Ссылки для упрощенного доступа

Крушение "Аллигатора". Чья вина?


Вертолет Ка-52 "Аллигатор" в Баренцевом море
Вертолет Ка-52 "Аллигатор" в Баренцевом море
Официальной информации о причинах крушения вертолета Ка-52 в Тверской области пока нет. Сообщается лишь, что найдены черные ящики. Одни эксперты предполагают, что экипаж мог не справиться с управлением из-за внезапно налетевшего снежного вихря. Другие говорят о возможных производственных дефектах и системных ошибках в обеспечении российской армии военной техникой.

В результате падения боевого вертолета Ка-52 "Аллигатор" погибли двое летчиков. Крушение произошло вечером 12 марта. Это первая авария подобной машины. На место происшествия срочно прибыл командующий российскими ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Для расследования обстоятельств крушения вертолета создана специальная комиссия.

О причинах аварии пока можно лишь догадываться, объясняет мастер спорта по вертолетному делу, летчик Владимир Филимонов:

— Пока информации нет. Воинская часть в Торжке недавно получила эти вертолеты, только началось их освоение и пилотирование. Вертолет очень хороший, два члена экипажа сидят в кабине рядом, что делает его особо удобным для учебных полетов. Вертолет оснащен современной автоматикой, управление компьютеризировано. Это очень надежная машина. Кстати, там есть катапульта.

— Почему-то ни один из летчиков не воспользовался ей.

— Об этом можно только гадать. Возможно, понадеялись, что выйдут из сложной ситуации, но не успели...

Военный эксперт, ответственный секретарь издания "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин считает катастрофу вертолета "Аллигатор" не системной проблемой, а отдельным инцидентом, который, в частности, может сказаться на темпах поставки этой боевой машины в войска и осложнить отношения производителей с заказчиком — Министерством обороны:

— Речь не идет о качестве боевой машины. Скорее всего, здесь имел место какой-то человеческий фактор: или брак в производстве, или ошибка летчиков, или ошибки при подготовке полетов. В этом разберется специальная комиссия. Но системная ошибка может заключаться в том, что отношение к обслуживанию боевой техники, отношение к созданию боевой техники, конечно, ухудшилось. Квалификация работников на наших предприятиях понизилась, с этим надо что-то делать. Тем более, что после 20 лет застоя в оборонной промышленности такие вещи будут происходить все чаще и чаще. Чем больше эксплуатация, тем больше выявляются какие-то проблемы.

— Если это отдельный инцидент, то почему на таком высоком уровне сейчас идет разбирательство?

— Потому что это новый вертолет. Россия сейчас закупила 140 таких машин. Вместе с вертолетами Ми-28Н они должны составить ударную силу армейской авиации — всего более 300 вертолетов. Они предназначены для поддержки действий общевойсковых соединений на поле боя. Такая трагедия с гибелью летчиков привлекает внимание и главкома, и министра, и, я думаю, руководства страны.

— Как такого рода история может отразиться на отношениях поставщика и покупателя?

— Будут предъявлены претензии предприятию. Если это будет повторяться, то будут наложены очень серьезные штрафы на Арсеньевский завод, где собирали этот вертолет. Такое уже практикуется. Известно, например, что Минобороны предъявило 7-миллионный штраф Курганмашзаводу за то, что он задержал сдачу БМП-3. Это проблемы переходного периода. Я думаю, что они должны решаться. Чем больше внимания будет уделяться оборонно-промышленному комплексу, ситуации в оборонке, которая сегодня переходит от советских социалистических методов организации производства к нормальным рыночным методам, тем больше будет выявляться каких-то недочетов.

— Каковы эти рыночные методы? И как принималось решение о закупке такой большой партии вертолетов — 140 штук?

— Тендер на вертолеты проводится уже более 20 лет. У нас был старший брат "Аллигатора" — вертолет "Черная акула" (К-50). И вот К-50 и Ми-28 все время соревновались между собой, то принималось решение в пользу Ми-28, то принималось решение в пользу К-50. В процессе этого соревнования совершенствовались оба.

— Такого рода тендеры закрытые? Там участвуют только отечественные производители вооружений?

— Конечно.

— Представить себе, что там может участвовать вертолет "Чинук" или "Апач" — невозможно?

— Невозможно, безусловно. Это не только политическое решение, но и военное. Понятно, что такая страна, как Россия, не может зависеть иностранных поставщиков.

— А как же тогда покупка корабля-вертолетоносца "Мистраль" у французов?

— "Мистраль" — это особый случай. "Мистраль" переделывается под российскую боевую технику. "Мистраль" очень слабо вооружен. На нем будут установлены наши артиллерийские орудия, наши торпедные аппараты, наши системы ПВО.

— Вертолеты "Аллигатор" конкурентоспособны на мировом рынке вооружений?

— Во-первых, их никто не предлагает на мировой рынок, пока не будет выполнен гособоронзаказ для российской армии. Но варинт этого вертолета "Черная акула", модернизированный под турецкие требования, под названием "Эрдаган" был представлен в турецком тендере вместе с американским вертолетом "Бэл". Турки, союзники США, выбрали американский вертолет.

***

Экипаж вертолета выполнял плановый учебно-тренировочный полет. "Боекомплекта на борту не было", - подчеркнули в Министерстве обороны. По факту крушения Ка-52 возбуждено уголовное дело по статье 351 УК России "Нарушение правил полетов или подготовки к ним".
XS
SM
MD
LG