Ссылки для упрощенного доступа

Дьявольская бензоколонка Владимира Путина


Международный конкурс карикатуры "Дьявольская бензоколонка" его организаторы решили приурочить ко дню рождения Владимира Путина. В программе "Дороги к свободе" Виталий Портников беседует с карикатуристами Валерием Круговым и Виктором Голубом.

Виталий Портников: Наши гости сегодня необычные — карикатуристы, Валерий Круговой, один из организаторов 4-го международного конкурса карикатуры, который называется «Дьявольская бензоколонка», и победитель первого этапа этого конкурса Виктор Голуб. Еще один участник нашей программы «Рудый Панько» - это главный приз конкурса, который получил в ходе первого этапа Виктор Голуб. Сейчас проходит следующий этап международного конкурса карикатуры, который приурочен к дню рождения президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Я не уверен, глядя на карикатуры, которые мне показали перед эфиром наши гости, что Владимир Владимирович будет особо рад тем изображениям, которые смогут увидеть участники конкурса. Кстати, я так понимаю, что та экспозиция, которая была сформирована в ходе первого этапа конкурса, она уже может быть в центре внимания зрителей?

Валерий Кругов: Дело в том, как проект возник, я расскажу. Экспозиция сейчас в Болгарии демонстрируется, но планируется в Харькове, еще будет в Полтаве и в Ровно уже была. В Болгарии сейчас выставка проходит в Габрово в музее юмора.

Виталий Портников: Скажите, политическая карикатура ведь нам всем известна с советских времен, когда мы видели в газетах «Правда» и «Известия» карикатуры против поджигателей войны. Это было самое любимое занятие советской прессы. Великий карикатурист Борис Ефимов, который рисовал карикатуры на работу различных радиоголосов, в том числе и на работу Радио Свобода, он потом нам эти карикатуры подарил, и они сейчас украшают наше московское бюро, подлинники этих работ Бориса Ефимова. Сейчас политическая карикатура изменилась по характеру или все-таки это советская традиция, только уже наоборот?

Виктор Голуб: Скорее всего нет. Дело в том, что современные карикатуристы избегают пропагандистской карикатуры. По объявленным темам нельзя было молчать, настолько они актуальны, настолько они болезненные для Украины, и я с удовольствием в них участвовал.

Виталий Портников: А что были за темы?

Виктор Голуб: Первый этап конкурса назывался «Украинский выбор», Украина и Европейский союз, то есть, куда пойдет Украина. Я с удовольствием рисовал на эту тему очень много работ.

Виталий Портников: Я так понимаю, что это карикатура, которая победила. Покажите ее нам. Вы хотите эту выставку привести в Новоогарево?

Валерий Кругов: Пригласят — с удовольствием покажем. Я пытался российским карикатуристам предложить эту выставку, но мне сказали, что сейчас это небезопасно. Кстати, в Габрово, когда выставку еще не открыли, посетители уже ходили, прибегает ко мне один из руководителей музея и говорит: «Вы знаете, там две семьи из Москвы, они совершенно в восторге, говорят, что уже нельзя такую выставку увидеть в России, потому что цензура жесточайшая в этом смысле. Может вы им что-то скажете?». Я вышел, подарил каталог по первому этапу «Украинский выбор», они были очень в восторге. Люди думающие понимают, что к чему, и оценивают карикатуру.

Виталий Портников: Вы знаете, одна из главных проблем сегодняшней российской политической жизни, вообще российского общественного существования, то, что мы заметили, то, что действительно изменилось, когда началась аннексия Крыма, началась война на Донбассе — это отсутствие чувства юмора, все стало восприниматься очень серьезно. Даже иронические замечания, которые не требуют никаких дополнительных комментариев, они воспринимаются как оскорбление. Это происходит и на уровне российской власти, и на уровне обывателей. Я несколько раз замечал, что люди мне предъявляли претензии: вот ты оскорбил народ. Хотя речь шла о каком-нибудь ироническом образе гоголевском или щедринском в статье. Я вспомнил, что были такие же времена в России в 19 веке: «И такие Гоголи, чтобы нас не трогали».

Валерий Кругов: Здесь еще момент, что второй конкурс «Дьявольская бензоколонка» приурочен к дню рождения Путина, но те люди, которые могут участвовать — это профессиональные карикатуристы, они решили, что этим самым, подставляя под перо художника-карикатуриста Путина, мы оскорбляем Россию. У них уже явный перекос идет тот, что Россия — это Путин. Вообще чудовищные какие-то вещи происходят. Так сложилось, представители 8 стран, профессиональные карикатуристы вошли в состав жюри. Причем это звезды своих стран, потому что они профессионалы, и сами организовывают свои проекты, заподозрить их в какой-то ангажированности невозможно. Мне пришла идея второго конкурса в два часа ночи, через сутки у меня уже полностью был сформирован состав жюри. И тут еще какой момент интересный, что отказов не было вообще. Даже я когда первый конкурс проводил, были отказы — времени нет и так далее. То здесь, видимо, я обратился к тем людям, которые изначально были подготовлены к этому. Мало того, я пригласил двух карикатуристов известнейших, Михаила Златковского, который практически стоит у истоков карикатуры в современной России с начала 1970-х годов, он согласился сразу. Причем я ему сказал, что: «Вы понимаете, что конкурс очень острый, и проблемы могут быть?». Он, тем не менее, не отказался. Второй карикатурист из Санкт-Петербурга Богорад, он тоже не отказался. Хотя была потом статья разгромная, она небольшая, но в стиле 1937 года, в «Комсомольской правде».

Виталий Портников: Десятилетий уже восемь врет.

Валерий Кругов: В таком интересном стиле клеветническом. Корреспондент пишет, что мы хотели взять интервью у Златковского, он отключил телефоны. И резюмировали его...

Виталий Портников: Антисоветский конкурс.

Валерий Кругов: И еще интересно, резюмировали они так: «Интересно, а кто же из художников осмелится в этом конкурсе из российских принять участие?».

Виталий Портников: Но ведь в первом этапе вашего конкурса участвовало немало российских карикатуристов.

Валерий Кругов: Россияне доминировали. Причем участвовали практически все известные карикатуристы. Мало того, Сергей Тюнин участвует и в этом конкурсе, прислал свои работы. То есть если бы прислали совершенно антагонисты по нашему мировосприятию наших событий, то у нас никакой нет цензуры, мы все размещаем. Но присылали карикатуристы, один даже попросил, чтобы под псевдонимом, потому что я с ним списался и предложил, что не буду озвучивать его фамилию, но мы анонимов не принимаем. Он попросил, чтобы не озвучивать его фамилию.

Виталий Портников: Мы поговорили о чувстве юмора в России, а очень важно действительно разобраться, что с чувством юмора в Украине в ситуации, когда идет война, когда у людей ожесточены все нервные окончания, когда в разных регионах Украине пытаются понять, что происходит, по-разному относятся. Вот вы из Херсона, а Виктор с западной Украины. Тут возникает вопрос: как жители Галитчины, они с большим восторгом отнесутся к карикатурам, допустим, на Майдан или на украинскую армию, которая пытается сейчас навести порядок в освобожденных районах Донецка и Луганска, или на украинскую Национальную гвардию, на тех патриотов, которые борются с российскими диверсантами на Донбассе. На них карикатура — это как во Львове воспримут, или в Ивано-Франковске, с радостью разве?

Виктор Голуб: Смотря, какая карикатура.

Виталий Портников: Злая.

Виктор Голуб: Если она злая, я думаю, что не воспримут.

Виталий Портников: У вас же злые карикатуры, они не добрые.

