Ссылки для упрощенного доступа

Уолл-стрит опять лихорадит


Уолл-стрит
Уолл-стрит
Новый приступ страхов относительно долгового кризиса в Европе – так комментаторы трактуют резкое падение курсов акций на Уолл-стрит 9 ноября.

Основные рыночные индексы рухнули более чем на три с половиной процента. И хотя резкие метания настроений инвесторов стали в последние месяцы делом почти рутинным, на сей раз повод для испуга очень серьезный: под вопросом финансовая состоятельность Италии, способность одной из ведущих экономических держав мира обсуживать свои долги. 9 ноября процентные ставки по итальянским государственным облигациям превысили семь процентов, то есть, покупатели требуют все больший и больший процент в качестве компенсации за растущий риск, сопряженный с кредитованием итальянских государственных долгов. Семь процентов были критической чертой для Ирландии, Португалии и Греции, они оказались неспособны платить такие проценты по долгам. Рыночные игроки опасаются, что подобное произойдет и в итальянском случае, но последствия этого будут гораздо более угрожающими для Европы и всего мира, не случайно глава Международного валютного фонда отправилась с беспрецедентной миссией в Москву, Пекин и Токио в надежде обеспечить стороннюю поддержку идее выкупа долгов ослабленных европейских стран.

Насколько опасными выглядят последние события? На этот вопрос ответил известный американский экономист Маршалл Голдман, сотрудник центра российских исследований Гарвардского университета:

– Я бы сказал так: это отражение неизвестности, в которой все мы оказались. На рынках царит нервозность. Инвесторы не знают, что принесет им новый день, не столкнутся ли они с потерями и на фондовой бирже и на рынках государственных облигаций. Мое личное ощущение – ситуация сейчас гораздо более стабильна, чем кажется многим. Европейские долговые проблемы серьезны, но разрешимы в условиях даже умеренного глобального экономического роста. В том, что касается Соединенных Штатов, экономика страны пусть сдержанно, но растет, безработица – не катастрофическая, мы способны оплачивать свои долги. Если Соединенным Штатам удастся сохранить подобную стабильность, то это не так и плохо с точки зрения многих людей.

– А что можно сказать о России, которая отказалась от потенциальной роли спасителя Европы. Как вы считаете, не связано ли это с тем, что российский частный бизнес, олигархи вновь оказались в больших долгах?

– Российские частные долги действительно огромны, но парадокс заключается в том, что в наихудшем случае никто не заставит российское правительство вновь выкупать долги частного бизнеса иностранным банкам. Если олигархи откажутся платить по своим долгам, то западные кредиторы не смогут сделать ничего большего, чем пригрозить пальцем и сказать, мы надеемся, что вы нам долги вернете.
XS
SM
MD
LG