Ссылки для упрощенного доступа

"Москва снова уверенно ощущает себя центром постсоветского пространства..."


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в Москве -Аркадий Дубнов, Виталий Портников и беседовавший с председателем Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы России Анатолием Чехоевым Олег Кусов, а также корреспондент РС в Тбилиси Юрий Вачнадзе.

Андрей Шарый:

В Москве в пятницу открылся юбилейный саммит СНГ. Содружеству исполняется 10 лет. Президент России Владимир Путин высказал мнение, что саммит отразил общий настрой государств на дальнейшее укрепление и развитие Содружества. Москва снова уверенно ощущает себя центром постсоветского пространства. За юбилейным саммитом СНГ следил наш корреспондент Аркадий Дубнов:

Аркадий Дубнов:

Атака Путина - таким выглядел основной лейтмотив юбилейного саммита СНГ в Москве. Российский президент использовал встречу для того, чтобы продемонстрировать: Москва снова осознает свою силу и не собирается заискивать перед партнерами по содружеству в поисках их расположения. Когда Путина спросили, как отразится нынешняя ситуация на налаживании, наконец, экономического сотрудничества внутри СНГ, президент ответил, что он не только председатель Совета глав государств Содружества, но и лидер России, поэтому, в первую очередь, его действия будут определяться российскими интересами. Такой откровенно жесткой постановки вопроса не мог бы себе позволить несколько лет назад Борис Ельцин, озабоченный только одним: как противодействовать разброду и шатанию среди бывших сателлитов Москвы и остановить их сползание к сотрудничеству с Западом. Только 11 сентября ситуация в корне изменилась. В Кремле перестали, во всяком случае, публично, демонстрировать свое беспокойство западным дрейфом союзников. Российско-американский антитеррористический альянс не оставляет им в новых условиях возможности маневрировать в поисках своих интересов между Москвой и Вашингтоном. Характерное замечание сделал президент Узбекистана Ислам Каримов, заявивший, что он с надеждой наблюдает, как укрепляется российский рубль и если так пойдет дальше - сказал Каримов - рубль может стать надежным средством в расчетах между странами СНГ. Заявления узбекского президента примечательны тем, что именно Ташкент является сегодня самым тесным партнером Вашингтона в проведении афганской операции, в ответ на что США уже разрабатывают весьма значительную программу помощи Узбекистану.

Вообще, стоит заметить, что имени США на сегодняшней пресс-конференции не прозвучало ни разу, даже когда Путин упомянул во вводном слове, что трагедия 11 сентября показала, насколько уязвима перед угрозой терроризма даже самая мощная держава. Однако, похоже, что именно США незримо присутствовали сегодня на саммите, будто внося умиротворение в отношения между такими среднеазиатскими партнерами, как Узбекистан и Таджикистан, самим фактом своего сотрудничества с ними в проведении операции в Афганистане. Надо было видеть, как тепло общались между собой президенты этих стран Каримов и Рахмонов, проведшие в четверг обстоятельную встречу наедине. Ничего подобного не было уже много лет. Между прочим, как сообщил Радио Свобода один из членов таджикской делегации, уже решено, что Душанбе предоставит американцам, впрочем, как и французам, свой аэродром в Кулябе для размещения там военных самолетов, причем никакого соглашения на эту тему подписано не будет. Стороны лишь обменяются нотами, согласно которым американцы и французы будут базироваться в Таджикистане до окончания антитеррористической операции в Афганистане. Душанбе даже, как сказано, не будет просить за это денег. Просто, как сказано, таджикские власти рассчитывают теперь, и не без оснований, на увеличение западных инвестиций в свою страну.

И, тем не менее, без драматизма на юбилейном саммите не обошлось, и здесь тоже уместно говорить об атаке Путина. В ответ на обвинения президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе в бомбардировке грузинских деревень два дня назад самолетами, прилетевшими из России, российский президент, сначала отметив мудрость грузинского коллеги, решившего все-таки приехать в Москву, чтобы обсудить болезненные проблемы, перешел затем в контрннаступление. Во-первых, Путин поставил под сомнение сам факт бомбардировки населенных пунктов, обосновав это, правда, странным образом: "Что за бомбардировка такая, если не погибли люди, как сказал об этом сам Шеварднадзе?" Мол, не разборки ли это между враждующими сторонами. Но главное: Путин, сообщив, что российские спецслужбы задержали в Чечне заместителя Хаттаба, известного арабского террориста Абу Саяха, вооружавшего террористов, в том числе и находящихся на территории Грузии, заявил, что Грузия оккупирована иностранцами, кроме того, на ее территории находятся "нарколаборатории, откуда травят наши народы, и еще там работают ретрансляторы, с помощью которых террористы поддерживают связь со своими спонсорами в странах Персидского залива". Такой шквал обвинений в адрес Грузии дает основания считать, что Владимир Путин уже не оглядывается на возможную поддержку Тбилиси со стороны США. Москва сегодня вновь ощущает свою самодостаточность в качестве центра постсоветского пространства. Это кажется главным итогом юбилейного саммита СНГ.

Андрей Шарый:

"За 10 лет существования СНГ превратилось в президентский клуб по интересам", - так считает обозреватель Радио Свобода Виталий Портников:

Виталий Портников:

Когда 10 лет назад создавалось Содружество Независимых Государств, для российского руководства это был едва ли не единственный повод для того, чтобы заявить о собственных властных полномочиях в самой России, убрать конкурирующую союзную структуру, а для 11 остальных бывших союзных республик это была реальная независимость, без Советского Союза они действительно становились независимыми государствами. Для России СНГ всегда было инструментом грядущего объединения вокруг России. Для многих бывших советских республик - скорее инструментом для легитимного и цивилизованного развода. Спустя 10 лет приходится признать: СНГ не стало ни тем, ни другим. Тысячи документов, которые были приняты на совещаниях Содружества, так и пылятся в его активах. В рамках СНГ была создана целая группа квазиорганизаций, которые также не работают, но представляются их учредителям лучшим способом для декларации своих собственных экономических или политических амбиций - Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество, ГУУАМ, таким организациями можно было бы продолжить счет, если бы не необходимость откликнуться на новые угрозы после 11 сентября. И вот в этой ситуации как раз и оказалось, что Содружество как международная организация не срабатывает, что для того, чтобы реально привлечь своих союзников по Договору о коллективной безопасности к участию в антитеррористической коалиции, Москве необходимы новые, дополнительные консультации и с Ташкентом, и с Душанбе, и с другими заинтересованными в помощи Запада странами. Таким образом СНГ осталось тем, чем оно стало после знаменитого скандального Кишиневского саммита 1997-го года, когда Борис Ельцин был... в прострации - после острой критики в связи с разноскоростной интеграцией - тактики, которую Россия избрала в отношении стран, хотевших интегрироваться с ней быстрее, чем все остальные, например, Белоруссией. Таким образом, СНГ сегодня - всего лишь клуб президентов, возможность встречаться, возможность разговаривать. Для Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе, для Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна, для многих других руководителей стран Содружества, которые видятся крайне редко, это действительно беспрецедентная возможность выяснить отношения с глазу на глаз. Другой вопрос, что после этого президентского клуба, как правило, ничего не меняется, ничего не сдвигается с места. Экспертные комиссии правительства, те же квазиорганизации, как правило, стараются сделать все возможное, чтобы принятые президентами решения прошли проверку временем и национальными, а не только президентскими сиюминутными интересами, но клуб - это тоже важно, и клуб вполне может отметить свой юбилей. Недавно в России отмечали 40-летие Клуба веселых и находчивых, сегодня - СНГ. Помпезности и там и там было немало.

Андрей Шарый:

Первый день саммита СНГ, как и ожидалось, не дал существенных результатов в урегулировании проблем грузино-российских отношений. Исключением. может быть, стал диалог между Владимиром Путиным и Эдуардом Шеварднадзе во время совместной конференции глав государств. Диалог касался инцидентов в Панкисском ущелье Грузии. Как там развиваются события? Из Тбилиси сообщает наш корреспондент Юрий Вачнадзе:

Юрий Вачнадзе:

Цель Эдуарда Шеварднадзе, прилетевшего в Москву, была тяжелой. Урегулирование грузино-абхазского конфликта, окончательный отказ грузинской стороны от услуг российского миротворческого контингента, выяснение ситуации в связи с военной базой в Гудауте , проблема возвращения чеченских беженцев на территорию России и, наконец, перспективы заключения полномасштабного рамочного грузино-российского договора. В последнюю минуту к этому прибавились осложнения, связанные с бомбардировкой российской авиацией территории Панкисского ущелья Грузии. Естественно, в результате одного дня работы юбилейного саммита СНГ нельзя было ожидать какой-либо информации о переговорах с российской стороной по кардинальным вопросам. Ее и не было, если не считать инцидента на совместной пресс-конференции глав государств СНГ. Выражение лица Эдуарда Шеварднадзе на этой пресс-конференции меньше всего напоминало бывшего министра иностранных дел СССР, известного своей эластичностью и куртуазностью, пожалуй, больше он напоминал рассерженного тигра. Прилюдная словесная дуэль между Путиным и президентом Грузии выглядела особенно вызывающей на фоне подчеркнуто безучастных лиц остальных руководителей. Мягко говоря, странной казалась логика обоих участников диалога. Шеварднадзе предположил, что решение о бомбардировке грузинской территории принималось без ведома российских руководителей высокого уровня. В свою очередь, Путин использовал вначале слово "якобы", затем сделал заключение, что даже если бомбардировка Панкисского ущелья имела место, то бомбились вовсе не населенные пункты. Конечно же, наивно предполагать, что бомбардировка территории соседней независимой страны, к тому же члена Содружества, может осуществляться по распоряжению руководителей среднего уровня, и столь же наивно утверждать, что если бомбится не населенная территория данного государства - это не грубейшее нарушение норм международного права.

