Ссылки для упрощенного доступа

Освещение событий на Ближнем Востоке сопровождается цензурой и фальсификациями


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Андрей Шароградский : Британское информационное агентство "Рейтер" - одно из старейших и самых уважаемых в мире - признало, что разместило на своем сайте и продавало средствам массовой информации фотографическую фальшивку. Ливанский фотограф, работавший на "Рейтер", использовал технические средства для драматизации изображения последствий израильской бомбардировки Бейрута. Фотограф уволен. Подлинность других его снимков из зоны ливанского конфликта поставлена под сомнение. Некоторые эксперты говорят, что группировка "Хезболлах" использует западные средства массовой информации для ведения пропагандистской войны. Тему продолжает мой коллега Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин : Войну настоящую всегда сопровождает война пропагандистская; причем роль ее в последние столетия выросла многократно. Воюющие страны пытаются выжать максимальную пользу не только из своих побед, но и из страданий собственного населения - слишком велика роль общественного мнения в нынешнем мире. При этом никто не отрицает, что мирное население гибнет в ходе войны. И вот здесь возникает другая сторона этой проблемы - моральная. Использовать страдания и смерть людей в пропагандистских целях - безнравственно и цинично, однако приходится признать, что это происходит. Нынешний израильско-ливанский конфликт - не исключение, что подтвердил скандал с ливанскими фотографиями информационного агентства "Рейтер". История его такова.


Уважаемое и старейшее британское информационное агентство "Рейтер" объявило, что опубликованный на его веб-сайте снимок ливанского фотографа Аднана Хаджа, на котором отсняты разрушительные последствия налета израильских ВВС на Бейрут, оказался отретушированной фальшивкой. Дым для пущего драматизма был добавлен фотографом. Агентство изъяло отредактированный снимок и заменило его на оригинальную, первоначальную фотографию, извинившись перед подписчиками. Одновременно "Рейтер" заявил, что изъял из своего архива 920 его фотографий. Главную роль в разоблачении фальшивки Аднана Хаджа сыграло международное интернет-сообщество, так называемые «блоггеры» (авторы сетевых дневников) - и это тоже характерная черта нашего времени. В эфире Радио Свобода известный российский интернет-деятель, эксперт и блоггер Антон Носик, сыгравший заметную роль в разоблачении снимков Хаджа.



Антон Носик : Фотограф сделал фотографию дыма, который поднимается над Южным Бейрутом, от попадания бомбы израильской в один дом. Ему показалось, что дыма маловато, драма маловата, он пририсовал второй дымящийся дом для того, чтобы дыма стало в два раза больше. При этом он затер какие-то дома. Для того чтобы эти дома восстановить на картине, он просто их скопировал из соседнего участка фотографии. Вышло довольно грубо, и очень многие это заметили. Вердикт всех людей, профессионально занимающихся фотографией, был единогласным - эта фотография подверглась обработке в графической программе. Поэтому пресса, ознакомившись с единогласным заключением всех знающих программу Foto - shop , обратилась в "Рейтер" с предложением это уже объяснить - каким образом, однозначно сфальсифицированная фотография появилась на ленте агентства.



Кирилл Кобрин : Антон Носик, вместе с другими экспертами, ставит под сомнение подлинность и других снимков ливанского фотографа, работавшего на "Рейтер".



Антон Носик : Там есть фотографии одного и того же дома, разрушенного при бомбежке, но одна подпись гласит, что дом разрушен 24 июля, а следующая подпись к другой фотографии того же дома и той же женщины, стоящей рядом с ним, говорит, что дом разрушен израильской бомбардировкой в ночь на 6 августа.


Есть фотографии пуска ракет с израильского самолета. Там израильский самолет пускай одну ракету, а на фотографии мы видим пять полос, изображающих пущенные бомбы, затем четыре получены с помощью того же инструмента графического редактирования клонирования.


