Ссылки для упрощенного доступа

Заместитель директора Пушкинского музея Андрей Толстой – о причинах интереса к Сальвадору Дали


На выставке Сальвадора Дали в Пушкинском музее.
На выставке Сальвадора Дали в Пушкинском музее.
В Пушкинском музее изобразительных искусств открылась выставка Сальвадора Дали из его музея-театра в Фигейрасе, Каталония.

В России впервые представлены 25 оригинальных полотен Дали 1920-50 гг., иллюстрации к "Дон Кихоту" Сервантеса и "Жизнеописанию" Бенвенуто Челлини, фотографии, а также знаменитый диван "Губы Мэй Уэст". На выставке побывала первая леди России Светлана Медведева, ради отдельной экскурсии которой было задержано VIP-открытие. О причинах интереса к фигуре Сальвадора Дали – заместитель директора Пушкинского музея Андрей Толстой.

– Cальвадор Дали фактически является одним из поп-идолов живописи ХХ века. Современные искусствоведы упрекают Дали в том, что от радикализма своих работ 1920-х годов, как и большинство сюрреалистов, Дали перешел к тиражированию поп-продукции. Его работы – это фантасмагории или сновидения, основанные на классических архетипах, на классических образцах искусства; именно это делает его поп-героем, демократичным художником. И в то же время он якобы настолько прост, что всерьез к нему относиться не стоит. Вы можете как-то прокомментировать это довольно распространенное мнение?

– Сальвадор Дали предвосхитил так называемый постмодернизм. Смысл постмодернизма состоит именно в том, что художники используют готовые образы либо фрагменты образов и включают их в совершенно иной контекст. Именно этим Сальвадор Дали занимался большую часть своей творческой жизни. И в этом, мне кажется, его значение. Дали фактически был первой фигурой, которая предвосхитила постмодернизм. Но он еще и оставался художником эпохи модернизма. Поэтому он сумел использовать уже кем-то обработанные формы, образы в качестве уставных элементов в своей сложно составляемой структуре образа. В этом смысле он одновременно и постмодернист, и один из очень интересных, совершенно своеобразных представителей поп-арта. Сложившиеся, готовые, устоявшиеся образы, взятые из разных источников, у него каждый раз приобретают ни на кого непохожее, никому не подражающее значение – совершенно новое каждый раз, когда он импровизирует. Художник Дали – это художник-импровизатор.

– Вам самому нравится Дали?

– Я к нему отношусь с большим пониманием, уважением – как историк искусства. Лично я его не поклонник, но понимаю его значение, понимаю его роль и вижу в нем фигуру, которая много открыла.

– Следует ли ваши слова понимать как официальную позицию Пушкинского музея?

– Нет! Ни в коем случае! Это моя личная позиция. Пушкинский музей выставку Дали интерпретирует совершенно по-другому. Потому что это первая в России полноценная ретроспектива Дали – недостаточно, может быть, широкая, но тем не менее вполне представительная.

– Что из "хитов", известных публике, есть на выставке? Портрет Галы или текущие часы, измененные предметы?

– Текущих часов вы не увидите. Зато портретов Галы будет много. Здесь работы, которые достаточно часто воспроизводятся – например, "Автопортрет с рафаэлевской шеей".

Во многих его вещах есть диалог с искусством античности, античной скульптурой. Поэтому выставку сопровождают копии знаменитых скульптур античности – включая Венеру Милосскую, к которой Дали апеллирует в одной из своих работ, представленных на выставке: "Воображаемый портрет тореро". Как вы знаете, в композициях Дали часто один образ вытекает, вырастает из другого либо в него включается. Из лица вдруг вырастает несколько образов Венеры Милосской, силуэт женского обнаженного торса без рук, который создает одновременно и лицо тореро.

Выставка пытается воссоздать атмосферу, которая царит в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигейрасе; декорация Бориса Мессерера подчинена этой атмосфере. На лестнице вы сразу увидите, во-первых, огромных театральных кукол в костюмах Пульчинеллы - кукол, которых Сальвадор Дали сделал для одного из костюмированных балов в Венеции в начале 50-х годов по заказу Кристиана Диора. Во-вторых, можно увидеть огромные прозрачные яйца, внутри которых светятся огни. Это те формы, которые украшают реальный фасад Музея-театра Сальвадора Дали в Фигейрасе.
XS
SM
MD
LG