Ссылки для упрощенного доступа

Экономист Андрей Заостровцев - о США и еврозоне


Андрей Заостровцев
Андрей Заостровцев
Один из важных вопросов в повестке саммита "большой восьмерки" – перспективы экономического оздоровления европейской финансовой системы. После прихода к власти во Франции президента Франсуа Олланда, не согласного с уже принятой ЕС политикой в области мер бюджетной экономики, в Европейском Союзе может возникнуть новая конфигурация сил. Некоторые эксперты видят сходство в экономической политике правительства США и новой французской администрации. Об этом в интервью Радио Свобода рассуждает профессор петербургского филиала Высшей школы экономики, специалист по вопросам глобальной экономики Андрей Заостровцев:

– США – это одно, а Франция и Европа – это совсем другое, хотя, конечно, эти экономики очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Европа – это конгломерат очень разных государств. Мы в этом убедились на примере недавних событий. Франция сейчас выбивается из пакта экономии, но нельзя говорить о том, что есть что-то общее в системе финансовой политики США и Франции. Вряд ли внешняя схожесть позиций Олланда и Обамы по внутренним вопросам будет иметь большое значение, скорее, наоборот. США как раз будут сторонниками жесткой экономии для Европы, считая, что внутри своей страны они со временем наведут порядок, хотя в США некоторые очень серьезно критикуют политику, которую проводит Обама.

– А почему вы считаете, что США будут выступать за режим дальнейшей бюджетной экономии в Европе?

– Благополучие Европы и благополучие США – это взаимосвязанные вещи. Естественно, США не заинтересованы в дестабилизации Европы. У них общие интересы, и политические в том числе. Они не отрицают наличия ряда противоречий. Поэтому США, конечно, не устраивает такое положение дел, когда Греция сваливается в хаос, Италия, Испания, Португалия колеблются на грани, а Франция срывает пакт экономической стабильности.

– Какие чувства должно и может вызывать в Америке падение курса евро по отношению к доллару?

– С одной стороны, конечно, сильный доллар снижает конкурентоспособность американских товаров, и это определенный минус. Но, с другой стороны, ведь еще несколько лет назад, когда евро только входил в жизнь, доллар был гораздо сильнее, чем сейчас. Для США не принципиально некоторое ослабление евро по отношению к доллару. При этом нельзя сказать, что все регулируется только определенными действиями центробанков. Ближайшие перспективы США очень неплохие, через 5 лет они превратятся в одного из ведущих мировых экспортеров энергоносителей, что неизбежно приведет к укреплению доллара. США надо планировать более крепкий доллар, чем он есть в настоящее время, поскольку крепкий доллар привлекает инвестиции в США.

– В случае, если кризис еврозоны продлится, вы допускаете, что в рамках "большой восьмерки" или на основе двусторонних договоренностей между США и Евросоюзом американская экономика или финансовая система будет активнее участвовать в восстановлении стабильности евро?

– Нет. В США много своих проблем. Новый план Маршалла им не потянуть. Во-первых, у них есть довольно острые внутренние проблемы, а во-вторых, – вопрос с Ираном. Если война с Ираном все же будет, то понятно, что на США ляжет основное, не только физическое бремя этой войны, но и финансовое. США не спасут Европу, поэтому Америке нужно и выгодно, чтобы Европа сама себя спасала.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG