Ссылки для упрощенного доступа

Алиса в стране чудес


Александр Генис
Александр Генис
15 октября в 23 часа по московскому времени в программе Александра Гениса: миф Айн Рэнд; отец Дюма как персонаж его сына; опера абсурда, холодный авангард Баланчина.

Когда накануне съезда Республиканской партии Ромни выбрал себе в напарники Пола Райана, он дал, наконец, всем знать, чего он хочет. До сих пор понять это было куда сложнее, потому что на посту массачусетского губернатора он показал себя прагматиком. Отказываясь замечать разницу между бизнесом и политикой, Ромни управлял штатом, как хороший беспартийный менеджер.

Собственно, этим Ромни многим и симпатичен, но большинству избирателей такая позиция кажется бескрылой. Чтобы прийти к власти, претенденту нужна громкая идея, и на этих выборах ее представляет кандидат в вице-президенты.

– Бедные, – уверен Райан, – Америке не по карману, и государству не следует подменять частную благотворительность. Вашингтону вообще не стоит особо вмешиваться в экономическую жизнь. Если богатым не мешать, то всем станет лучше и опустошающий казну дефицит исчезнет.

В отличие от реалиста Ромни, который решает проблемы конкретно и по одной, позиция Райана – философская, универсальная и знакомая всем, кто читал кумира и учителя Пола Райана – знаменитую Айн Рэнд.

Б. Парамонов. Любой разговор об Айн Рэнд следует начать с того, что она русская, русского происхождения, родилась в Петербурге в 1905 году. Уехала она в Соединенные Штаты в 1926 году, то есть во вполне зрелом возрасте, успев закончить Петербургский университет по специальности «социальная педагогика». Одним из ее учителей был известный философ Николай Лосский, вскоре высланный на пресловутом «философском пароходе».

Главный экзистенциальный урок, полученный Алисой Розенбаум в советские годы: когда подавляются индивидуальные сила и способности человека, наступает всеобщий упадок. Вывод напрашивался на уровне даже не простого силлогизма, а чуть ли не инстинкта: если свобода дана каждому, хорошо делается всем.

Урок Америки тоже был прост: если ты рассчитываешь на себя, и тебе никто не мешает – то чего-то добьешься, не пропадешь. Миф одинокого ковбоя. Вот этот собственный биографический урок она и положила в основу своей философии.

У Айн Рэнд важно не столько философское обоснование ее мировоззрения – она отрицала влияние всех философов, кроме Аристотеля. Важен, во всяком случае, для сегодняшних политиков из республиканской партии, непосредственный социальный смысл ее учения: она выступает как беспрекословный и бескомпромиссный защитник капитализма.

Б. Парамонов. Эти слова – что капитализм, что социализм – давно стали жупелом, конденсатором тех или иных эмоций. Лучше вместо капитализма сказать «свободное предпринимательство, свободный рынок», а вместо социализма – вэлфэр-стэйт, социально ориентированная государственно-экономическая система.

Айн Рэнд – непримиримо резкая поклонница вот этого самого абстрактно взятого капитализма, который она видит не просто самым справедливым, но и самым естественным способом организации хозяйственной и социальной жизни. Эта система рождается, когда человек получает или приобретает полную свободу. И вот этот совершенно абстрактный человек является у нее благодетелем человечества. Она упускает из виду, что никакая система не создается индивидуальными усилиями. Психологическая ее предпосылка – некий титанизм, она всегда на стороне сильных. Не мешай сильному – и всем будет хорошо: вот ее философия в простейшей формулировке. А ведь это не так. Знаете знаменитую апофегму: всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. А что в современном мире сильнее денег, деньги и суть власть. И что же, пускать этих титанов на свободный выпас? Тогда одинокий ковбой превращается в гангстера, и отнюдь не трагического, потому что не его убивают, а он всех если не убить, то подавить готов.

А также в программе "Поверх барьеров. Американский час":

Книжное обозрение Марины Ефимовой.

Настоящий Монте-Кристо.

Диалог на Бродвее:

– «Эйнштейн» в «Метрополитен»;

– Вильсон и Беккет;

– Фестиваль Баланчина;

– Музыка-киногерой. «Гамлет».
XS
SM
MD
LG