Ссылки для упрощенного доступа

Труд во благо


Для многих стало обыденностью нарушение трудовых прав. Люди с этим свыкаются и, вместо того чтобы бороться за свои права, зачастую просто ищут другую работу. В России распространена практика найма на работу без оформления трудового договора, когда наемный работник полностью зависит от произвола работодателя. 8-часовое ограничение рабочего дня, выходные и праздники, а также оплачиваемый отпуск здесь существуют так же часто, как безоблачные дни в сезон дождей. Что уж говорить о трудовых мигрантах, которые, помимо вышеперечисленного, еще и получают только часть своей официальной зарплаты. Да и тем, кто работает по Трудовому кодексу, часто завышают нормы выработки, задерживают зарплату и не оплачивают сверхурочные.

Трудовые права наемных работников не должны нарушаться как работодателем, так и государством. Все имеют право получать заработную плату не ниже прожиточного минимума и не подвергаться дискриминации по признакам, не связанным с профессиональными качествами. Так, например, женщины и другие дискриминируемые социальные группы часто не получают продвижения по службе по причинам, не связанным с их профессиональными качествами. Такие барьеры для продвижения по службе называются "стеклянным потолком".

Для защиты прав беременных женщин необходимо ввести гарантии регулярных выплат на определенный период после ликвидации предприятия, на котором они трудились. Немецкий философ Эрих Фромм в работе "Здоровое общество" пишет: "Свобода заключения договора возможна лишь в том случае, если обе стороны будут свободны принять его условия или отказаться от них". Я согласен с этим выводом, поэтому поддерживаю идею Фромма о гарантированном прожиточном минимуме на определенный срок, например, в два года. Это означает, что человек, добровольно ушедший с работы, либо не работающий определенное время по каким-то личным причинам, получает право на гарантированный прожиточный минимум, регулярное денежное пособие. Ограничение по времени получения такого пособия необходимо для того, чтобы "не поощрять невротической установки, отвергающей какие-либо социальные обязательства".

Мы можем жить в современной европейской стране, а не в банановой республике, где люди работают как рабы на плантациях

Фромм отвергает упрек в том, что тогда никто не будет работать. "Кроме людей, ленивых по причине неврастении, мало найдется таких, которые не захотят заработать больше прожиточного минимума и предпочтут ничего не делать, вместо того чтобы работать", – пишет Фромм. С другой стороны, введение такого минимума должно привести к тому, что работодатель будет заинтересован сделать условия труда более привлекательными для наемного работника. Фактически такая система приведет к отмене экономического рабства, при котором человек должен работать только потому, что ему надо не умереть с голоду, а не потому, что работа для него интересна и развивает его творческий потенциал.

Подобные виды выплат существуют в США и Канаде, это "вэлфер". Для соблюдения прав наемных работников предлагаю запретить такой вид оплаты труда, как сдельную (поштучную). Такая форма оплаты труда позволяет работодателю требовать средней доброкачественности для каждой произведенной единицы товара, что позволяет делать бесконечные вычеты из зарплаты. Это также приводит к тому, что работник в погоне за получением большей заработной платы удлиняет рабочий день. А это недопустимо для общества, в котором высшей ценностью считается человек.

В связи и с тем, что один рабочий производит больше единиц товара, падает цена на рабочую силу на рынке труда. Прожиточный минимум для работающего человека в Москве должен быть установлен в размере не менее 22 тысяч рублей: на меньшие деньги сейчас прожить в столице России при сегодняшней стоимости транспорта, тарифах ЖКХ, да и питания вряд ли возможно. При этом сейчас минимальный размер оплаты труда в Москве в размере 12 850 рублей ниже прожиточного минимума, который установлен в размере 13 540 рублей для трудоспособного населения. При этом очевидно, что повышать прожиточный минимум и приводить МРОТ в соответствие с ним надо не только в Москве, но и во всех других российских регионах, где ситуация с оплатой труда гораздо хуже.

Сейчас надо добиваться внесения изменений в законы Москвы и выдвигать законодательные инициативы по внесению в Трудовой кодекс изменений, направленных на защиту и увеличение прав наемных работников. Развитие средств производства и оборудования в сфере услуг вполне позволяют сократить рабочий день до 7-часового в 35-часовой рабочей неделе без сокращения заработной платы и увеличить оплачиваемый отпуск с 28 до 31 дня в год. Необходимо создать более выгодные условия для трудоустройства молодежи и инвалидов. Надо сокращать налоги и давать иные льготы тем компаниям, которые будут устраивать на работу лиц с ограниченными возможностями и выпускников вузов. А для того, чтобы законы соблюдались, необходимы сильные и независимые профсоюзы, которые будут осуществлять контроль на производстве и в сфере услуг.

В случаях трудовых споров между работниками и работодателями необходимо добиваться реализации права наемных работников на забастовку. Также нужно снять драконовские ограничения на забастовку в Трудовом кодексе. Работники должны иметь право на такой вид защиты своих трудовых прав без ограничений. Законодательством должно быть предусмотрено и право работников на политическую забастовку. В то же время стоит защищать мелкий и средний бизнес от вымогательства и взяток со стороны коррумпированных чиновников и освободить его от угрозы организованной преступности.

На мой взгляд, необходимо снизить налоги для наемных работников и мелкого бизнеса и повысить их для крупного бизнеса и монополий путем введения прогрессивного налогообложения. Также важно перераспределить расходы бюджета, уменьшив финансирование силовиков и увеличив расходы на социальное обеспечения. Мы можем жить в современной европейской стране, а не в банановой республике, где люди работают как рабы на плантациях.

Николай Кавказский – член правления комитета "За гражданские права", активист Левого социалистического действия. Бывший обвиняемый по "Болотному делу", амнистирован в декабре 2013 года. Кандидат в Московскую городскую думу от партии "Яблоко"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG