Ссылки для упрощенного доступа

День без ВКонтакте. ФСО: слежка за блогерами или "распил"? Илья Фарбер на свободе

Дискуссии в Сети


13:01 8.1.2014
16x9 Image Александр Бобраков-Тимошкин
Опала Андрея Кураева и его борьба с "голубым лобби"

В новогодние каникулы самым, пожалуй, обсуждаемым сюжетом в Сети (если не считать самого Нового года и терактов в Волгограде) стал скандал в Русской православной церкви — диакон Андрей Кураев был изгнан из числа преподавателей Московской духовной академии.

Сам Кураев убежден, что его наказали за то, что он «вынес сор из избы». Диакон связывает свою опалу, в первую очередь, с публикациями в его блоге материалов о гомосексуальных скандалах в Казанской духовной семинарии и в Казанской епархии вообще.
Запись в ФБ Кураева, посвященная его изгнанию из профессуры Московской духовной академии, так и озаглавлена: Торжество голубого лобби?
К чести моих коллег, они были, мягко говоря, изумлены таким пируэтом. Благодарю первого проректора заслуженного профессора Иванова и других коллег за попытку моей защиты.Но в итоге вопрос о моем увольнении был принят без голосования и просто внесен в протокол. <...>
В трехсотлетней истории Академии я не могу вспомнить подобного случая: увольнение профессора по решению Ученого совета. Увольнение без голосования при явном наличии разных позиций. Увольнение без обвинений в ереси. Увольнение за высказывания, сделанные не по долгу службы, то есть не с академической профессорской кафедры, а за записи в данном частном дневнике.
<...>
Эта история теперь станет очевидным для многих доказательством существования влиятельнейшего голубого лобби в нашей Церкви.
Впрочем, Кураев не исключает и того, что поплатился за свое несогласие с руководством РПЦ по политическим вопросам — в том числе, в связи с делом Pussy Riot. Известно, что после панк-молебна Кураев высказался в том духе, что девушек необходимо было накормить блинами и отпустить:
Еще на совете меня обвиняли в защите «пусек». Ну так я много раз пояснял, что защищаю не их хулиганство, а наше Евангелие. Раз уж у нас с коллегами обнаружилось расхождение в толковании Писания – казалось бы где как не на совете духовной академии открыть богословскую дискуссию по этому сюжету. Но ни в марте 2012, ни сейчас этого сделано не было. Саму же хулиганскую выходку я с первого же часа иначе как хулиганской выходкой и не называл.
Свою версию о подоплеке опалы Кураева высказывает Валерий Отставных . По его мнению, главную роль в отставке Кураева сыграла личная обида на него со стороны патриарха Кирилла. Все дело в намеках, содержащихся в одном из недавних кураевских постов.
о.Андрей, развивая тему казанского гей-скандала, приводит письмо к нему человека, который лично и близко знал митрополита Ленинградского Никодима (Ротова) и его келейников. Он заявляет, что митрополит был 100%-ым гомосексуалистом <...> Этот человек упоминает целый ряд келейников Никодима (Ротова), давая им гей-оценку <...> и доходит до …нынешнего патриарха Кирилла, который также был келейником Никодима. Да. В письме твердо сказано, что Кирилл не может быть гомосексуалистом. Но слишком уж БЛИЗКО подошел визави о.Андрея Кураева к действующему патриарху, душа которого, как любого смертного, «потемки».
<...>
Я почти уверен, что такие решения относительно второго по популярности человека в Церкви после патриарха, человека, который сделал ВСЕ, чтобы Кирилл стал патриархом, без личной команды самого Святейшего не принимались.

Сам патриарх Кирилл об отставке Кураева не высказывался. Однако есть мнение одного из официальных церковных «спикеров» Всеволода Чаплина, который в интервью «Эху Москвы» достаточно недвусмысленно заявил:
последние наверное полгода или даже больше, когда я посещал российские регионы, встречался с духовенством, с православными мирянами – меня практически постоянно спрашивали, как относиться к некоторым высказываниям отца Андрея, и вопросы были критические. Некоторые люди считали, что очень часто ради оригинальности и необычности высказывания, что само по себе может быть и неплохо, оставлялась на второй план позиция, которая соборно принята Церковью. Оставлялись на второй план суждения Церкви по тем или иным резонансным вопросам. И конечно это вызывало определенный диссонанс между некоторыми высказываниями отца Андрея и тем, что думает большинство нашего духовенства и наших мирян.

