Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Андрей Окара - о рычагах давления Москвы на Киев


Владимир Путин и Виктор Янукович. Октябрь 2004
Владимир Путин и Виктор Янукович. Октябрь 2004

Под председательством президентов Виктора Януковича и Владимира Путина 12 июля в Ялте проходит заседание украинско-российской межгосударственной комиссии. Планируется подписание ряда двусторонних документов, в том числе и договора о делимитации морской границы в Азовском море и Керченском проливе.

Какие политические соображения могут скрываться за согласованием позиций сторон по застарелому спору о делимитации морской границы? Чем руководствуются Москва и Киев, выстраивая двусторонние отношения? На эти вопросы отвечает российский политолог Андрей Окара:

– Российско-украинские темы для переговоров все как одна патовые – и газ, и Евразийский союз. На эти вопросы нет ответов, но делимитации границы как раз та тема, в которой можно найти хоть какой-то, небольшой компромисс в ситуации, когда говорить больше не о чем. Янукович сейчас находится в очень сложном политическом положении. Юлия Тимошенко и Юрий Луценко – политзаключенные, звезды мирового уровня. Именно в день переговоров Путина и Януковича налоговая инспекция начала потрошить оппозиционный телеканал TVI, что является ярким проявлением заботы о свободе слова в Украине. Янукович, в общем-то, политически достаточно слаб, его позиции подточены, что будет с ним дальше, непонятно, и ему нужен какой-то позитив.

– Почему, в отличие от прежних лет, сейчас Москва не хочет додавить своего неуступчивого партнера?

– Мне как раз не кажется, что Кремль не продавливает какие-то условия, которые ему выгодны. Вспомним хотя бы харьковские газовые соглашения, вспомним так называемый языковой закон, который Верховная Рада недавно приняла с нарушениями и в экстремальных условиях. Все это – свидетельства того, что Москва и Кремль давят на Украину, может быть, не грубым технологическим способом, а геоэкономическим, как это было во время последней газовой войны. В России всегда были проблемы с использованием мягкой силы. Мне кажется, сейчас Кремль осваивает новые политические и дипломатические технологии, и российские интересы на украинском направлении максимально защищены и максимально продавлены. Но главная проблема возникает не в гуманитарной сфере, а в сфере бизнеса. Корпорация Януковича, его детей, его ближайшего окружения – это, конечно же, очень мощная скала, которая никак не хочет ломаться под российским влиянием. Россияне для Януковича – это бизнес-конкуренты, а никак не партнеры. Именно по этой причине, в общем-то, Янукович и противится вступлению Украины в Евразийской союз, и одна из интриг переговоров заключается в том, будет ли Путин продавливать в качестве кандидата в премьер-министры Украины Виктора Медведчука – можно сказать, динозавра украинской политики. И, кроме всего прочего, кума Владимира Путина и кума Светланы Медведевой.

– Вы думаете, что влияние Путина может распространяться так далеко, что он осмелится предлагать президенту независимого украинского государства кандидатуру нового премьер-министра?

– Предлагать, наверное, можно все что угодно, но вопрос в том, как будут восприняты подобные предложения. Все эти вопросы могут быть предметом торгов, аргументами, которые могут быть использованы в том числе, и в вопросах соглашения по делимитации границ, и по газовым вопросам, и по вопросам, связанным с языковой политикой в Украине, и признания или непризнания будущих парламентских выборов в Украине легитимными. Многие европейские политики заявили, что они не признают выборы легитимными, если в них не примет участие Юлия Тимошенко, сидящая в тюрьме. Путин на эту тему ничего не говорил, хотя он не раз выражал свои сомнения по поводу обоснованности нахождения Тимошенко в тюрьме. Но и это тоже представляет предмет торга.

– На ваш взгляд, за последние годы экономические позиции России на Украине усилились? Там сейчас больше российского капитала, больше российской собственности, чем прежде?

– На постсоветском пространстве, как правило, бизнес и капитал существуют в абсолютно непрозрачной среде, но, исходя из всего того, что есть, я полагаю, что российского капитала в Украине стало больше. Правда, это лишь мое субъективное ощущение. Причем я имею в виду не просто российский средний или мелкий бизнес, а именно олигархические структуры, напрямую связанные с Кремлем. Это одна из стратегий российского руководства, которая заключается в том, что Украину необходимо скупить через большие, подконтрольные ему корпорации.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"

XS
SM
MD
LG