Виктор Голуб: У меня есть опыт по поводу выставок. До дня независимости, до дня города я выставлял свою выставку, там было более 70 работ. Там били злободневные, я акцентировал на сегодняшние события. Там принимали очень хорошо, подходили, благодарили за гражданскую позицию и за то, что я есть.

Виталий Портников: У меня другой вопрос: привезут работы Виктора в Херсон со всеми этими антипутинскими мотивами, у вас не найдется людей, которые будут возмущены?

Валерий Кругов: Не знаю, честно говоря, не могу ответить на этот вопрос. Я вам сразу сообщю, как восприняли херсонцы. Дело в том, что из южных областей, Херсонской области, я посмотрел даже по этническому составу — это больше украиноязычных среди южных областей. Так что я не думаю, что тут какие-то расхождения с остальной Украиной будут в плане восприятия. Я бы еще хотел дополнить, ощущение 1937 года, как ко мне пришло. Прием работ первого этапа конкурса начался 5 декабря. Была видно, что революционная ситуация складывалась, я сразу решил, что нашу революцию надо сопроводить конкурсами. Пока у нас два этапа проходят революции, хотя некоторые телеканалы говорят, что мы в постреволюционной ситуации. На самом деле это одна из ступеней развития революции. И уже 7 числа стали приходить карикатуры. Я специально не делал ограничение по количеству работ, поэтому художники присылали огромное количество работ из 32 стран. Это было в он-лайне. То есть люди воспринимали наши события, как они воспринимали из этих всех стран, они это и показывали. Причем опять же, никакой цензуры не было, но тем не менее, направленность была, так как это люди думающие, люди анализирующие, профессионалы, они правду показывали, как мы это воспринимаем. Второй конкурс — это уже просто спонтанно возникло, хотелось Владимира Владимировича поздравить — это «Дьявольская бензоколонка» и тоже очень хороший отклик был. Сегодня первый день подведения итогов будет, 7 числа мы уже объявим победителей. Так что, я думаю, мы порадуем кое-кого. По крайней мере, как минимум я отошлю свои предложения правительству Российской Федерации по организации такой выставки, и президенту, его администрации.

Виталий Портников: Вас сочтут провокатором.

Валерий Кругов: Какой провокатор?

Виталий Портников: Украинский.

Валерий Кругов: Это не так. По паспорту я русский, я русскоязычный. Я считаю, что то, что сейчас творится в России — это вообще никуда не годится, поэтому родственники у меня там есть. Тоталитарное государство — хуже этого нет.

Виталий Портников: Известный факт, что авторитаризм побеждается именно смехом. Когда над ним начинают смеяться, как смеялись над советским режимом — это уже первый этап к тому, что мы приступаем к демонтажу такого режима.

Валерий Кругов: Еще один момент интересный. Как только я объявил второй этап конкурса «Дьявольская бензоколонка», сразу один из карикатуристов российских выступил и сказал, что это фашистский конкурс.

Виталий Портников: Потому что вы цитируете Маккейна. А с кем воевал Советский Союз во Второй мировой войне? Очевидно, с Соединенными Штатами.

Валерий Кругов: Поэтому оценка была дана большая. В связи с этим я обязательно вышлю. Сочтут меня провокатором, не сочтут, просто это мнение не то, что мое личное или одного из карикатуристов, а это мнение карикатуристов многих стран. В первом 32 страны приняло участие, а в этом 23.

Виталий Портников: Вы видели работы своих коллег, они понимают происходящее в Украине и в России?

Виктор Голуб: Осень хорошие работы. Жаль, что не участвуют россияне, за исключением двух, у них очень сильные ребята, очень сильные карикатуристы. Я хотел бы добавить, после конкурса, посвященного Олимпиаде в Сочи, в России не объявлено ни одного конкурса карикатуры. Я не говорю о каких-то остро политических, вообще нет никаких.

