Ссылки для упрощенного доступа

Цена вопроса


16 июля несколько тысяч человек, не утративших совесть, пришли проститься с Валерией Ильиничной Новодворской в Музей и общественный центр имени Сахарова. К сожалению, ни по отдельности, ни все вместе эти и множество других людей, высказавших уважение к бесстрашию, бескорыстию и честности Валерии Ильиничны в политике и жизни, не могут изменить карту политической реальности и духовного состояния России. Опыт показывает, что все обращения российских деятелей культуры, журналистов, ученых, правозащитников поддержанные подписями тысяч российских граждан и адресованные президенту Украины, президенту России и лидерам стран Евросоюза и США с просьбами немедленно остановить кровопролитие на Украине, морально необходимы и понятны, но в политическом и практическом отношениях недейственны и недостаточны. Недостаточны для того, чтобы президент Украины Порошенко сел за стол переговоров с руководителями сепаратистов Бородаем и Гиркиным (гражданами России), чтобы президент России Путин и российские спецслужбы прекратили помогать сепаратистам (среди которых много граждан России и среди которых были замечены российские военнослужащие) военной техникой, добровольцами, деньгами, чтобы Евросоюз и США отменили экономические и политические санкции против российских компаний и должностных лиц, причастных к поддержке российской агрессии против Украины.

Вспомним: во время двух войн, которые Россия совсем недавно вела в Чечне, ситуация была похожа на сегодняшнюю. Мощное и активное в то время в России антивоенное движение, включая движение "Солдатских матерей", протестовало против массовых нарушений прав человека, говорило о жертвах среди мирного населения и гибели военнослужащих, о страданиях людей и сотнях тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, взывало к человеческим чувствам. Что касается предложений о политических условиях мира, мнения и предложения противников войны по вопросу о статусе северокавказской республики, из-за которого и шла война, оставались полярно различными: предоставление независимости всей Чечне, представление независимости только ее горной части "Ичкерии", обязательное сохранения Чечни в составе России. Единого, громкого, слышного всему российскому народу и руководству России голоса по главному вопросу – о политических условиях мира – у антивоенного движения в России не было (многие участники антивоенного движения даже избегали высказываться по этому вопросу). Только тогда, когда чеченские сепаратисты окружили в Грозном российские части и российским военным грозило уничтожение, секретарь Совета безопасности России генерал Лебедь подписал (может быть, на свой страх и риск) Хасавюртовский мир с командующим чеченскими формированиями Масхадовым. Политические условия Хасавюртовского мира Россия впоследствии отвергла и начала новую войну, закончившуюся поражением сепаратистов.

По аналогии можно предположить, что война на Украине закончится, когда украинская армия нанесет военное поражение сепаратистам (в основном приехавшим из России), какими бы большими при этом ни были потери военных и жертвы среди мирных жителей городов, контролируемых сепаратистами. Тем более что власти Украины обоснованно и правильно рассчитывают в этой спровоцированной Россией войне на техническую и финансовую помощь от Евросоюза и США. Если же сепаратисты устоят, возникнет новое статус-кво – Украина разделится (взять Киев и захватить власть на всей Украине сепаратистам никогда не позволят). С учетом опыта российско-чеченской войны нельзя пройти мимо трех вопросов и трех возможных исходов войны:

1) возможен ли мир на Украине (и на каких условиях) без военной победы украинской армии над сепаратистами?

2) возможен ли мир на Украине (и на каких условиях) прежде, чем обе сражающиеся стороны (или одна из них) истощат свои силы?

3) возможен ли мир на Украине (и на каких условиях) без подписания воюющими сторонами аналога Хасавюртовского соглашения, то есть без военной победы сепаратистов и поражения украинской армии?

Если требование "Остановить войну!" подразумевает, что кровопролитие на Украине можно и должно остановить не в результате военной победы одной из сражающихся сторон, то, очевидно, политическая задача принципиальных противников кровопролития (пацифистов) заключается в том, чтобы предложить необходимые политические условия прекращения войны и потребовать реализации этих политических условий от участников конфликта.