Есть фотографии, которые изображают падение израильских снарядов на город, на которых отчетливо видно, как при редактировании в Foto - shop один слой накладывался на другой. Наконец, есть очень интересная фотография ракеты "Хезболлах", летящей в сторону израильского корабля. Это в лучшем для Аднана Хаджи случае подтасовка, а, если представить себе, что это не подтасовка, а он действительно снимал ракету, летящую в сторону израильского корабля, когда она летела, то он не мог этого сделать иначе, кроме как имея прямую военную информацию от "Хезболлах" о том, что вот мы в эту ночь в данный момент с этой установки обстреливаем именно израильский корабль. Это все-таки военная тайна.



Кирилл Кобрин : Нынешний израильско-ливанский конфликт действительно во многом проходит не только на полях сражений, но и на страницах газет и на экранах телевидения. Это война информационной эпохи. О роли СМИ в этом конфликте говорит политический редактор британской газеты «Таймс» Ричард Бистон.



Ричард Бистон : Роль средств массовой информации в этом конфликте очень важна, потому что представление о том, что происходит на Ближнем Востоке, формируется общественным мнением не только этого региона, но и всего мира. То, как подается эта война средствами массовой информации, причем не только электронными, но и газетами, оказывает значительное влияние на ход войны и на то, какая из противоборствующих сторон может объявить себя победителем.



Кирилл Кобрин : Ричард Бистон считает, что средствам массовой информации очень трудно оставаться объективными в освещении нынешнего ливанского кризиса - из-за возрастающего давления со стороны воюющих сторон.



Ричард Бистон : Очень трудно быть объективным во время войны. Потому что, если вы журналист, то неизбежно освещаете ее с одной стороны. К примеру, если речь идет о войне Израиля и "Хезболлах", журналист может находиться в Израиле или в Ливане. В зависимости от того, на какой стороне он находится, он сообщает о жертвах и ущербе этой стороны. Поэтому единственная возможность достичь объективности (то к чему мы стремимся) - это сбалансированная подача материала, предоставление голоса обеим сторонам конфликта. Так, по крайней мере, можно надеяться на выяснение картины того, что происходит.



Кирилл Кобрин : Многие эксперты считают, что движение «Хезболлах» развернуло настоящую пропагандистскую войну и пока побеждает в ней. Мнение политического редактора газеты «Таймс» Ричарда Бистона.



Ричард Бистон : Прежде всего следует сказать, что "Хезболлах" успешно действует в этом отношении в арабском мире. Как известно, многие западные страны считают "Хезболлах" террористической организацией. Ни в Америке, ни на Западе в целом она не пользуется доверием. Но в арабском мире "Хезболлах" позиционирует себя как единственная сила, способная бросить вызов Израилю. Возможно, неспособная нанести Израилю поражение, но способная причинить ему ущерб, который не способна причинить армия ни одной из арабских стран. "Хезболлах" очень успешно завоевывает симпатии арабской и мусульманской молодежи во всем мире, представляя себя защитником гражданского населения не только в Ливане, но и в Палестине.


В целом, у Израиля есть проблемы в информационной войне, поскольку он воспринимается как региональная сверхдержава, использующая в войне авиацию и танки. Он способен нанести противнику гораздо больший ущерб, чем "Хезболлах". Этот непропорциональный баланс мощи работает против Израиля. Однако и в этом случае люди на Западе испытывают сочувствие к страданиям израильского гражданского населения, видя гибель невинных людей в результате ракетного обстрела городов. Конечно, поддержку позиции Израиля оказывает общественность Соединенных Штатов.



Кирилл Кобрин : Российский интернет-эксперт Антон Носик считает, что пропагандистские успехи исламистской группировки неизбежны в силу различия между авторитарным режимом и демократическим государством.



Антон Носик : Когда у вас есть режим, который ограничивает свободу фотографов снимать и свободу журналистов писать и ограничивает доступ журналистов к источникам, с режимом, который может ограничить иностранному репортеру свободу действий, иностранный репортер для того, чтобы не перекрыли кислород, чтобы не проиграть конкурентам, вынужден договариваться. Он вынужден согласовывать свои кадры. Таким образом, любой тоталитарный строй побеждает в этой тактической схватке любое демократическое государство.




Материалы по теме

XS
SM
MD
LG