Ссылки для упрощенного доступа

Молчи и смотри!


– Ну, ты же понимаешь, что все в голове у одного человека. Как ты думаешь, что у него в голове?

Это вопрос бесконечно повторяется на протяжении 14 лет с момента выхода книги "От первого лица". Почему-то меня все время призывают ответить за господина Путина. И в прямом, и в переносном смысле слова. Не знаю, сталкиваются ли с этим мои соавторы. Они, правда, в иной ситуации. Они оба как бы при теле, а я в свободном плавании. То есть им-то как раз логично задавать этот вопрос, но не мне.

Я не знаю, что в голове у президента Путина. Я даже не знаю, и сомневаюсь, что
Все, что Владимир Путин говорит публично, то есть в открытом режиме, – это игра, не самая талантливая, не захватывающая тебя до потери ощущения реальности
кто-то из коллег-наблюдателей, знает, кто эта могучая кучка из 5-6 ближайших к нему людей, которые, как все уверяют, и принимает вместе с ним наиболее важные решения. Кто они, поименно? Я не знаю, что может быть в голове у человека, который выстроил систему принятия решений вот таким образом. Но вижу и понимаю, что все, что Владимир Путин говорит публично, то есть в открытом режиме, – это игра, не самая талантливая, не захватывающая тебя до потери ощущения реальности. Во всяком случае, не захватывающая людей со здоровой психикой, чувством юмора и минимальной склонностью думать.

Способ реализации того, что в голове у президента Путина, подсказывает, что у него есть некий проект, который осуществляется на глазах у обалдевшего человечества. Возможно, эта сага про власть, про 2018 год и дальше. Когда Владислав Сурков вернулся в сентябре в Кремль, подумала, что такого игрока стоит звать обратно под большую игру. А что может быть больше, важнее и интереснее, чем сохранение власти. В пятый раз. Казалось бы, власть и так этому президенту обеспечена – на столько, сколько позволят возраст и здоровье. Может быть, это нам кажется, а ему не хватает уверенности в этом. До 2018-го еще четыре года, а рубль начал как-то странно себя вести еще до приращения территории Крымом и до всяких иностранных санкций.

Экономический фактор плюс опасение, что пятый, не говоря уже о шестом сроке (извините, что засчитываю срок Медведева Путину), – это уже совсем без восторга и без чепчиков в воздух не только со стороны "креативного класса", но и простых обывателей, зрителей основных федеральных каналов. Ну, потому что достает же, все один и тот же, одно и то же. Все те же воруют. Все те же пишут дурацкие законы. Все те же вешают с экрана лапшу на уши. Сюжет должен как-то развиваться, нужны новые линии, неожиданные зигзаги, немного секса, в конце концов.

Сериал про власть, а это именно он, – это все равно сериал, и если в середине четвертой серии на экране все тот же стол, стул и портрет на стене, и больше ничего, то никакой олимпийский фейерверк в качестве интермедии не спасает от скуки. И в общем, спонсор уже сильно задумался, давать ли деньги на второй сезон. Но если вполне вменяемый и слегка наскучивший главный герой вдруг взрывает эту скуку, скидывает костюм от Босс, или Армани, или кремлевского портного, облачается в доспехи, берет меч и вместо оттепели с середины 4-й серии врубает игру престолов, то зритель сначала от изумления открывает рот, а потом издает восторженное рычание. Его лояльность шоу и герою с мечом возрастает в разы, он больше не смотрит по сторонам в поисках иной развлекухи, он готов убить соседа, с которым вчера еще мирно пил водку, за одно предположение, что жанр изменился как-то резко и неоправданно и что завтра будет делать режиссер со всем этим фэнтези и чем вообще все это закончится, если… Никаких если!

Наш герой, вот он, один против всего мира, и мы за него горой. Молчи и смотри!
Главное же - как сыграть, какую эмоциональную ноту взять. Берем высокую
Президент Буш, чтобы зайти в Ирак, придумал оружие массового поражения, которого при ближайшем рассмотрении там не оказалось. Президент Путин, чтобы зайти в Украину, реанимировал страшный образ нацистов-бандеровцев, рейтинг которых даже после Майдана не превышает полутора процентов. Не влияет. Эта страшилка про бандеровцев десятилетиями внушалась чекистам, и работала. Зритель прост и просит зрелищ, он поверит, уже верит, верит все больше. Главное же - как сыграть, какую эмоциональную ноту взять. Берем высокую.

Россия прилипла к экрану и рыдает от восторга: бандеровцы не прошли, Крым снова наш! Матвиенко утирает скупую слезу, крымские пацаны победно вскидывают кулаки. Бессмысленный портрет на стене ожил и превратился в настоящего героя, героя широких народных масс, воистину национального лидера, собирателя земель русских (русские националисты отдыхают, он вырвал у них жало и забрал себе). Страшенный образ Майдана в черном дыму, народного сопротивления проворовавшейся власти, президентских дворцов под пристальным взглядом толпы -- все в прошлом. Пятая колонна национал-предателей будет порвана народом, отдавшимся победителю со всей страстью закомплексованной женщины, испытавшей, наконец, оргазм.

Если бы выборы были завтра, то можно было бы твердо назвать победителя в игре престолов. Впереди, впрочем, еще четыре года. Проект должен быть более долгоиграющим. Внешние враги, полная изоляция нашего царства -- восток и запад, север и юг, все против героя. Кроме его народа, готового землю есть, забыть про кредитные и дебитовые карточки, потерять бизнес и собственность, отказаться от нормальных лекарств и смириться с превратившимися в ничто пенсиями. Народ готов вынести все, лишь бы Крым был нашим, а герой-победитель стоял на Красной площади и пел вместе с группой "Любэ".

Царство замкнулось на себе, объединилось перед внешним недоброжелательным миром и коллективно пишет сценарий пятой серии. Рейтинг какой надо. Спонсорство обеспечено. И шестой серии тоже, если кто доживет, конечно. Что в голове у того единственного человека? Полагаю, использование внешнего фактора для внутреннего выигрыша. Если все пойдет по плану (возможно, планы поэтапные и более грандиозные, чем только Крым). Если план учитывал возможную реакцию недавних коллег по большой восьмерке, а не предполагал, что они "все схавают". Если представить, что никакие слова и действия не остановят нашего героя и не заставят отложить меч и переодеться обратно в Армини. Если выигрыш престола стоит трансформации страны в подобие Северной Кореи. Если быть уверенным, что народ еще четыре года не отлипнет от экранов, и не перестанет кричать "браво", и не расколотит ящик, когда изменяющаяся реальность начнет настойчиво и противно отвлекать от фантазий.

Наталия Геворкян – журналист, соавтор книги "От первого лица"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции
XS
SM
MD
LG