Сам Кураев не согласен с такой постановкой вопроса.
я остаюсь верующим православным христианином.
считаю патриарха Кирилла каноническим главой Русской Православной Церкви.
по прежнему считаю, что "официальная позиция РПЦ" по актуально-политическим сюжетам в своей претензии на непогрешимость и внутрицерковную обязательность является богословским новоделом.
В Церкви есть библейские заповеди, есть вероучительные догматы, есть церковные каноны.
Но "официальная позициия" по вопросам текущей политики - это то, .что узкий круг церковных руководителей публично говорит государственному руководству. Когда это касается не очевидных церковных нужд или вопросов морали, а становится комментарием к текущей политической жизни, понятно, что комментарии сами обретают характер достаточно партийных суждений. И именно поэтому они не могут обладать статусом внутрицерковной обязательности, ибо церковь объединяет людей исключительно на основе единства веры, а не на основе политических симпатий или антипатий.

Есть недовольные опалой Кураева даже среди «православных охранителей». Вот мнение одного из них
Arguendi: Очень недоволен случившимся. Косяк для всей Церкви хуже некуда.
Меня, честно говоря, не интересует мнение православных и патриотов, которые в Кураеве увидели врага после его нелестного отзыва о митинге на Поклонке и с тех пор коллективно сходят с ума в интернетах. Устал уже спорить. Меня интересует ситуация в моей Церкви. И эта ситуация мне категорически не нравится.
Но больше в этой среде голосов одобрения.
Кирилл Фролов:
Исключение Кураева из профессуры и преподавателей Московской духовной академии - это победа Патриаршего проекта тотальной миссии, а не миссиофобии.
Потому что уход о. Андрея на болото, предательство им главного миссионера Русской Церкви - Святейшего Патриарха Кирилла,выступающего за тотальную, а не "точечную", "штучную" миссию и заигрывание с болотными изменниками Родины, которых обличает и разоблачает Патриарх Кирилл - это миссиофобия.

Сам Кураев после Нового года с удвоенной силой продолжил свои "разоблачения". Много откликов собрала запись "Исповедь семинариста", где диакон - не в первый раз - цитирует адресованные ему письма (не называя имен их авторов). Один из рассказов - о сексуальных домогательствах преподавателей церковных семинарий к их студентам:
В какой-то там келлии или на квартире ты вынужден потягивать «благословенное вино» или водочку «послушания ради» и происходит то, чего ты не ожидаешь, но сопротивляться чему уже не в силах. Ты на крючке, если конечно, же глотнул все предлагаемое прежде. «Система» не насилует людей, она находит слабости человека и постепенно завладевает его душой. А когда уже все произошло, то кому-то об этом рассказать просто страшно, ведь все время подозреваешь каждого: «Может, это один из них». Да и кто тебе поверит, в конце-концов. Ведь люди-то представительные, известные, уважаемые, авторитетные. А кто ты такой? Если даже кому-то и скажешь, тебе ответят «Ну и что из того, кто тебя принуждал?» Если же человек расслабляется и отвечает на эти «ласки», то перед тобой открыта вся широкая дорога карьерного роста. Ну и что из того, что душа болит, или совесть мучает? Человек ко всему привыкает. Не я первый, не я последний. И так постепенно складывается целое поколение.
А вот разоблачение Гомельского и Жлобинского епископа Стефана:
Про этого персонажа я сам в минувшем году слышал рассказ одного диакона, тогда певчего из Киевской семинарии. Там имело место буквально физическое насилие. Дело было под Крещение Господне в селе Корма Гомельской области. Тогда еще не владыка попросил знакомцев в руководстве Черниговского духовного училища прислать к нему несколько певчих. После ужина одного из них отделил от остальных и повел к себе в келью. Парня поразило, что в монашеской келье две кровати. Хозяин пояснил: у меня мама больная, иногда приезжает, тогда живет у меня. Говорили допоздна. Парень засобирался вернуться к друзьям, но радушный хозяин сказал - да вот на маминой кровати и ляжешь. Студент ощущал себя в безопасности: ведь келью батюшки осенял огромный крест, распятие до потолка. Проснулся от боли в заломанных руках...
С деятельностью "гей-лобби" в церкви Кураев косвенно связал даже теракты в Волгограде:
Чтобы русский парень, родившийся и живущий в Поволжье, принял ислам, в нем должна накопиться изрядная толика энергии ненависти и отторжения от православия. Не просто равнодушия и незнания, а именно ненависти.
И что же может быть провокатором такого ненависти? – Нет не философские книги.
Полагаю, что свою страшную роль играет и слух о самой грязной грязи на самом верху Церкви. Слух о мужеложестве местного митрополита очень "в руку" шулерам ваххабистской пропаганды
.
Реакция Максима Соколова:
В принципе пути соблазна многообразны, и не исключен вариант, при котором, соблазнившись противоестественными наклонностями епископа или клирика, или общественно-церковного активиста, соблазненыый обращается в магометанство, причем в его ваххабитскую ветвь и в в итоге делается шахидом. Но творить соблазн можно не только мужеложством, список шире -- "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют". Непонятно, почему корнем зла является только содомия. Соблазниться и в итоге дойти до кондиции праведного шахида можно разными путями. Например, обнаружив, что клирик-миссионер все более погружается в пучину эпатажного злоречия.
Мнение Дмитрия Ольшанского:
тема его разоблачений - очень скользкая.
В том смысле, что "мы-то понимаем" разницу между геями и "гей-лобби", между открыто выбранной идентичностью - и смесью из лжи и жестокости, которая принята в закрытых однополых сообществах для тайного совершения того, что сами эти сообщества публично разоблачают.
Народ только этого не понимает.
Поэтому кураевские разоблачения - формально очень даже уместные и правильные - оказываются еще одним голосом против "п****ов" как таковых, и уже все равно, в рясе они или не в рясе, тайные или явные...
Это как если бы в 1949 году кто-то начал писать возмущенные письма против настоящих взяточников и проходимцев с фамилиями - ну, так случайно получилось, - Рабинович, Розенблюм и т.п.
Взяточники-то настоящие, но в 1949 году можно со всем этим и подождать.

Впрочем, есть и мнение, что разоблачения Кураева - какими бы мотивами они ни были вызваны - в любом случае полезны:
Александр Морозов
все это очень серьезно. Кураев вызывает огромное уважение. И - тревога за него. Потому что очистительные меры, которые он задумал провести, используя свой авторитет и публичное положение, - нанесут удар не только по репутациям многих людей, но и по их связям, по их финансам, по их многолетней спайке с госчиновниками, с силовикам, которые знали, покрывали, а то и пользовались... Эту "хирургию" невозможно провести, чтобы все вокруг не забрызгать гноем. Это очень сильный поступок. Господь ему поможет.
Глава Синодального отдела по связям с общественностью Владимир Легойда отреагировал на деятельность Кураева в последние дни так:
...Я многое могу понять, но одного не понимаю точно: зачем в Сочельник, а потом в Светлый Праздник, все эти "скандалы, интриги, расследования"? От большого знания ситуации? Или от неверия? Жаль, очень жаль. ((

В среде церковных либералов опалой Кураева, скорее, опечалены:
Константин Эггерт:
Отец Андрей Кураев, не всегда с Вами согласен (хотя чаще согласен), но без Вашего голоса не представляю себе нормальный публичный общественный разговор о будущем христианства в России. Спасибо и за Вашу позицию по разоблачению гомосексуального разврата в лоне церкви. А ещё спасибо за высказанную мысль о том, что православный христианин не обязан подписываться под любым политическим высказыванием иерархов, выдаваемым за некую "соборную позицию". Так и к "нашим-вашим радостям" патриарха Сергия вернуться можно.
Андрей Десницкий:
О. Андрей Кураев исключен из МДА. Он позволял себе высказывать собственное мнение, оставаясь лояльным. Он не критиковал ни Патриарха, ни Синод, не призывал к расколу. Ничего такого. Но роскошь быть независимым в суждениях - непозволительна. Насколько полезно церкви согласие Молчалиных и Кураев, который не связан корпоративными условностями - судите сами.
О последних тенденциях в РПЦ пишет Павел Пряников:
Про ниспровержение дьякона Кураева вот что можно сказать - РПЦ теряет образованную, городскую часть прихожан.
<...>Кстати, Кураев у московских верующих был действительно очень популярен как проповедник <...>
Всё идёт к тому, что церковь скоро будет восприниматься как институт байкера Хирурга, Энтео и Кирилла Фролова (т.е. агрессивных фриков).
14:07 8.1.2014
16x9 Image Ольга Серебряная
Как гражданин к гражданину и как верующий человек к верующему человеку

Рождественское обращение Ивана Охлобыстина к Путину из блога актера, временно запрещенного священника и творческого директора компании «Евросеть» исчезло, но копий в сети достаточно. Версии касательно удаления:

Если вспомнить, что еще до Нового года Охлобыстин поделился с публикой своим желанием бросать геев в печи (за что «Евросеть» в фб быстро переименовали в «Европечь»), то версия со «стыдно стало» следует признать слабоватой.

И вот, наконец, истина:

Вот текст обращения (в авторской пунктуации):
Уважаемый Владимир Владимирович!
Обращаюсь к Вам, и как гражданин к гражданину и, как верующий человек к верующему человеку. Думаю, что мое обращение поддержат десятки миллионов граждан России.
Господин Президент прошу Вас способствовать скорейшему возвращению в Уголовный Кодекс Российской Федерации 121-ой статьи, карающей за "мужеложество".
К сожалению статья, запрещающая пропаганду гомосексуализма, не достаточно эффективна, поскольку наличие официально зарегистрированных сообществ гомосексуалистов само по себе является прямой рекламой гомосексуализма и противоречит, ранее принятому, закону "о защите чувств верующих", чьи чувства несомненно оскорблены существованием, на законных основаниях, во многих российских городах очагов содомии.
Затягивать с разрешением данного законодательного противоречия никак нельзя, иначе это грозит неминуемым и довольно быстрым получением содомитами статуса "социальной группы", а значит - конституционной возможностью растлевать подрастающее поколение, ведь своих детей у содомитов быть не может и эта "социальная группа" будет вынуждена пополнятся за счет наших детей.
Если данная инициатива находится вне Вашей компетенции, прошу Вас инициировать проведение всенародного референдума по данному вопросу. Я уверен, что результаты оного окончательно убедят Вас в необходимости возвращения вышеупомянутой статьи.
С уважением, Иван Охлобыстин
07.01.14

Мгновенные твиттер-реакции вразброс:
(Андрей Ильницкий - вице-премьер Московской области)
(Эрнест Макаренко - глава муниципального округа Ново-Переделкино. Пишет в твиттер под лозунгом "Православие. Профессионализм").

Политолог "правильного направления" Сергей Марков: Иван Охлобыстин, предложивший ввести уголовное наказание за гомосексуализм, это Пусси Райот наоборот. Это чистой воды провокация с целью сделать себе Пиар на нелюбви народа к гейству. А что теперь все эти ЛГБТ активисты радостно потирают руки, планируя, как они раскрутят это его идиотское предложение в период перед олимпиадой в Сочи и на ней, на это ему наплевать. Охлобыстин и Пусси Райот имеют много общего, они часть подлого мира гламура, который безжалостно обпиарит все, все опошлит. Наглость, готовность все предать ради славы и денег, это и Охлобыстин и Пусси Райот.

Комментарии из фейсбука. Основополагающий – о нынешней российской церковности – у Льва Рубинштейна: Мало, по-моему, что может сравниться по степени омерзительности, чем казенное благочестие, мало что может быть более оскорбительным для религиозных чувств, чем чекисты со свечками в руках.

Конкретно о возвращении статьи за мужеложество. Владимир Обухов: Как задолбали уже с этими геями. Давайте хоть немного без этой темы поживем. При нашей судебной системе статья будет применяться выборочно. Хорошие геи будут управлять федеральными банками, а плохие геи переедут в тюрьму.