Говоря по правде, политические условия прекращения кровопролития на Украине без силовой победы в войне какой-либо из сторон конфликта и политические условия восстановления нормальных, дружеских отношений между Украиной и Россией и доверия к России международного сообщества следующие (перечислим только некоторые, вероятно, недостаточные):

Со стороны России необходимо:

1. Официально признать Верховную Раду, действующее правительство Украины и президента Украины законными и полномочными властями и представителями многонационального украинского государства. Прекратить военную и политическую поддержку сепаратистов на юго-востоке Украины.

2. Официально признать, что Украина как суверенное государство может быть членом любых международных союзов и организаций, которые с точки зрения ее правительства и народа могут содействовать развитию и безопасности этой страны. Прекратить разжигать ненависть россиян против Украины посредством критики российскими официальными лицами и государственными СМИ правительства и политиков Украины за их стремление привести Украину в Евросоюз и заручиться поддержкой НАТО с целью обеспечить безопасность Украины.

Возврат Крыма Украине означает восстановление доверия международного сообщества к России и ее руководству и нормальные отношения с Украиной, а непринятие – гарантирует международную изоляцию, серьезные экономические и политические санкции

3. Отказаться от аннексии Крыма. Вернуть Крым Украине (после заключения международного соглашения о полной демилитаризации полуострова). Принять на себя обязательство вывести российские войска и Черноморский флот из Крыма и Севастополя на основании соглашения о превращении Крыма в демилитаризованный регион. Названное политическое условие справедливо и правильно, потому что силовая аннексия Крыма Россией вызвала у большинства граждан и руководства Украины, у всего международного сообщества глубокое недоверие к России и глубоко оскорбила украинский народ. Силовое отторжение Крыма делает невозможными возвращение к дружественным, нормальным отношениям нашей страны с Украиной и международным сообществом. Президент России заявлял: главная причина аннексии Крыма Россией – угроза появления на территории Автономной республики Крым в составе Украины натовских ракет. Принимая это во внимание, понятно: полная демилитаризация Крыма навсегда избавит Россию от предполагаемой угрозы. Украину демилитаризация Крыма в свою очередь избавит от реальной военной опасности, которую, как выяснилось, представляют для нее российские военные базы в Крыму и российской флот в Севастополе.

4. Содействовать удовлетворению национально-культурных запросов русскоязычных, русских граждан и русскоязычных "общин" Украины, компактно проживающих в Крыму и на юго-востоке Украины. Открыто критиковать украинские власти в случаях нарушения ими гражданских, политических, культурных, экономических и политических прав и свобод русскоязычных граждан Украины. Это политическое условие понятно и справедливо, думаю, оно приемлемо для России, Украины и международного сообщества.

Со стороны Украины необходимо:

1. Предложить руководителям сепаратистов (в том числе гражданам России), стремящимся к отделению русскоязычных регионов от Украины и вхождению их в состав России, переговоры о переводе силового, военного противостояния в мирную, открытую, легальную, политическую борьбу сторонников и противников сецессии среди населения русскоговорящих регионов юго-востока Украины. Предложить сепаратистам (среди которых много добровольцев из России, у которых нет украинского гражданства) зарегистрировать политическую Партию сторонников сецессии русскоязычных регионов Украины – при условии сдачи сепаратистами всего оружия правительству Украины (или России) и безусловного признания сепаратистами действующих властей Украины законными и полномочными представителями многонационального государства.

2. Официально объявить и объяснить украинскому народу и международному сообществу, что для прекращения кровопролития и восстановления условий мирной жизни и мирного политического процесса развития общества и государства Верховная Рада, правительство и президент Украины готовы допустить проведение референдума в регионах с русскоязычным населением по вопросу сецессии (выхода регионов из состава Украины), но только в случае объективного установления в международном суде в Гааге существования в Украине дискриминационного законодательства и дискриминационной практики новых властей Украины, которые бы ущемляли свободы и права граждан в связи с их русскоязычием и этничностью. Если исходить из того, что большинству жителей русскоязычных регионов Украины, по их мнению, было бы комфортнее жить в составе России и что по своему менталитету и привычкам они сопротивляются вхождению в Европейский союз и видят себя не в Европе, а в России, то допущение властями Украины права на сецессию и права на легальную, мирную политическую борьбу за ее осуществление рационально и этично. Поскольку при любой сецессии люди "уносят с собой территорию", такое моральное право должно быть ограничено столь же морально разумными и объективными правовыми критериями и процедурами, ограничивающими произвол и сдерживающими политических честолюбцев.

3. Предложить сепаратистам возможность баллотироваться на выборах в органы самоуправления русскоязычных регионов Украины.

4. Подтвердить, что законодательные и административные условия, касающиеся возможности свободного использования русскими и русскоязычными гражданами Украины русского языка во всех сферах жизни в регионах компактного проживания русскоязычных граждан должны стать предметом переговоров представителей органов местного самоуправления русскоязычных регионов с правительством страны с возможным привлечением международных посредников и экспертов.

5. Объявить, что после возвращения Россией Крыма в состав Украины проведение по требованию российской общины полуострова референдума о выходе из состава Украины допускается с согласия Правительства Украины после нормализации условий жизни в Крыму и только в случае объективного установления в международном суде в Гааге существования в Крыму дискриминационного законодательства и дискриминационной практики новых властей Украины, которые бы ущемляли свободы и права проживающих в Крыму граждан.

Со стороны сепаратистов необходимо:

Отказаться от вооруженной борьбы с правительством Украины, признать действующие власти законными и полномочными представителями многонационального государства, сдать оружие и, получив украинское гражданство (тем из них, кто является гражданином России), перейти к мирной, легальной политической борьбе на предложенных правительством Украины политических условиях за осуществление своей политической цели.

Только сформулировав основные политические условия, необходимые для прекращения кровопролития на Украине и установления мира без военной победы одной из сражающихся сторон, можно увидеть, насколько далеки политическая реальность и духовное состояние граждан наших стран от реализации этих или подобных, но несколько по иному сформулированных условий. Поэтому война на Украине, скорее всего, будет продолжаться "до победного конца" одной из сторон. Оборотная сторона этой реальности – гибель ни в чем не повинных мирных жителей в контролируемых сепаратистами Луганске, Горловке, Донецке в результате обстрелов и "зачистки" этих и других городов и поселков украинскими военными, а также от рук сепаратистов, охотящихся на своих противников среди гражданского населения, и то, что десятки и сотни тысяч людей, спасая свою жизнь, превратились в беженцев.

Эта оборотная сторона столь ужасна и столь сильно противоречит целям человеческого существования и нормальному строю жизни, что это невозможно выразить словами. Поэтому я настаиваю на обсуждении и принятии политических условий прекращения кровопролития на Украине и хочу, чтобы все принципиальные противники продолжения войны вышеописанные условия поддержали.

Что касается России, цена вопроса для нее следующая. Принятие предлагаемых политических условий, в том числе возврат Крыма Украине означает восстановления доверия международного сообщества к России и ее руководству и нормальные отношения с Украиной, а непринятие – гарантирует международную изоляцию, серьезные экономические и политические санкции и враждебное, недружественное отношение Украины и украинского народа к России и русскому народу. Цена непринятия предлагаемых условий мира для сепаратистов – уничтожение их украинской армией и бесславная гибель. Согласие с этими условиями означает для сепаратистов жизнь и возможность участия в политической борьбе.

Пока я работал над этой статьей, на Украине российской зенитной установкой и с помощью российских военных специалистов был сбит пассажирский "Боинг", летевший в Малайзию из Голландии (это мое личное мнение, к которому я пришел на основе всем доступных материалов). Сбит по ошибке, так как хотели сбить украинский военный транспортный самолет. В результате непреднамеренно убиты 298 мирных граждан нескольких стран мира. Поэтому еще одно необходимое политическое условие возвращения доверия к России – передача Россией международному сообществу не лживой (как сейчас), а достоверной информации о том, откуда и кто именно запустил ракету, принуждение сепаратистов к выдаче этой информации, арест лиц, виновных в пуске ракеты и передача их Международному суду в Гааге. Надеюсь, суд примет во внимание, что пуск ракеты по пассажирскому самолету, скорее всего, результат ошибки и что ответственность за пуск ракеты несет не только расчет ракетной установки, но и власти России, передавшие эту установку вместе с российскими военными специалистами в распоряжение сепаратистов.

P. S. Посвящаю этот текст публицисту и правозащитнику Александру Скобову, которого пытались убить за его борьбу с существующим в России политическим режимом.

Юрий Самодуров – российский правозащитник, организатор первой инициативной группы "Мемориал", в 1990–2000-е годы – исполнительный директор Фонда Андрея Сахарова и директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG