Ссылки для упрощенного доступа

Частное потребление не вытянет всю экономику России


Рост экономики России во втором квартале оказался почти на 20% меньшим, чем в начале года. И во втором полугодии главные его составляющие могут сократиться, прогнозируют эксперты.

Общий объем экономики России во втором квартале, по первым предварительным оценкам Росстата, представленным в пятницу, увеличился на 4% к уровню апреля-июня прошлого года. В первом квартале годовые темпы роста составили 4,9%.

Причем это замедление происходило на фоне по-прежнему стремительного расширения внутреннего потребительского спроса, вызванного 40%-м годовым приростом объемов розничного кредитования. Одно из его проявлений – увеличение объемов розничной торговли во втором квартале. По экспертным оценкам, на 6-7% к уровню апреля-июня прошлого года.

Замедление отмечено во втором квартале практически во всех отраслях экономики, за исключением именно розничной торговли, говорит главный экономист инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Алексей Девятов. А этот сектор зависит во многом от темпов роста кредитования, которые остаются высокими. “К сожалению, в основном это достигается сейчас за счет увеличения средств Центрального банка в банковской системе, что, на мой взгляд, не может продолжаться долго, – продолжает Девятов. – Тем не менее, торговля остается в России фактически единственным сектором, который “тащит” на себе ВВП”.
Если объемы розничной торговли в стране динамично растут на фоне существенного замедления остальной экономики, можно предположить, что потребительский спрос в торговле ориентирован, в первую очередь, на импорт. Однако темпы и его роста ощутимо замедлились.

Это связано, в том числе, с удешевлением рубля и, соответственно, относительным удорожанием импорта, но в целом российский экспорт сокращается пока быстрее, чем импорт, отмечает Алексей Девятов.

В Соединенных Штатах или Японии на долю именно частного потребления, то есть трат граждан на товары и услуги, приходится 65-70% всего объема национальной экономики. В странах Европейского союза эта доля составляет 60-65%.

В России, по оценкам “Уралсиб Кэпитал”, доля частного потребления чуть превышает 50% ВВП, и еще 15-17% приходится на государственное потребление, которое включает в себя и госзаказ, и строительство разного рода гособъектов и инфраструктуры, и, наконец, функционирование самого государственного аппарата. В итоге общая доля потребления в российском ВВП чуть превышает две трети.

В течение первого полугодия рост российской экономики обеспечили в основном три фактора, полагает главный экономист инвестиционной компании “Открытие” Владимир Тихомиров, два – внутренних и один внешний.

Во-первых, сохранение на высоком уровне внутреннего потребительского спроса. Во-вторых, бюджетные расходы.

“Дело не столько в том, что эти расходы в текущем году в целом будут существенно больше, чем в прошлом, сколько в том, что Минфин пытается распределить их на протяжении года, чтобы избежать формирования традиционного для ноября-декабря так называемого бюджетного “навеса”, неизменно приводящего к скачку инфляции”, – поясняет Тихомиров. И третий фактор, по его словам, – высокие цены на нефть, даже несмотря на их снижение их в мае-июне.

На динамику текущих мировых цен на нефть сегодня в основном оказывают влияние факторы спроса, полагают эксперты этого рынка. Среди таких факторов – и опасения углубления кризиса в еврозоне, и замедление темпов роста в США, Китае или Японии, что, ввиду сокращения спроса на сырье, может привести к новому снижению цен на нефть.

В Японии, например, экономический рост, по данным, представленным правительством в понедельник, замедлился во втором квартале сразу в четыре раза к уровням января-марта – как в годовом исчислении (1,4% против 5,5% в первом квартале), так и текущий, за квартал (0,3% против 1,3% в начале года).

Что касается двух внутренних факторов роста в первом полугодии, то влияние обоих будет ослабевать, продолжает Владимир Тихомиров. Например, уже появились первые признаки того, что объемы банковского кредитования начинают стабилизироваться, поэтому во втором полугодии темпы роста потребительского спроса в целом могут оказаться более умеренными, чем в первом.

По бюджетным расходам – резкий их всплеск в начале года, скорее всего, будет означать, что в конце года они будут меньшими, что также отразится на экономической активности.

“Два этих фактора – бюджетные расходы и потребительский спрос – станут, на мой взгляд, определяющими для темпов роста российской экономики во втором полугодии”, – прогнозирует Тихомиров.
XS
SM
MD
LG