Александр Тимофеевский: Иван Охлобыстин, артист, драматург, режиссер, журналист, писатель, креативный директор Евросети и священник написал сегодня В.В. Путину открытое письмо с требованием вернуть в УК РФ 121 статью, карающую мужеложство.
Народ всерьез обсуждает инициативу Охлобыстина, который всю жизнь выступает как панк, во всех своих ипостасях, в том числе, и в церковной. Отец Иоанн по кличке поп-арт. А ему скоро полтинник, и панковать уже тяжко. Деньги, наверное, у креативного директора есть, но ни артист, ни драматург, ни режиссер, ни журналист, ни писатель Охлобыстин не срывает нынче былых аплодисментов, и даже священник запрещен к служению, надо менять амплуа, а оно прилипло, он давно заложник своего портрета.
"Тут дверь отворилась, и в предбанник оживленной походкой вошла дама, и стоило мне взглянуть на нее, как я узнал в ней Людмилу Сильвестровну Пряхину из портретной галереи. Все на даме было как на портрете: и косынка, и тот же платочек в руке, и так же она держала его, оттопырив мизинец. (...)
– Тут анкету нужно будет заполнить.
Веселье Людмилы Сильвестровны прекратилось сразу, и лицо ее настолько изменилось, что на портрете я теперь бы ее ни в коем случае не узнал.
– Какую еще анкету? Ах, Боже мой! Боже мой! – И я уж и голоса ее не узнал. – Только что я радовалась солнышку, сосредоточилась в себе, что-то только что нажила, вырастила зерно, чуть запели струны, я шла, как в храм... и вот... (...)
– Когда вы родились?
Этот вопрос произвел на Пряхину удивительное действие: на скулах у нее выступили красные пятна, и она вдруг заговорила шепотом:
– Пресвятая Богоматерь! Что же это такое? Я не понимаю, кому это нужно знать, зачем? Почему? Ну, хорошо, хорошо. Я родилась в мае, в мае! Что еще нужно от меня? Что?
– Год нужен, – тихо сказала Торопецкая. (...)
– Ах, оставьте, оставьте все это! – нервно вскричала Пряхина. – Погублено зерно, испорчен день!"
Рождество, светлый праздничек. Иван Охлобыстин только что нажил, вырастил зерно, чуть запели струны, он шел, как в храм, и тут пидарасы. Они сговорились, все против него, всегда в засаде. "Пресвятая Богоматерь! Что же это такое? Я не понимаю, кому это нужно, зачем? Почему? Погублено зерно, испорчен день!", - написал Охлобыстин Путину.

Версии о том, что стоит за требованием новой уголовной статьи, - все сплошь утешительные. Во-первых, это Кураев. Вот диалог из комментариев к посту Олега Кашина.
Сергей Ковалев: Правильно ли эти заявления следует понимать так, что власть лепит из себя умеренную силу, того самого "единственного европейца", укрощающего "дикий русский народ"?
Андрей Громов: Думаю, все-таки тут чуть более сложная схема. Власть прямо никогда не играла в игру про "страшный русский народ". Это был такой боковой и узконаправленный подыгрыш. В данном случае это, скорее всего, такая креативная реакция на выступление Кураева. Пока все в отпусках.

В том же примерно духе рассуждает Андрей Ашкеров: Тут возник какой-то переполох из-за открытого письма бывш. отца Иоанна О. президенту Путину насчёт уголовного преследования за гомосексуализм. Мол, оказался наш отец не отцом, а сукою, и всё в таком духе.
О личных качествах бывш. отца рассуждать не буду, ибо не знаю - вполне возможно они ещё более скверные, чем о них пишут. Скажу только о креативных способностях Иоанна - своих слов, как и полагается артисту, он никогда не произносил. Зато с чужих пел как соловей, несмотря на натруженный работой ищущего приключений носа мозг.
Отсюда вывод: это очередной вброс. Причём вброс, программирующий реакцию, в корне противоположную тому, к чему призывает бывш.отец.
Напомню, что до Нового года мы имели дело с вбросом противоположного содержания от артистки Максаковой, депутата, если что, от "Единой России".
Артистка писала о репутационных издержках, которые понесла страна от закона о запрете гей-пропаганды, и о том, что геи - это разновидность нормы.
Охлобыстин с его письмом Путину - явление из той же цепочки. Похоже, геям скоро выпишут "жалованную грамоту".

Сам Охлобыстин комментирует отклик на свое рождественское обращение к президенту традиционной ссылкой на свободу слова: кого хочу – того и призываю сажать. Даже скучно: Ну что же? День прожит не даром. Сегодня мы узнали, для кого работает "свобода слова", а для кого нет и что, по мнению либерально настроенной публики, мир делится на геев и быдло, к которому считаю за честь принадлежать и я. А 121 статью надо возвращать. И как можно быстрее.

Петиция к руководству «Евросети» с требованием уволить Ивана Охлобыстина – здесь.

И универсальный вывод:
15:08 8.1.2014
16x9 Image Ольга Серебряная
Однако: «Роснефть» и бывшая собственность РАН

Собственно, новость из «Коммерсанта»: В «Роснефти» появится новый вице-президент по PR. Курировать внешние связи компании будет известный журналист Михаил Леонтьев. При этом господин Леонтьев сохранит свои собственные проекты: он продолжит вести программу «Однако» на «Первом канале», а также издавать одноименный журнал.

То же самое в редакции Навального:

Кристина Потупчик тоже не в восторге, но старается поддерживать в себе хорошее настроение:

Максим Кононенко расстраивается:

И сразу много комментариев. Все издевательские:

Серьезные реплики ограничиваются очевидным вопросом. Валерий Нечай: Михаил Леонтьев станет вице-президентом нефтяной компании, Дмитрий Киселев уже гендир бывшего РИА. Вот меня волнует вопрос: где та грань вранья, после которой начинаются такие посты. Я не для себя спрашиваю, если что =)))

И – в дополнение – очень серьезная новость о Российской академии наук. За то, чтобы это не стало новостью, академики долго договаривались в прошлом году с Путиным.

Андрей Галушкин: Все институции, о подчинении которых напрямую РАН Фортов просил Путина, таки передаются в ФАНО: академические архивы, музеи, поликлиники, издательство, библиотеки, а также ИНИОН, ИРЛИ, ИМЛИ, о судьбе которых было много слухов. Вот Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря об утверждении перечня организаций, подведомственных ФАНО России: http://government.ru/media/files/41d4b2ee4aa4fdc62ccb.pdf

Комментарии коротки. Кирилл Рогов: Путин окончательно кинул академиков. Дураки трусливые.
Кирилл Резник: Если у власти была цель забрать активы РАН (а единственное, что власть интересует, это финансовые потоки в разных проявлениях; единственное умение, которое последние годы в цене - умение правильно распоряжаться финансовыми потоками), то никакие академики, никто не сможет помешать этому
17:57 8.1.2014
16x9 Image Ольга Серебряная
«Шерлок» никому не угодил

Претензии всякие разные:

И принципиальные вопросы к сценаристам тоже – Татьяна Алешичева: Нет, слушайте, шутки-прибаутки и всякие примочки на высоте, но по части детективного сюжета это ОЧЕНЬ скудно, извините. PS сюжет как в Торе-2, прости господи, позор какой-то

Денис Прошин: Новогоднее возвращение Sherlock'a вызывает вполне уместные новогодние ассоциации. Как открывают бутылки шампанского? Иногда открывают с громким хлопком, эффектным пенным фонтаном и брызгами. Иногда - осторожно выкручивая пробку, с легким шипением выпуская углекислый газ. Sherlock вернулся без громкого хлопка, с тоненьким свистом. Можно рассуждать о том, что проницательно-хитромудрые авторы на раз-два-три просчитали ожидания и наиболее вероятные реакции фандома и всем натянули нос. Что они не стали подыгрывать взболтанным до взрывоопасного брожения надеждам и фантазиям зрителя. Что они сознательно снизили пафос. Что это такой "ребут" культовой истории. Что много юмора.
Но все это, на мой взгляд, мимо. Первая серия третьего сезона получилась... нет, не провальной, а развальной, что ли. В том смысле, что она не держится как единое целое, распадается на отдельные фрагменты-пузырики. Мощного, играющего фонтана новой истории (бог с ними, с обстоятельствами чудесного спасения) - мощного всплеска новой истории не получилось. К тому же сценаристу Марку Гэтиссу зачем-то понадобилось без особой причины заимствовать тему ноябрьского "порохового" подкопа под основы британского парламентаризма, ранее уже подробно освещенную Джеймсом Мактигом в "V for vendetta". Пузырики, конечно, время от времени приятно покалывают зрительское восприятие, но не более того... Как сказал по аналогичному поводу Элиот, "не взрыв, но всхлип".

Have_gods_love: Стон катится по френдленте: новый Шерлок не так хорош. Слишком много кривляний, слишком много стеба, слишком много внимания фанатам, слишком много отношений, слишком много гомосексуальной темы, слишком мало сюжета... Андерсон не тот, Мэри никакая... И главное - "Что-то не так. Вроде как те же и там же, но не так".
А, по-моему, все вполне оправданно и правильно: все соскучились по Шерлоку, а Шерлок - по всем. Мы знаем, что этот Шерлок любит внимание, что он всегда, с первой серии и до суда над Мориарти, не мог перестать выделываться - и у него два года не было такой возможности. Так что теперь-то он не закрывается кепкой, а стоит себе спокойненько и улыбается в камеры (да ладно, чего уж там, заслужил). Усики вот рисует. И весь сериал, с самого начала показывающий нам мир скорее глазами Шерлока, чем Джона, становится под стать его состоянию фельетоном.
Вот эта серия с двумя невозможными поцелуями и одним картонным муляжом - да, это перебор, лютый перебор, но она чудесная, и больше таких, скорее всего, не будет, так почему ей не порадоваться. Вдобавок Шерлок, соскучившись, ведь нам приоткрывается той частью, которую обычно прячет за всей своей мишурой - откровенничает с братом и Молли (и деликатно молчит - sic! - заметив свое сходство с ее новым ухажером, даже Джону не дает развить эту тему), приглашает родителей, козликом скачет перед Джоном. Да, все это он делает в своей манере, но вряд ли можно ждать от него большего.
Особенно радуют обвинения в том, что пожертвовали сюжетом. По-моему, после серии 2.2, где существенную роль сыграла футболка с отпечатанным на ней названием сверхсекретного проекта, было вполне понятно, что сюжеты тут хороши, но не безупречны.

Вторая серия разочаровала народ еще больше.

Екатерина Винокурова: Ну что. Вторая серия третьего сезона оказалась еще хуже первой - много юмора и сантиментов и что-то важное исчезнувшее. Вот эта легкость, интеллект, стройный сюжет на фоне дендизма и социопатии, все то, что мы любили - вместо этого какой-то новогодний винегрет для фанатов. Разочарована

Принципиальная постановка вопроса – у Александра Гнездилова: Да, это определенно смена формата. Не следует ли ее рассматривать как очередное звено гребаной цепи, вот в чем вопрос...

Джеймс Паркер в New York Times считает, что да. Все новые и новые экранизации «Шерлока Холмса», новые романы и фильмы о Джеймсе Бонде он воспринимает как верный знак обеднения коллективного воображения человечества: мы обречены вращаться в сужающемся круге иссякающей креативности, на нашей шее – удавка вторичности, высшей формой культурного выражения скоро станут ютьюбовские ролики: «Творцы, полные кипучей энергии люди, вымерли, - писал в 1957 году Ивлин Во, - на их месте кормится и даже относительно преуспевает поколение, отличающееся элегантностью и разнообразной изобретательностью». У нас нет Толкиена, или, другими словами, у нас есть только Джеффри Джейкоб Абрамс. Или Стивен Моффат, сценарист «Доктора Кто» с 2009 года и один из создателей (если это слово вообще к нему применимо) новой версии Шерлока Холмса с Бенедиктом Камбербетчем. Против Абраса и Моффата я ничего не имею; очевидно, они мастера своего дела – одаренные фигляры, мастера перетасовок и перелицовок. Их и в самом деле отличает элегантность и разнообразная изобретательность – придумки в их сценариях можно ведрами черпать. Я говорю о том, что материал, с которым они работают, это по большей части не их материал. Они оперируют тропами, мемами, брэндами, джинглами, известными количествами, уже выработанными реакциями, оттенками вкуса, пользующимися успехом на рынке – и так далее, и тому подобное. Критик культуры Саймон Рейнолдс назвал этот феномен «ретроманией» - его замечательная книга на эту тему вышла в 2011 году. Толкиен, конечно, тоже пользовался источниками, у него были чисто научные источники вдохновения, свои «Калевалы» и свои «Песни о Нибелунгах». Они, однако, были ближе к корню, к изначальному творческому импульсу. Благодаря чему «Властелин колец» - куда более питательное и самостоятельное «недотворение» (как называл его сам Толкиен), чем, к примеру, «Стартрек: Возмездие».

Впрочем, колонка Паркера завершается вполне оптимистически. Он обнаруживает двух настоящих героев, созданных нашей эпохой – Терминатора и Губку Боба Квадратные Штаны.

Для тех, кого общее состояние культуры и ее удаленность от «Песни о Нибелунгах» не беспокоит, The Telegraph публикует список из 21 фактов, которые не знают о «Шерлоке» даже фанаты: на скрипке «играл» сам Камбербэтч, но при озвучке попросили помочь профессионала, ступенек на съемочной площадке столько, сколько их и должно быть, мама Камбербетча дружила с миссис Хадсон, так что они давно знакомы и он «хороший мальчик» и самое грустное - Камбербетчу не нравится холмсовская прическа: «Не могу придумать более остроумного или даже более точного сравнения – мне просто кажется, что я с этой стрижкой слишком похож на женщину», - сказал актер в интервью The Times.

Загрузить еще

Смотреть комментарии (8)

Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода
 

Сказано на Эхе

XS
SM
MD
LG