Ссылки для упрощенного доступа

Брокколи как символ политического меню


Александр Генис: Накануне президентского отпуска, которым он по традиции наслаждается каждый август, газеты предлагают читателем, возбужденным бурным процессом Циммермана, облегченное меню. Главное блюдо в нем - брокколи...
С подробностями - Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Поэт Алексей Цветков утверждает, что слово «брокколи» ввел в русский язык Гоголь. Действительно, в отрывке «Рим» брокколи встречается у него трижды, причем он согласует с ним другие части речи как с существительным множественного числа: «теперь, вероятно, сьор Сервилио долго будет есть, вместо жареного на вертеле козленка, одни броколи, вареные в воде». А в примечании сказано: «Броколь (брокколь) -- разновидность цветной капусты».
В словаре русского языка XVIII века я нашел слово «броколь», причем составитель словаря, видимо, никогда в жизни не видал и не едал брокколи, потому что считает, что это то же самое, что браунколь – листовая капуста.
В Америке одним из первых, если не самым первым, брокколи стал выращивать третий президент США Томас Джефферсон. Будучи послом в Париже, он пристрастился к французской и итальянской кухне, привез семена овощей, которых не знали американцы, и посадил их в огороде своей усадьбы Монтичелло. Среди них были спаржа, артишоки, цуккини, баклажаны, патиссоны, цветная капуста, брюссельская капуста и брокколи. Но тогда массового распространения брокколи не получила. Ее популяризации способствовала итальянская иммиграция. В промышленных масштабах брокколи стали производить в 20-х годах прошлого века в Сан-Диего братья Стефано и Андреа Д’Арриго. В настоящее время США – третий после Китая и Индии производитель брокколи в мире.
В 1990 году этот безобидный овощ неожиданно оказался предметом острой политической полемики. Журналисты, сопровождавшие в поездках президента Джорджа Буша-старшего, обнаружили, что на борту президентского самолета перестали подавать брокколи. Оказалось – это сделано по распоряжению президента. Журналисты стали настойчиво вопрошать главу государства, за что он невзлюбил популярное растение. Когда президенту надоели эти вопросы, он решил поставить точку и сделал на пресс-конференции довольно сердитое заявление.

Джордж Буш-старший:Я не люблю брокколи. Я не люблю его с тех самых пор, когда я был маленьким ребенком, и моя мать заставляла меня ее есть. Теперь я президент Соединенных Штатов, и я не буду больше есть брокколи!

Владимир Абаринов: Калифорнийские производители брокколи, огорченные таким афронтом, прислали в Белый Дом 10 тонн брокколи ценой в семь тысяч долларов. Мать президента, Барбара Буш, которая обожает брокколи, распределила товар между приютами для бездомных.
Президент был на волосок от судебного иска. В 13 штатах Америки действуют законы против клеветы на продукты питания. В 1998 году скотопромышленники Техаса вчинили иск Опре Уинфри, которая в своем шоу показала кадры забоя коров, напугала зрителей коровьим бешенством и заявила, что в жизни больше не притронется к гамбургеру. Производители говядины заявили, что после шоу спрос на их продукцию резко упал. Но жюри присяжных оправдало Опру.
Президент Буш заявил, что лично он не любит брокколи, но он не утверждал, что брокколи причиняет вред здоровью – потому он и не стал ответчиком в суде. Ведущая кулинарного шоу Джулия Чайлд сказала тогда, что президент просто не знает, что это за чудо-овощ. Она мгновенно изобрела рецепт брокколи а-ля Буш и предложила ему отведать блюдо. Но президент остался непреклонен. Он сделал брокколи своей дежурной шуткой. На обеде в честь президента Польши Тадеуша Мазовецкого он выразился так:
Точно так же, как Польша восстала против тоталитаризма, я восстаю против брокколи и отказываюсь капитулировать.
Но когда выяснилось, что 79 процентов населения страны любят брокколи, его шутки стали уже не такими веселыми. В 1992 году Хиллари Клинтон, участвуя в избирательной кампании своего мужа, держала в руках плакат с надписью «Вернем брокколи в Белый Дом!»
Правда, Билл Клинтон не отличался любовью к здоровой пище и не скрывал свое пристрастие к фастфуду. Подобные гастрономические вкусы были характерны для многих президентов – это демократично и не дает повода для обвинений в роскошном образе жизни. В 1939 году Франклин и Элеонора Рузвельты, принимая в своем имении Гайд-парк короля Георга VI и королеву Елизавету, угощали их хот-догами. (Этот эпизод оказался в центре недавнего фильма “Гайд-парк на Гудзоне”). Точно так же поступили в 2007 году отец и сын Буши и Барбара Буш во время визита президента страны гурманов Николя Саркози в их фамильный дом в Кеннебанкпорте.

- Г-н президент, что у вас будет на ланч?

Джордж Буш-младший: Мы угостим его гамбургером или хот-догом – на его выбор.

Барбара Буш: У нас будет традиционный семейный ланч.

- Горчица или кетчуп?

Джордж Буш-младший: На его вкус.

