Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Виктор Онучко – о строгостях Шенгенской зоны


3 и 4 июня в Екатеринбурге проходит очередной саммит Россия – ЕС. Это календарное мероприятие, от проведения которого не ожидают прорывов. Повестка дня в отношениях двух сторон не меняется годами, и общественность, прежде всего в России, традиционно внимательно следит за диалогом Москвы и Брюсселя по вопросу об изменении визового режима. В последние недели дискуссии на эту тему актуализировали ожидающиеся корректировки системы Шенгенских соглашений. В ближайшие дни пакет изменений этой системы обсудят министры внутренних дел стран ЕС, на следующей неделе, как ожидается, соответствующие решения примет Европейский парламент. О сути визовых перемен РС рассказывает работающий в Брюсселе журналист Виктор Онучко.

– На следующей неделе Европарламент должен, наконец, принять компромиссное решение, за которое в ЕС боролись целый год: о введении новых правил временного контроля на внутренних границах Шенгенской зоны в случае чрезвычайных обстоятельств. В прошлом году на заседании Совета ЕС в Люксембурге страны Евросоюза договорились о разработке таких правил. Эту ситуацию подхлестнули два обстоятельства: "арабская весна" и наплыв на юг Европы мигрантов из Северной Африки и ситуация, возникшая в 2010 году в связи с болгарскими и румынскими цыганами, стремившимися перебраться на жительство во Францию. Все это повлияло на настроения стран Евросоюза, и Совет ЕС договорился об упрощении процедуры введения контроля на внутренних границах Шенгенской зоны.

Такая процедура и раньше существовала, но она была нечетко прописана, поскольку прежде не возникало острой необходимости перекрывать внутренние границы Шенгенской зоны. Еврокомиссия и Европарламент сочли себя обойденными в решении этого вопроса, вспыхнули дискуссии, но в конечном счете компромисс был достигнут. Европарламент, видимо, одобрит документ, который позволит вводить временный контроль до 6 месяцев и продлевать его еще до 6 месяцев в случае чрезвычайных обстоятельств.

– Что это означает на практике? Теперь власти любой страны сами смогут решать, когда и от кого перекрывать свои границы?

– Это несколько упрощенный подход. Для принятия такого решения нужна некая "волна", как это сейчас называют в Брюсселе, – массированное миграционное давление на границе. В качестве примера пресса Европы допускает возможность наплыва сирийских беженцев со стороны Турции через Грецию. Если пойдет массовый поток беженцев, в ЕС допускают, что возникнет ситуация, требующая большего контроля на внутренних границах Шенгенской зоны. А само по себе наличие мигрантов на территории страны, в том числе нелегальных мигрантов, не дает основания для применения таких правил. Думаю, что решение будет в каждом конкретном случае применяться специально. Никаких арифметических выкладок, рекомендации национальным правительствам будет давать Еврокомиссия на основании выводов специальной экспертной группы.

– Приближается срок, когда Румыния и Болгария должны стать полноправными членами Шенгенского соглашения. Сейчас эти страны всех впускают из Еврозоны, но обратное движение затруднено: не каждый гражданин Болгарии и Румынии может выехать в другие страны ЕС беспрепятственно. В связи с этим какая-то дискуссия в ЕС ведется?

– Прежде всего, эта дискуссия идет в Европарламенте, который страшно возмущен отношением ряда стран ЕС к Болгарии и Румынии. По мнению большинства депутатов, Болгария и Румыния, являясь членами ЕС и выражая волю вступить в Шенгенскую зону, имеют на это полное право. Совершенно по-другому к вопросу относится ряд стран, среди них называют Данию и Францию. В Париже и Копенгагене считают, что Болгария и Румыния должны все-таки как-то контролировать своих граждан, которые перемещаются в массовом порядке из одной страны в другую. При этом часто пользуются, как это принято у евробюрократов, обтекаемыми формулировками, но имеют в виду, конечно, цыган из Румынии и Болгарии. Евросоюз требует каким-то образом навести порядок, но, судя по всему, ни София, ни Бухарест не в состоянии этого сделать. Правительства Румынии и Болгарии, заявляют – и против этого трудно возражать, – что цыгане являются полноправными гражданами Евросоюза и могут передвигаться в пределах Шенгенской зоны как хотят.

– Эта дискуссия что-то означает для продвижения вопроса об изменении визового режима в отношениях России и ЕС? Мы с вами беседуем в день, когда проходит очередной саммит ЕС – Россия в Екатеринбурге. Понятно, что каких-то прорывных решений ждать не следует, но тем не менее какие-то подвижки по этому вопросу есть?

– Я не думаю, что эти два вопроса связаны. Дело в переговорах России и ЕС застопорилось. Во-первых, на одном переговорном направлении, касающемся облегчения визового режима для ряда категорий граждан. Речь идет об адаптации уже существующего соглашения 2006 года. Европейская сторона возражает против большого количества служебных паспортов, по которым российские граждане въезжают в Шенгенскую зону. Российская сторона отвечает: многие сотрудники посольств, представительств дипломатических, российских учреждений работают в этих странах по служебным паспортам. Евросоюз сейчас требует специальных технических гарантий по этим паспортам. Второй вопрос – это переговорный процесс о безвизовом режиме, когда для краткосрочных поездок граждан России в Евросоюз в обе стороны не понадобятся визы. Там дело еще сложнее. Сейчас идет выполнение очередного согласованного документа, стороны совершают взаимные инспекционные поездки. Как предполагают и в Москве, и в Брюсселе, этот документ может быть выполнен, возможно, к концу текущего года. Но вопрос в том, когда начнутся сами переговоры по поводу процесса перехода к безвизовому режиму. И тут Брюссель молчит намертво и отказывается предсказывать какие-либо сроки.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG