никогда не было ни одного случая, когда бы министерская часть голосовала консолидированно и таким образом пропихивала бы, скажем так, "своего" кандидата. На самом деле так не бывало. Я как член комиссии могу вам сказать абсолютно официально, что если бы я почувствовал малейшее давление или какие-либо закулисные игры, я бы давно ушел из этой комиссии. И думаю, что не только я, я не сомневаюсь, что и господин Вильчек, и Манана Альбертовна Асламазян тоже не стали бы там работать. Поэтому я могу сказать, что эта комиссия, на мой взгляд, абсолютно работает, я не побоюсь сказать, безупречно, каждый высказывает публично свое мнение и отстаивает его, и голосование идет по совести, так сказать, по убеждению, в этом я смог убедиться за это время.

Андрей Шарый:

Стоимость лицензии на шестой метровый канал - один миллион долларов - чем определяется именно такая сумма - почему не два миллиона или не полмиллиона?

Владимир Познер:

В данном случае пошли по линии прецедента. Если вы помните, то выставлялась также частота, на которой работает "ТВЦ". Ведь поначалу, на самом деле, цены выставляли так, более-менее наугад, соотнося это с какими-то более известными вещами. Хочется, конечно, максимальную ставить цену, чтобы в результате этого получили деньги, те, кто в этом нуждаются, в частности, и средства массовой информации, и само министерство и так далее. Но в какой степени наугад, иногда видели, что нет конкурсантов - слишком высокая цена - учитывали и это. В общем, пришли путем проб и ошибок. Но за первые полгода мы все-таки многому научились и стали понимать: вот приблизительно такую можно ставить цену. Когда речь идет о метровом канале, который фактически может использоваться на всю страну, то понятно, что эта цена совершенно другая, и что рекламные возможности тех, кто имеет такой канал, тоже совершенно другие. Сравнивая таким образом все цены, которые были, скажем, для таких городов миллионных, скажем, Нижний Новгород и так далее, когда там возникали частоты, мы, сравнивая положение Москвы с этим, тогда по "ТВЦ" выставили цену - миллион. На самом деле, можно было выставить больше, я уверен, что можно было выставить и три миллиона, и даже пять, но нам мешает отсутствие чисто делового бизнес-подхода. Мы все-таки еще подходим немножко, я не знаю, даже назвать это советской ментальностью или российской, но все-таки - "не надо перебарщивать, будь человеком", - так сказать. Не надо уж ставить предельную цену, ставить реальную, но не такую, которая является чересчур уж тяжелой для конкурсантов. Вот этот миллион на "ТВЦ" - он именно стал результатом такого подхода. А когда возникла шестая кнопка, решили, коль скоро мы уж по "ТВЦ" поставили миллион, давайте возьмем это в качестве базиса, и не будем завышать эту цену, а эту частоту выставим по той же цене, то есть прецедент.

Андрей Шарый:

Владимир Владимирович, открытый конкурс по "ТВ-6" назначен на 27 марта. Вы как член комиссии уже получили какие-то документы? Вы в курсе, что будет происходить с процедурой этого конкурса, или пока еще рано говорить о каких-то более конкретных параметрах?

Владимир Познер:

Дело в том, что процедура одна и та же всегда. Это не то, чтобы что-то такое специальное. Федеральная конкурсная комиссия заседает всегда в последнюю среду месяца. Выставляются частоты регулярно. О том, что они выставляются, сообщается в "Российской газете", минимум за два месяца до конкурса. Условия участия там же все описаны, желающие участвовать присылают соответствующие документации. Скажем, у нас будет конкурс 27 февраля. Если я не ошибаюсь, не позже 4 февраля в Федеральную конкурсную комиссию должны поступить заявки, все. Это, так сказать, дедлайн. После этого числа больше не принимается ничего. Значит, все это приводится а порядок, все эти папки, которые присылаются, и так далее. Все папки всех претендентов по всем частотам, которые выставляются на это число по разным городам, присылаются членам Федеральной комиссии за 10 дней до самого заседания, чтобы они могли внимательно ознакомиться со всеми документами. Этот же порядок будет и в марте. То есть, если кто-нибудь полагает, что это особый день, что специально и только в этот день будет обсуждаться только "ТВ-6" - это ошибка. Это последняя среда марта, и в эту среду будет обсуждаться целый ряд частот, и будет много претендентов, в том числе и частота по шестому каналу.

Андрей Шарый:

А сейчас чуть подробнее о планах телекомпании "7 ТВ". На пресс-конференции ее руководителей побывала в четверг наш корреспондент Лиля Пальвелева:.

Лиля Пальвелева:

Вскоре после того, как прекратилось вещание телеканала "ТВ-6", глава Минпечати Михаил Лесин заявил: кто бы ни выиграл конкурс, общественно-политические программы на шестой кнопке останутся. Однако, в последние дни на самом высоком уровне вдруг заговорили о том, что здоровье нации оставляет желать лучшего, а все из-за того, что физкультурой и спортом в России занимаются лишь немногие. Такого рода высказывания вселили в руководителя "7 ТВ" Олега Аксенова надежду на победе в конкурсе. Аксенов заявляет: его телекомпания готова преобразоваться в частную по форме и государственную по значению:

Олег Аксенов:

Спорт - это та тема, которая может стать национальной идеей, вообще, консолидирующей общество. Потому что, когда вся страна болеет за своих героев, которые поднимаются на высшие ступени пьедесталов почета, когда поднимается наш флаг, когда звучит наш гимн, когда мурашки по спине просто бегают от гордости за наших соотечественников, поэтому я думаю, что наше дело правое, поэтому мы вполне можем и победить.

Лиля Пальвелева:

Во всем мире спортивные каналы приносят прибыль только на кабельном телевидении, но Олега Аксенова это не смущает. Он приводит такой пример:

Олег Аксенов:

Я вам скажу, что во всем мире музыкальное "МТВ" тоже платное и в кабеле. Единственная страна в Европе, по моим данным, в которой "МТВ" идет в открытом доступе для всех - это Италия. Но мы - уникальная страна, особенная страна, по многим своим параметрам, и я знаю один музыкальный канал, который за два года вышел на самоокупаемость и сейчас уже приносит прибыль.

Лиля Пальвелева:

Поэтому - убежден Олег Аксенов - в случае победы на конкурсе его телеканал ожидают самые радужные перспективы, и финансовые проблемы, из-за которых, по официальной версии, закрыли "ТВ-6", "7 ТВ" не грозят:

Олег Аксенов:

Я больше 10 лет в телевидении, и, наверное, мы как-то просчитали. У нас есть бизнес-план, и мы рассчитываем через некоторое время, через несколько лет выйти на самоокупаемость, а затем и на прибыль.

Лиля Пальвелева:

Олег Аксенов убежден: общефедеральный спортивный телеканал России нужен, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни. При этом он готов размещать рекламу пива:

Олег Аксенов:

Например, у нас под эгидой "Балтики", пивного концерна "Балтика", проходит хоккейный турнир, который раньше назывался "На приз "Известий". Такого типа спонсорство мы не исключаем. Другое дело, вот, я могу точно сказать: у нас вопроса "кто пойдет за "Клинским" - на канале стоять не будет. Но есть нормальные, высокохудожественные рекламные ролики, допустим, того же "Амстела", который является спонсором Лиги чемпионов.

Лиля Пальвелева:

Олег Аксенов проводит тонкую грань между такой рекламой и рекламой, адресованной подросткам. Почему-то он убежден, что спонсорская реклама оставит молодых людей равнодушными к слабоалкогольным напиткам.

Андрей Шарый:

Через какую процедуру проходят американские электронные средства информации, желающие получить лицензию на вещание? Наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин попросил рассказать об этом партнера юридической фирмы "Коэн и Маркс" Ричарда Хелмика.

Юрий Жигалкин:

Трудно ли американскому средству информации получить лицензию на теле или радиовещание?

Ричард Хелмик:

Все вещательные частоты во всех административных единицах США находятся в ведении Федеральной комиссии по средствам связи. Во всех больших городах и населенных пунктах свободных частот практически нет. Как только по какой-то причине они освобождаются, Федеральная комиссия объявляет конкурс и называет определенный ограниченный срок для подачи заявлений соискателей. Если желающих несколько, то комиссия организует аукцион, на котором побеждает наиболее щедрый претендент.

Юрий Жигалкин:

То есть, можно сказать, что в такой ситуации последнее слово остается за деньгами?

Ричард Хелмик:

По большому счету - да. Но в исключительных случаях победитель аукциона может быть лишен права на обладание лицензией на вещание, поскольку согласно правилам, любой человек может опротестовать решение Федеральной комиссии на основании того, что победитель аукциона был в прошлом в неладах с законом. Например, он был уличен в нарушении антимонопольных правил или в финансовых преступлениях, иных правонарушениях. Любая информация такого рода может быть представлена вниманию комиссии противниками победителя в надежде его дисквалифицировать. На моей памяти был случай лишения лицензии одного из победителей аукциона после того, как было обнаружено, что он в свое время был осужден за растление малолетних.

Юрий Жигалкин:

Предъявляются ли к соискателям некие иные требования, например, доказательства финансовой состоятельности?

Ричард Хелмик:

Они должны заявить о своей способности нести необходимые финансовые расходы по вещанию. Но для этого им лишь необходимо поставить крестик в соответствующей графе заявления. С точки зрения закона, таким шагом соискатель подтверждает, что у него есть средства - наличные или кредит - на покупку лицензии и на вещание в течение трех месяцев.

XS
SM
MD
LG