Ссылки для упрощенного доступа

Выборы и "отражение страха"


Александр Кынев
Александр Кынев

Политолог Александр Кынев о предстоящем 14 сентября едином дне голосования в России

14 сентября в России пройдет единый день голосования – самый масштабный за последнее время. В 30 регионах будут выбирать губернаторов, в 14 – депутатов областных законодательных собраний. Во многих регионах пройдут муниципальные выборы.

4 сентября в Москве, где в единый день голосования пройдут выборы в Мосгордуму, началось досрочное голосование, которое не проводилось в российской столице с 2008 года. Досрочное голосование за 10 дней до выборов началось и в Санкт-Петербурге. Представители оппозиции заявляли о выявленных в ходе него нарушениях. О том, за какими выборами в единый день голосования эксперты будут следить с особым интересом, Радио Свобода рассказал политолог Александр Кынев:

– 14 сентября в России пройдет большое количество муниципальных выборов. Во всяком случае, если оставить за скобками Крым, на остальной территории страны в 19 региональных центрах изберут органы местного самоуправления, причем в 11 случаях городские Думы в дальнейшем изберут главу города и наймут по контракту сити-менеджера.

Будет также несколько прямых выборов мэров: в Благовещенске, например, в Братске. Так что это довольно значимые и интересные кампании. И интриги в них, на самом деле, гораздо больше, чем на выборах губернаторов, где фактически не зарегистрировали никого из основных конкурентов, поэтому интрига убита.

Главное, за чем будут наблюдать на предстоящих выборах, это явка

Главное, за чем будут наблюдать на предстоящих выборах, это явка. Потому что совершенно очевидно, что после того, как конкуренция была сведена к сугубо символической, по сути была убита, исчез во многом смысл агитационной кампании, и мотивировать людей на участие в выборах очень тяжело. Поскольку все равно власти регионов стремятся демонстрировать некую явку, потому что явка – это символ авторитета губернатора, он же не может избираться с 10 процентами явки, это будет смешно. Поэтому мы видим огромное количество сигналов из регионов о всевозможных махинациях, связанных с попыткой организовать эту самую явку любыми способами.

– В чем это выражается?

– В принуждении к досрочному голосованию. Такие сигналы идут из Петербурга, Ивановской области, Алтайского края, Республики Алтай.

Идет информация о подготовке к прямым манипуляциям в виде "круизного" голосования

Идет информация о подготовке к прямым манипуляциям в виде "круизного" голосования, в виде инструктажей определенных членов комиссий. Не так давно, например, прошли дебаты по 20-му округу Мосгордумы, один из кандидатов прямо там рассказывал о том, как в конкретном округе готовится "круизное" голосование. Так что в целом картина такова, что совершенно очевидно: когда интриги нет и когда явка реально будет низкая, ее будут пытаться компенсировать как могут, а могут у нас сами знаете как. Так что в этом смысле с выборами губернаторов все достаточно печально.

Есть несколько регионов, где есть слабая надежда на второй тур, но это будет зависеть, в том числе, от явки в региональных центрах. У нас же как устроен средний российский регион?

Более протестно голосует город, там более независимое, более самостоятельное население, больше контроля, но явка в городах ниже

Более протестно голосует город, там более независимое, более самостоятельное население, больше контроля за законностью процесса голосования, но явка в городах ниже. И выборы обычно выигрывает периферия, то есть маленькие города и села, где обычно высокая явка и мало контроля. Вопрос победы в один тур в ряде регионов, таких как Мурманская область, Якутия, Республика Алтай, будет решаться именно за счет того, какая будет явка в региональных центрах и какая будет явка на периферии.

– А что с выборами в региональные Законодательные собрания?

– Здесь все гораздо интереснее, поскольку там победитель не один, а много, и, соответственно, вопрос в том, какие конкретно партии пройдут и какова будет динамика. Скажем, в прошлом году динамика всех системных партий, основных, то есть КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия", была для них весьма печальная, они потеряли довольно много голосов. На фоне разочарования в них протестного избирателя, который голосовал за новые проекты либо вообще не приходил голосовать в новых условиях, и явка снизилась, в том числе за счет неявки именно протестного электората. Большой вопрос – что получится на выборах в этом году.

– Чем интересны выборы в Мосгордуму, которые пройдут 14 сентября?

– Если говорить о Московской городской думе, в целом по большинству округов там, где реальная оппозиция не зарегистрирована, интриги тоже фактически нет. Но есть, тем не менее, отдельные округа, где исход не предрешен и возможны некие неожиданности. Например, есть округ на юго-западе, где борются Михаил Вышегородцев, Николай Губенко, кандидат от "Яблока" Елена Русакова, и еще есть округ Леонида Ярмольника, где еще непонятно, чем закончится. Есть в Новой Москве округ, по которому баллотируется бывший мэр Троицка Виктор Сиднев, и против него идет депутат нынешней Мосгордумы от "Единой России" Антон Палеев, и между ними идет очень жесткая борьба. Скажем, есть где-то около пяти округов на выборах в Мосгордуму, где можно предсказать победителя, но возможны и другие варианты.

Социологи говорят, что в последнее время рейтинг Владимира Путина увеличился. Означает ли это, что рейтинг "Единой России", чьи ставленники участвуют в выборах на всех уровнях, также вырос?

– Я бы на социологию не обращал сегодня никакого внимания. Потому что ситуация жесткого информационного прессинга порождает защитные ответы, когда люди говорят не то, что думают, а то, что от них хотят услышать, воспринимая опросы как элемент проверки на лояльность. Поэтому очень большой процент отказов отвечать, очень большой процент людей, которые просто врут. Это абсолютно нормальная ситуация в условиях информационной истерии и давления на людей, когда пропагандистская риторика говорит о врагах, о "пятой колонне", обещает им всякие разные неприятности. Поэтому люди просто-напросто дают нормативные ответы от слова "норма", отвечают так, как им кажется, что они должны ответить. Ну, и это примерно то же самое, что где-нибудь в позднем Советском Союзе провести опрос по отношению к КПСС, думаю, ее рейтинги тоже были бы за 90 процентов, хотя это ничего не значило. Что касается этих формальных процентов, они отражают не рейтинг, они отражают страх.

XS
SM
MD
LG