Валерий Кругов: Когда написал открытое письмо российский карикатурист, я ему в ответ открытое письмо написал и предложил: вы тогда в защиту Путина объявите конкурс, мы примем участие.

Виталий Портников: Вы помните, в советское время было искусство политической карикатуры, но оно всегда было направлено против, и было искусство плаката, которое было направлено всегда за. Были выдающиеся художники-плакатисты. Эта школа, так это обычно бывает, она есть только в таких странах, как Советский Союз, Северная Корея, она куда-то делась. Наверное, российским карикатуристам нужно еще время, чтобы одним переквалифицироваться в пропагандисты, рисовать карикатуры про страшный Запад, уничтожающий Россию, а другим необходимо переквалифицироваться в плакатисты, которые будут рисовать красивые плакаты про Путина, «Единую Россию» и прочие элементы тамошней действительности.

Валерий Кругов: Вы знаете, мне кажется, что такой адаптационный период не нужен в данном случае, потому что карикатуристы, если это профессиональный художник, он аналитик, он режиссер, потому что он композицию создает, он историк, то есть он в себе сочетает множество ипостасей так называемых. Поэтому я не думаю, что время адаптации надо. Если карикатурист выбрал стезю, что он полностью поддерживает политику Владимира Владимировича, он так и рисует. Если нет, он не участвует, потому что это просто опасно.

Виктор Голуб: Я хотел бы добавить, что те художники, которых мы знаем и уважаем, вряд ли опустятся до чисто пропагандистской карикатуры. Хотя на первом этапе конкурса были некоторые работы, которые были против.

Виталий Портников: Были же антиимпериалистические карикатуристы, как тот же Борис Ефимов, как Кукрыниксы, которые были совершенно блестящими пропагандистами. С другой стороны, надо признать, что талант Кукрыниксов, за что мы их любим — за Великую отечественную войну, а вовсе не за период до 1941 года и после 1945-го. Потому что талант настоящего человека, мастера, я бы сказал, тогда, когда он не врет. А когда ты врешь, каким бы рисовальщиком ты ни был, в этом чувствуется что-то фальшивое.

Валерий Кругов: Если бы они четко знали и понимали, чувствовали, самое главное, что они правы, а мы не правы, то они бы три конкурса организовали или четыре.

Виталий Портников: Мы можем обратиться в идеологический департамент «Единой России» и к прочей идеологической обслуге российского режима, что пора уже проводить конкурсы, рисовать карикатуры про Обаму, про Порошенко, про Ангелу Меркель, в общем весь мир врагов. Ведь поле для такой пропагандистской человеконенавистнической деятельности сейчас у российской карикатуры огромное, Россия просто окружена врагами и на этих врагов сколько карикатур можно нарисовать, а мы все вместе посмеемся.

Валерий Кругов: Кстати, по второму конкурсу там есть и на Меркель, и на Олланда, но с нашей стороны. Карикатуры с точки зрения непонимания Европой ситуации и так далее.

Виталий Портников: А на украинскую власть нынешнюю рисуют карикатуры?

Виктор Голуб: Я не рисую, честно говоря.

Виталий Портников: Боитесь или вам неинтересно?

Виктор Голуб: Нет, не боюсь, но мне действительно неинтересно. Я не очень властью доволен, но опускаться рисовать как-то нет.

Виталий Портников: Потому что война или потому что она не смешная?

Виктор Голуб: Наоборот, смешная до слез — можно так сказать.

Валерий Кругов: Здесь еще один момент: недавно один проект наш друг из Полтавы закончил — наши политики в виде карт. Это буквально недели полторы назад. Так что наших политиков тоже рисуют.

Виталий Портников: Прямо колода? И кто там туз — Порошенко?

Валерий Кругов: Ситуация была отработана, что наши политики в виде колоды карт, достаточно острая.

Виталий Портников: Я думаю, что Путину можно послать на день рождения эту колоду, он порадуется.

Валерий Кругов: И это тоже можно. Так что посылка набирается солидная.

Виталий Портников: В будущем, как вы считаете, удастся вернуть российских карикатуристов в международные конкурсы или надолго такое заболевание?

Виктор Голуб: Они в международных конкурсах участвуют.

Виталий Портников: Я имею в виду, если будут такого типа конкурсы политизированные, где будет ясна задача.

Виктор Голуб: Серьезные карикатуристы в политических конкурсах мало участвуют. Потому что нет четкой убежденности, что та сторона права.

Валерий Кругов: Поэтому я и говорю, что они не организовали свои конкурсы. Может быть они организуют. Посмотрим, какой будет их ответ и будет ли вообще. Дело в том, что европейский мир очень активно участвует. В частности, Либер Хансон, шведский карикатурист, прислал работу. Из Ирана есть отличные карикатуры, из Азербайджана, из других стран. Там карикатура острее звучит, потому что на нее обращают внимание, там культура комиксов выше и больше людей этим увлекаются. У нас выставки хорошо посещают, отлично воспринимают, но в прессе мало используются карикатуры.

Виталий Портников: Но это в последние годы. Потому что в постсоветское время ведущие российские газеты, даже украинские всегда использовали карикатуру как такой элемент, я бы сказал, политической выразительности.

Валерий Кругов: Дело в том, что при последнем нашем правителе, слава богу, сбежавшем, политические карикатуры, в моей практике что было, я рисовал политические карикатуры, относил в газету, и у меня два раза было, когда оплачивал главный редактор карикатуры и не печатал.

Виталий Портников: Потому что они были на Януковича.

Валерий Кругов: Там не только на Януковича были, но тем не менее.

Виталий Портников: Это, кстати, тоже о многом говорит с точки зрения того, как существует режим, когда людям готовы платить деньги, чтобы они молчали, такая плата за молчание.

Валерий Кругов: Меня не предупреждали. Я три дня жду, неделю жду, звоню, они переносят. А потом оказывается, что это не востребовано, потому что карикатура — дело горячее. Оно в данный момент актуально, в следующий момент не будет так актуально.

Виталий Портников: Можно сказать, что родился жанр военной карикатуры, судя по тому, что вы рисуете сейчас?

Виктор Голуб: Я хотел бы добавить, буквально я буквально пришел из журнала, где печатают подборку, посвященную украинской армии и вообще на патриотическую тему. Там есть антипутинские карикатуры, есть в поддержку армии. В октябре выйдет первый номер, где будет подборка, там рисунков 15-20.

Валерий Кругов: Как возник вообще этот проект. Дело в том, что в 2009 году я провел первый конкурс, тогда уже было видно, что юмор у нас присутствует, а сатиры нет. Поэтому вот этот проект, фестиваль должен был реализоваться в виде символа, то есть главного приза, появился «Рудый Панько». Вы знаете, о нем малоизвестно, он не визуализировался никогда, художники его не рисовали. Это тот пасечник, который издал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Что интересно, на самом деле конец 18 века описывает Гоголь, это как раз тот средний класс, который тогда был, свободный человек, который работяга, фактически держал на свои плечах Украину.

Виталий Портников: И знал, что пчела может очень сильно укусить по опыту своей работы.

Валерий Кругов: То есть это очень свободолюбивый человек. К тому же он финансировал, как Николай Васильевич утверждал, издание. То есть это понимающий искусство человек. Тем более, если внимательно прочитать предисловие к «Вечерам» от Панька, то там можно найти очень интересные моменты, и они созвучны тому, что сейчас у нас происходит. То есть фактически люди меняются с точки зрения психологии. Психологически по проблематике своей они ничем не отличаются, что было в 18 веке, что было в 19 веке, к сожалению.

Дороги к свободе. Дьявольская бензоколонка Владимира Путина
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:25:00 0:00
Скачать медиафайл

XS
SM
MD
LG