Владимир Абаринов: Иногда это меню имело ясно выраженное политическое звучание. Так было, например, в апреле 2007 года, когда Буш-младший принимал в Белом Доме премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Острейшим вопросом двусторонней торговли тогда было возобновление американского мясного импорта в Японию. Япония – крупнейший импортер американской говядины, но в 2003 году она отказалась покупать ее все из-за того же коровьего бешенства.

Джордж Буш-младший: У нас большой объем торговли, а торговые вопросы всегда сложные. Я заверил премьер-министра в том, что я абсолютно убежден, что японский народ только выиграет от потребления американской говядины. Это хорошее, здоровое мясо. Я собираюсь накормить премьер-министра и всю его делегацию гамбургерамии сегодня за ланчем.

Владимир Абаринов: Брокколи Буш-младший тоже, похоже, недолюбливал. Однажды он допустил дипломатическую бестактность: будучи с визитом в Мексике, он увидел поле, засеянное брокколи, и сказал: «Лучше бы цветную капусту посадили». Он не знал, что поле принадлежит тогдашнему президенту Мексики Висенте Фоксу, для которого брокколи – семейный бизнес.
В марте 2010 года Верховный Суд США слушал дело о реформе здравоохранения, которую провел через Конгресс Барак Обама. Противники реформы утверждали, что правительство не вправе вводить обязательное медицинское страхование – это то же самое, что обязывать потребителя покупать определенный товар. Эту точку зрения высказал судья Антонин Скалиа.

Антонин Скалиа: Каждый рано или поздно должен покупать еду. Следовательно, все мы – потребители на рынке еды. Таким образом, это то же самое, что заставить людей покупать брокколи.

Владимир Абаринов: И опять брокколи оказалась в центре политических дебатов! Судье Скалиа ответил Джон Керри, в то время – сенатор: от употребления брокколи можно отказаться, но зарекаться от надобности в медицине нельзя.

Джон Керри: Мы говорим более чем о двух триллионах долларов в год – это каждый шестой доллар нашей экономики. Это не употребление в пищу брокколи. На рынке нет другого такого товара, как здравоохранение. Нравится нам это или нет, но в определенный момент своей жизни каждый человек начинает нуждаться в медицинской помощи. Такая помощь может потребоваться любому из нас каждый Божий день, будь то скорая или регулярная медицинская помощь.

Владимир Абаринов: При Обаме ругать брокколи или ассоциировать ее с чем-то неприятным стало неполиткорректно. Первая леди организовала и возглавила кампанию за здоровое питание детей. Она устроила огород на территории Белого Дома, посадила там в том числе и брокколи и всячески пропагандирует овощное меню. Казалось бы, с чем тут спорить? Но вопрос этот из тех, что принято называть политически чувствительными. Правительство разработало федеральную программу оздоровление школьных обедов, которая предусматривает, в частности, сокращение в школьном меню доли крахмалосодержащих продуктов, прежде всего картошки, вытеснение ее свежими овощами. Но сельскохозяйственные штаты и пищевые компании сопротивляются нововведениям. И президент вынужден это учитывать. Во время последней избирательной кампании в штате Айова, одном из крупнейших производителей свинины в США, он постоянно демонстрировал свою любовь к этому продукту.

Барак Обама: Вчера я побывал на сельскохозяйственной ярмарке, съел свиную отбивную и выпил пива. Это было недурно!

Владимир Абаринов: Известно также, что он любит похлебку-чили и вообще мексиканскую кухню. Дмитрия Медведева он кормил бургерами. Много раз его фотографировали поедающим хот-доги. А однажды телекомпания NBC News показала сюжет о том, как президент Обама собирает с подчиненных заказы на ланч, отправляется на своем бронированном лимузине в ресторан фастфуда и привозит оттуда пакеты с заказанной едой.
Но мероприятие, организованное Мишель Обамой, обязывало его к другой агитации. Недавно в Белом Доме прошел второй ежегодный прием для школьников, победивших в конкурсе на лучший рецепт здоровой еды. Вот что сказал президент юным кулинарам.

Барак Обама: Готов признать, что полезная еда бывает невкусной. На самом деле это потому, что она неправильно приготовлена. Когда я был ребенком, мне давали вареные овощи. Они все были мягкие и рыхлые. Никто не хотел есть горох или брюссельскую капусту, потому что они были бесформенные, как каша. Брокколи вечно превращалась в какую-то размазню. А теперь я люблю овощи, потому что их готовят правильно.

Владимир Абаринов: Когда подали угощение, и операторов, чтобы не смущать детей, попросили выключить камеры, один мальчик спросил президента, какая у него любимая еда. И президент ответил: брокколи.
Этот ответ вызвал бурю комментариев в прессе: не только никто никогда не видел, как президент ест брокколи, но и сама Мишель Обама жаловалась, что не может заставить мужа правильно питаться. Так хорошо ли обманывать детей, пусть и во благо?
Впрочем, вкусы меняются, в том числе и у президентов. В конце концов, Мишель Обама тоже призналась однажды, что не лежит у нее душа к свекле. И никто ее за это не упрекнул.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG