Ссылки для упрощенного доступа

Налоговое первенство


После введения весной первого налога ежемесячные объемы биржевых торгов в Италии сократились на 10% к прошлогодним уровням
После введения весной первого налога ежемесячные объемы биржевых торгов в Италии сократились на 10% к прошлогодним уровням
Италия опережает теперь всю Европу по налогам на финансовые рынки

В Италии с понедельника введен специальный налог на высокочастотные биржевые операции, а также торговлю производными финансовыми инструментами, привязанными к акциям компаний.

В отношении биржевых торговых сделок, совершаемых чаще, чем каждые полсекунды, ставка налога составляет 0,02% от суммы. Для проведения таких операций используются специальные компьютерные программы, любые сбои в которых оборачиваются для инвесторов многомиллионными потерями.

В сегменте торговли различными производными от акций финансовыми инструментами, которые часто используются для страхования от рисков, вводятся фиксированные ставки налоговых платежей. В зависимости от типа ценной бумаги, они могут составить от 1,8 евроцента до 200 евро за операцию. В том случае, если она проводится через биржу, а не на внебиржевом рынке, ставка налога составит лишь 20% от базовой.

Новация знаменует собой в Италии уже второй этап введения налогообложения финансовых операций. С 1 марта в стране был введен налог на куплю-продажу акций. Для торгуемых на биржах он составляет 0,22%, для внебиржевого рынка – 0,12%. Тогда же планировалось ввести и налог для высокочастотных сделок, однако в этой части решение было отложено.

Первой же страной еврозоны с налогом на торговлю акциями, стала Франция. Со ставкой 0,2%, он был введен здесь с 1 августа 2012 года и распространяется на акции лишь тех примерно 110 французских компаний, общая рыночная стоимость каждой из которых превышает один миллиард евро.

К январю 2013 года доля Франции на европейском рынке торговли акциями сократилась более чем на одну треть, инвесторы перевели значительные капиталы в другие сегменты, в основном – производных финансовых инструментов.

В августе 2013 года общие среднемесячные объемы биржевой торговли в Европе, по данным Reuters, на 14% превысили уровни прошлого года. При этом во Франции и Италии они, наоборот, сократились – на 10%.

Налог на финансовые операции часто называют "налогом Тобина" – по имени американского экономиста профессора Джеймса Тобина, лауреата Нобелевской премии по экономике 1981 года, представившего свои предложения в начале 70-ых годов прошлого века. Но они касались лишь одного вида операций – валютных. Нынешнее, гораздо более широкое толкование налога явно проявилось в международной политике уже после финансового кризиса 2008 года.

На саммите стран G20 летом 2010 года предложение Германии и Франции ввести налог на финансовые операции было встречено более чем прохладно. После чего эти страны предложили ввести его для начала на региональном уровне - в Европе.

Потом заговорили о еврозоне, а не о ЕС в целом, принимая во внимание неприятие идеи такого налога в первую очередь Великобританией, для которой именно финансовой сектор – и главный экспортер, и крупнейший налогоплательщик. Официальный Лондон, со своей стороны, утверждал, что поддержит такие планы, только если налог будет вводится одновременно в разных регионах мира.

В марте 2011 года за введение налога на финансовые операции в странах ЕС высказался Европейский парламент. Через несколько месяцев Европейская комиссия предложила и конкретные ставки налога: 0,1% суммы сделки для акций и облигаций, а также 0,01% - для производных финансовых инструментов.

К середине 2012 года введение налога поддерживали уже 11 из 17 стран еврозоны, но пока он появился только во Франции и Италии. На общеевропейском уровне налог предполагается ввести в 2014 году, хотя и эти планы – лишь предварительные.

Их оппоненты ссылаются, в частности, на относительно недавний опыт Швеции. Налог на финансовые операции – 0,5% - был введен в этой стране с января 1984 года и распространялся на большинство финансовых инструментов – от акций и облигаций до производных. Летом 1986 года ставку удвоили, так как реальные дополнительные налоговые поступления оказались многократно, в 20-30 раз, меньше ожиданий. К 1991 году налог был постепенно отменен полностью.

К тому времени более половины всей шведской торговли ценными бумагами перешло в Лондон. Здесь обосновались тогда, по оценкам нынешнего министра финансов Швеции Андерса Борга, более 90% всех шведских биржевых трейдеров. С отменой налога объемы торговли ценными бумагами в Швеции постепенно восстановились в 90-ые годы, а потом и значительно превзошли прежние уровни.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG