Ссылки для упрощенного доступа

Учителей пожирает "Бумажный Молох"


В России через несколько лет может возникнуть дефицит педагогов
В России через несколько лет может возникнуть дефицит педагогов
Министр образования и науки Андрей Фурсенко считает, что в России через пять лет возникнет дефицит педагогов. Чтобы избежать этого, ежегодно 40-50 тысяч молодых учителей должны приходить в школу. В прошлом году желающих сделать педагогическую карьеру оказалось только 12 тысяч.

День учителя и Международный день борьбы за социальные права – 5 и 7 октября – в профсоюзе работников образования "Учитель" решили объединить одной акцией. Причина простая: ни обещанная 30-процентная надбавка, ни реформа системы образования, ни нынешние социальные гарантии и действующее законодательство не гарантируют российскому педагогу достойной жизни. Член совета профсоюзной организации "Учитель" Всеволод Луховицкий считает, что российские педагоги готовы заявить о своих требованиях:

– Мы готовы провести разные мероприятия по школам, может быть, по округам. Наша главная задача состоит в том, чтобы заявленное правительством 33-процентное повышение зарплат отслеживалось профсоюзами, чтобы чиновники не имели возможность манипулировать цифрами так, как они делают это сейчас. Нужно, чтобы оплата была за ставку – за те самые 18 часов, нужно, чтобы платили всем, а не только "лучшим учителям" (никто не знает, что такое хороший учитель – мы все это знаем на интуитивном уровне, но посчитать это нельзя), и нужно, чтобы достойную заработную плату получали все работники школы. Сейчас происходит выдавливание из школ психологов, библиотекарей, социальных работников, потому что кошелек один, и приходится решать, на что тратить деньги.

Обещанное повышение зарплаты пока не состоялось, зато уже произошли многочисленные сокращения и слияния школ. Адвокат группы педагогов из Новотроицка Оренбургской области Анвар Бегалиев считает, что региональные власти, пользуясь новым законом о финансировании, злоупотребляют доверием учителей:

– Конкретные власти на местах восприняли этот закон, как возможность сбросить с себя ряд своих функций и полномочий, в том числе и содержание муниципальных образований в виде учебных учреждений. Уже уволены многие руководителей школ в Новотроицке и в соседних городах. Основные социальные гарантии не работают – их рассматривают в самую последнюю очередь, и на то, чтобы их рассмотрели, нужно столько сил надо потратить, что не всякий на это способен.

Между тем, все меры, призванные повысить качество российского образования и статус учителя, у самих педагогов поддержки не находят. Почему? На этот вопрос отвечает директор троицкого лицея, учитель физики Николай Кучера:

– Был период, когда у нас была большая проблема с учителями английского языка. Почему? Потому что, во-первых, репетиторство сейчас очень востребовано, а, во-вторых, в любое турагентство человек придет, и его возьмут на зарплату, которая в разы превышает учительскую. Людей с педагогическим образованием в стране много – в городе Троицке их тройной комплект, как минимум. Но они все не работают в системе образования. И дело не только в зарплате, в социальном статусе учителя. Есть такая мощная вещь, как "Бумажный Молох", который очень мешает работе учителя, и я вижу, как за последние 15 лет он только крепчает. Причем сначала в это был вовлечен только директор, потом – зам, администрация, а в последние несколько лет в бумажную, совершенно пустую волокиту вовлечены уже даже простые учителя. Это страшно – и потому что отвлекает от основной работы, и потому что морально учитель привыкает к мысли о том, что главное – это бумажка.

"Бумажный Молох", как называет его Николай Кучер, возник потому, что качество работы учителей теперь влияет на их зарплату и требует специальной оценки. Вот что по этому поводу думает московский учитель русского языка и литературы Марина Разумянская:

– Конечно, учителя находятся сейчас в весьма неустойчивом положении, ничего хорошего от реформ никто не ждет, и состояние нервозности довлеет над педагогами, безусловно. Но самое главное, что не понятны критерии оценки работы учителя. Хороший результат этой работы – это успешность ученика после школы. А если говорить о результатах работы учителя, например, начальной школы – как здесь можно устанавливать критерии? Ведь навыки, полученные в начальной школе, проявляются позже. Поэтому, конечно, все нервничают. Вот я лично не верю, что государство хочет реально что-то улучшить. Пока что все происходит только на уровне деклараций, из чего у меня лично складывается ощущение, что государство либо просто некомпетентно в этой сфере, либо не хочет реально менять ситуацию к лучшему.

Здесь надо заметить, что российские педагоги знают, о чем говорят – последние двадцать лет они работают в условиях реформирования системы образования.
XS
SM
MD
LG