Ссылки для упрощенного доступа

Без уважения принципов


На Конгрессе русской интеллигенции, где я имел честь быть, и резолюцию которого и я имел честь подписать, раздавали "Новую газету". Я, следуя совету профессора Преображенского, не читаю "Новую газету", а тут все-таки пролистал. Так и есть – она по-прежнему советская газета. О, там были материалы, разоблачающие ложь правительственной пропаганды в отношении Украины. Но там была и огромная статья заместителя главного редактора о том, что он пошел на митинг солидарности с Украиной, потому что среди "майдановцев" есть люди, разделяющие идеи "бандеровцев", а у бандеровцев знак приветствия похож на нацистское выкидывание руки.

Автор "Новой", оказывается, не ходит в церковь на отпевание друзей, чтобы не креститься – автор неверующий и не считает возможным повторять жест, смысла которого не разделяет. По той же логике автор не пошел и на митинг. Вдруг кто-то рядом выкинет руку в нацистском приветствии – тогда автор разделит ответственность. В Гитлера превратится!

Экая щепетильность! А рядом, чтобы уж довершить впечатление, краткое выступление генерального секретаря ЦК КПСС товарища М.С. Горбачева: "Но принцип есть принцип. Нравится кому-то или нет, но Крым свой выбор сделал. И этот выбор всем надо уважать". Рядом с нацистами Украины журналист "Новой" не хочет оказаться даже случайно, а рядом с нацистом России готов соседствовать.

Назвать Горбачева нацистом – чересчур? Фюрерские интонации – это полбеды, а вот убитые в Вильнюсе и Тбилиси так же на Горбачеве (о совести тут говорить бессмысленно), как убитые на Украине на Путине. Любой сторонник существования СССР, как после вторжения в Крым стало абсолютно ясно, – не просто шовинист, но и нацист, со всеми прилагающимися к нацизму психологическими чертами. Под высказыванием Горбачева подписался бы не только Путин, но и Геббельс, рассуждая об аншлюсе Австрии. Воля народа! Принципы!! Уважение к праву!!!

Я пошел на митинг в защиту Украины, не стыдясь самого себя и не теряя самоуважения. Я их уже давным-давно потерял – с тех пор, как в декабре 2011 года пошел на митинг против бесчестных выборов, а еще – не помните? – это ведь был митинг разрешенный, санкционированный, благословенный теми, против кого предпринимался, митинг, организаторы которого дистанцировались от диссидентов и правозащитников как Иуда от Христа.

Конечно, Сергей Адамович Ковалев – не Христос, но не дать ему выступить на том митинге первым – это был вполне иудин поступочек. Так что удивляться, почему "протестное движение" кончилось пшиком, не приходится. Иуда, когда бросал синедриону тридцать серебренников, тоже протестовал… Ходить на митинг, который вопреки Конституции был разрешен властями (только слово "разрешение" заменено теперь на "согласование", как "прописка" на "регистрацию"). Ходить на митинг, который шел не ко Кремлю, а от Кремля – а в Интернете кто-то, что характерно, сделал фотомонтаж, разместил фотографию с митинга именно на фоне Кремля, потому что без этого фона глупо и ничтожно. Ходить на митинг, который вопреки Конституции был тщательно огражден от тех, к кому обращались митингующие, милицией и загородками… Ну как можно себя уважать, если согласился с ложью про то, что это – нормальный демократический митинг? Это придворный митинг, это митинг сдавшихся, которые все-таки хотят из своего поражения поскулить… Не майдан!

Так вот – могу успокоить господина из "Новой газеты". Не было на митинге никаких "зиг", "бандеровцев" и т.п. А хоть бы и были? Как перекреститься в церкви у гроба умершего друга – не предательство друга, не отречение от атеизма, а простой человеческий знак сострадания, так пойти на митинг солидарности со страной, в которую твоя страна вторглась, – не означает стать националистом этой страны. Вот печататься в момент вторжения с рассуждениями о том, что кое-кто позволяет себе нацистские приветствия, – это… Печататься рядом с заявлениями о том, что пропагандистский спектакль – это референдум, это… Это придворная оппозиция, вот что это такое. Это стыд и позор. Вот это, действительно, солидаризация со злом. Это имитация совестливости.

Украинский историк Олександр Зайцев из Украинского католического университета написал мне о столь смутившем пригорбачевского журналиста бандеровском приветствии: "Дорогой отец Яков, некоторые украинские правые радикалы действительно имеют приветствие в виде выброса руки: одни выбрасывают вперед руку со сжатым кулаком, другие – руку ладонью вниз, несколько отводя ее в сторону. Дело в том, что в ОУН в конце 1930-х было "большое националистическое приветствие", напоминающее фашистское. Но таких у нас мало даже среди малочисленных "бандеровцев". Отождествлять с ними украинское демократическое движение (Майдан) – конечно же неправильно". Что уж говорить о страхе отождествиться с украинским нацистом на митинге в Москве!
Противостоять насилию силой добра, а не дубины можно, если у людей есть идеи, есть умение говорить об идеях, объединяться во имя идей, чем-то жертвуя, но сохраняя главное – человечность

Вспоминаются слова Спасителя о фарисеях, которые отфильтровывают комаров и проглатывают верблюдов. Отфильтровать несуществующего бандеровца и жить под сенью Горбачев-фонда и лично Михаила Сергеевича в цвету… Разумеется, "Новая газета", как я понял из выступлений на Конгрессе русской интеллигенции, считает себя последним островком свободы слова в России. Это сейчас-то, когда выйди в Интернет – и, несмотря на всевозможные блокировки, свободного слова и в России, и на Украине столько, что за всю жизнь не перечитаешь. Настоящего свободного слова, без горбачевского "надо уважать принцип". Неудивительно, что и Конгресс русской интеллигенции ограничился воззванием беззубым и не путиноустойчивым. Проект резолюции, предложенный Юрием Самодуровым, даже не рассматривался. Прозвучавшие на конгрессе с мест предложения потребовать роспуска "Думы", отставки "президента" и настоящих выборов, одобрить любые санкции против России – не голосовались. Ну как же, санкции против любимой страны – не патриотично, не так поймут и так далее.

А убить украинца, читать лекции, когда убивают украинца, – это патриотично и понятно?.. Перекреститься у гроба умершего друга – не предательство атеизма. А вот хотя бы произнести словосочетание "боевики Майдана", как это сделал "либеральный" Андрей Кураев, пытаясь изобразить сочувствие Майдану, – это предательство Майдана. Как и Ходорковский, выступая на Майдане, публично его оскорбил, упомянув в выступлении каких-то украинских нацистов. Да, он сказал, что этих нацистов в Киеве меньше, чем в Москве, но ведь он этих киевских нацистов, скорее всего, не видел – их, действительно крайне мало (и большинство из них наверняка проплачены Кремлем). Но хоть бы они и были – зачем их упоминать? Обвинять украинцев сейчас, после завоевания части Украины, в том, что у них есть неонацисты, – все равно что обвинять изнасилованную девушку в том, что она вышла на улицу в юбке выше колена. Считать, что украинцы должны были запретить и искоренить неонацизм, чтобы русские демократы могли с чистой совестью их защищать, – все равно что отказаться идти в больницу к человеку, на которого наехал членовоз, потому что бедолага, видите ли, зубы плохо чистил.

Я был в Киеве 24 марта. Журналист Андрий Мокроусов устроил мне трехчасовую экскурсию по Майдану, объясняя все тонкости, а потом о Майдане мне говорили православные разных конфессий, греко-католики и т.п. Все говорили – да, ультра были и есть, сторонники насилия были и есть. Они – не Майдан, они – пятно на Майдане. В решающий момент все эти воинственные молодчики испарились, так что в бойне погибли в основном представители вполне "безобидного" офисного планктона – настоящие люди, герои смиренные и с иронией относящиеся не только к своим врагам, но и к себе. Все украинцы на хорошем, природном русском языке говорили мне, что сейчас готовность взяться за оружие возрастает, и все говорили, что это очень плохо. Но – почти неизбежно.

Почему неизбежно? Потому что противостоять насилию силой добра, а не дубины можно, если у людей есть идеи, есть умение говорить об идеях, объединяться во имя идей, чем-то жертвуя, но сохраняя главное – человечность. На Украине с этими базовыми демократическими навыками почти так же плохо, как в России. Но – почти! Даже сейчас, даже в Харькове (куда я поехал из Киева, так что пишу эти строки в Харькове, после ночной прогулки по городу – и друзья-украинцы меня одного не отпустили) атмосфера настолько более человечная и мирная, чем в России, что до слез обидно. Если сравнивать с Парижем, Нью-Йорком или просто Йорком, то, конечно, нет сравнения, но зачем же сравнивать с тем, что далеко и танков на Украину не вводит. И слава Богу, что не вводят! Чем меньше танков, пусть даже эти танки не против меня, а за меня, тем больше пространства для мира. Вот и использовать это пространство – а оно есть даже в России, хотя тут оно небольшое и съеживается с каждым новым возгласом про "бандеровцев" – использовать это пространство не для демагогии и самоуспокоения, а для настоящего, безтанкового миротворчества и настоящего, без оглядок на Горбачева, строительства демократии.

Яков Кротов – священник Украинской автокефальной православной церкви (обновленной), автор и ведущий программы Радио Свобода "С христианской точки зрения"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции
XS
SM
MD
LG