Так или иначе, начало визита Шеварднадзе в Москву нельзя назвать обнадеживающим. Создание совместной комиссии для расследования инцидентов, как свидетельствует практика прошлых лет, не дает сколько-нибудь существенных результатов. Между тем многие российские военачальники категорически отрицают факты бомбардировки Панкисского ущелья. Так, министр обороны России Сергей Иванов заявил, что, во-первых, военные вертолеты не проводят операций в ночное время, особенно, в сложных условиях гористой местности, а во-вторых, у него есть достоверные сведения о том, что в ущелье произошло столкновение чеченских боевиков с арабскими наемниками. Бой, якобы, шел из-за дележа доходов от наркоторговли и закончился мощным взрывом. В свою очередь, командующий российским миротворческим контингентом в районе абхазского конфликта генерал Сидорычев заявил, что у него нет никаких сведений о бомбардировке российской авиацией Панкисского и Кодорского ущелий. На сегодняшний день в обоих ущельях царит спокойствие.

Андрей Шарый:

И еще об одной грузинской внутриполитической проблеме, которая, в конце концов, упирается в отношения между Тбилиси и Москвой - о проблеме Южной Осетии. Накануне второго тура президентских выборов эта непризнанная в Тбилиси и во всем мире республика оказалась на пороге нового вооруженного конфликта. Такой вывод на пресс-конференции в Москве сделал заместитель председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы России Анатолий Чехоев. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Олег Кусов:

Олег Кусов:

В Южной Осетии по-прежнему остается актуальной идея о воссоединении с Северной Осетией. Таким способом Цхинвал рассчитывает перейти под юрисдикцию России. Переговорный процесс между Тбилиси и Цхинвалом длиться уже 9 лет. За это время позиции сторон фактически не изменились. Российские политики опасаются, что Тбилиси, не добившись результатов в ходе переговоров, может воспользоваться силовыми методами, используя для этого любой повод. Заместитель председателя думского Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолий Чехоев считает, что таким поводом может послужить новое обострение ситуации в Южной Осетии накануне второго тура голосования на президентских выборах. Он намечен на 6 декабря. Рассказывает Анатолий Чехоев:

Анатолий Чехоев:

Действующий президент Людвиг Алексеевич Чибиров - он не прошел даже во второй тур. Во второй тур вышли молодой предприниматель бизнесмен Кокоев Эдуард и председатель парламента Кочиев Станислав. Вот тут-то начинается самое интересное. Сторонники прежнего президента берут штурмом, по сути дела, здание парламента, один из кандидатов - председатель парламента - и требуют от него, чтобы он снял свою кандидатуру и тем самым вообще аннулировать итоги выборов. В чем суть? В том, что вот эта маленькая, непризнанная республика, где населения осталось-то всего ничего, порядка, может быть, 70 тысяч человек, имеет очень мощную, сильную кормушку - это Транскавказская магистраль. Это таможенные сборы, все остальное, и вот на этой дороге сидит, как говорится, клан президента, сидит его семья, сидят люди близкие, родственники...

Олег Кусов:

По мнению Анатолия Чехоева, президентские выборы в Южной Осетии поставили эту самопровозглашенную республику на грань войны. Сторонники проигравшего выборы президента Людвига Чибирова, по словам Чехоева, добровольно не покинут свои властные кабинеты. Не исключено, что команда новоизбранного президента попытается вытеснить их силой. Таким образом, на Южном Кавказе уже в ближайшее время может появиться еще одно вооруженное противостояние:

Анатолий Чехоев:

На сегодня в Южной Осетии практически в каждом доме оружие есть. Была война... Они обязательно постараются силовым вопросом решить проблему сохранения своей власти. Если там ситуация выйдет из-под контроля, Грузия, давно стремящаяся, там есть очень мощные силы, которые требуют военного решения вопроса, как в Абхазии, так и в Южной Осетии, и если, например, там начнется стрельба, а вероятность очень высокая, к сожалению, то Грузия. апеллируя к международному сообществу. может практически предпринять действия - до ввода войск на территорию Южной Осетии. Это означает новую войну. Южная Осетия - это горная республика. В горах сегодня победить невозможно, пример тому - огромная великая Россия со своей мощной армией и Чечня - это будет просто очередное кровопролитие, но Шеварднадзе обязательно воспользуется этим...

Олег Кусов:

Стабилизировать ситуацию в Южной Осетии, по словам Анатолия Чехоева, пытаются российские политики и военные, члены смешанной контрольной комиссии по урегулированию ситуации в Южной Осетии вновь намерены собраться в Цхинвале, чтобы или убедить местных политиков не провоцировать столкновения, или же - напугать их возможными последствиями. По всей видимости, Москва не хочет рисковать потерей Южной Осетии, поскольку эта республика фактически остается российским анклавом в Грузии.

XS
SM
MD
LG