Ссылки для упрощенного доступа

Посередине воды


Калязинская колокольня
Калязинская колокольня

Калязинская колокольня оказалась под угрозой – хотя власти и церковь считают этот исторический памятник символом непотопляемости России

Администрация города Калязина и городской фонд "Возрождение" проводят кампанию по сбору средств на спасение колокольни Никольского собора, стоящей на искусственном острове посередине Угличского водохранилища. Известный символ России, памятник начала XIX века, колокольня чудом уцелела при строительстве каскада гидросооружений на Волге и теперь снова оказалась в опасности.

Колокольня в начале XIX века была пристроена к Никольскому храму Николо-Жабенского монастыря. Это пятиярусная звонница в стиле классицизма высотой в 75 метров, на которой в свое время размещались 12 колоколов. В 1939 году при расширении русла Волги для строительства каскада гидросооружений старая часть Калязина вместе с монастырем оказались в зоне затопления. Собор был разрушен, а колокольню оставили – по некоторым данным, планируя использовать ее в качестве маяка, полезного из-за крутого поворота реки. В конце 1980-х годов колокольню укрепили, поскольку она накренилась из-за непрочности фундамента, а вокруг нее насыпали искусственный остров с причалом для лодок.

Знаменитая на весь мир колокольня, которую называют "плывущей по водам", не должна оставаться в таком состоянии

Теперь эта "полузатопленная колокольня" – главный символ и туристический аттракцион Калязина, привлекающий множество верующих и зевак, а также символ отношения советской власти к религиозным памятникам, – как считают эксперты, вновь оказалась под угрозой. Обеспокоенные состоянием знаменитой постройки граждане обратились к Патриарху Московскому и всея Руси и министру культуры России с просьбой посодействовать включению колокольни в федеральную целевую программу реставрации объектов культурного населения на 2016 год. Их обращение поддержала районная администрация.

О планах спасения колокольни Радио Свобода рассказал директор фонда "Возрождение", староста прихода храма Вознесения Христова в Калязине Сергей Круглов.

– Колокольня Николаевского собора стоит, как известно, посередине волжской воды. Вокруг нее насыпан искусственный остров, но в последнее время этот остров стал размываться. Поэтому необходимо провести работы по исследованию основания колокольни и укрепить берега этого искусственного острова. Разрабатывался проект реставрации колокольни, но параметры долгое время не были согласованы (речь идет о штукатурке, восстановлении архитектурных элементов, лепнины) и, главное, не разработана проектная документация по исследованию основания строения. Все это вызывает у нас тревогу. Люди желают поучаствовать в поиске денежных средств, чтобы как можно быстрее начались реставрационные работы.

– А денег на это нет в бюджете? Колокольня ведь – объект культуры федерального значения.

– Нужно прежде "войти" в федеральную программу. Проектная документация разрабатывалась несколько лет и лежала как бы под сукном, несогласованная. Нужно было дать толчок, чтобы довести все до ума, чтобы с этой документацией можно было бы работать.

– Вам понятно, как получилось, что колокольня оказалась под угрозой? Она – один из самых знаменитых российских памятников истории, как получилось так, что никто особенно не следит за его состоянием?

– В этом и состоит наша тревога: казалось бы, это известный памятник, символ непотопляемости российского государства и Русской православной церкви, как патриарх Кирилл отметил. Значение этого памятника для нашей страны велико, все об этой колокольне знают, но что-то до сих пор нет значительных шагов в сторону того, чтобы проектная документация была согласована и начались работы.

– Горько и смешно будет, если колокольня утонет после всех заявлений о непотопляемости государства и РПЦ. Насколько известно, в летнее время на искусственный остров вокруг колокольни можно добраться по малой воде. Вы давно там были?

Большего уклона колокольни в сторону фарватера Волги, в направлении на северо-восток, не заметно. Но дополнительных исследований в этом отношении не было, мы не знаем точно, есть ли прогрессия ухода от вертикали

– В этом году сложилась уникальная ситуация, очень низкий уровень воды. Осадков было мало, и основание колокольни, и часть затопленного города оказались на поверхности, вышли из-под воды. Достаточно долго, в течение, наверное, месяца, часть затопленного города была видна, по нему можно было ходить. Специалисты как раз и говорят, кстати, что изменение среды вредно сказывается на фундаменте колокольни – начинается выветривание, отслаивается кирпич (звонница сложена из местного кирпича, изготовленного из калязинской глины). Знаменитая на весь мир колокольня, которую называют "плывущей по водам", не должна оставаться в таком состоянии.

– А подвалы колокольни затоплены?

– Основание колокольни, цокольная часть затоплена. Искусственный остров вокруг колокольни насыпан в конце 1980-х годов, решением тогдашнего министра культуры, и непропорциональность первого яруса видна невооруженным глазом. Никольский собор уже не существует, от него остались только фрагменты основания и цокольной части. В этом году я лично по развалинам ходил, смотрел, снимки сделал.

– Колокольня наклонена или нет?

– Наклонена, и наклон не устранен. Были замеры (тоже в 80-х годах, когда проводили последнюю реставрацию), по вертикали отклонение от вертикали составляло примерно 21 сантиметр. Сейчас, после дополнительного исследования, большего уклона в сторону фарватера Волги, в направлении на северо-восток, не заметно. Но дополнительных исследований в этом отношении не было, мы не знаем точно, увеличился ли наклон.

– Колокольня – часть большого храмового комплекса, который был разрушен в связи с появлением водохранилища. Говорят, что советская власть собиралась превратить колокольню в маяк. На ваш взгляд, в этой колокольне Божий дух остается?

Калязин. История затопления

– Да, такая идея вынашивалась, чтобы колокольня стала ориентиром для проходящих судов. Но точно не известно, что именно стало причиной сохранения колокольни, почему ее не взорвали. Я считаю, что это особый промысел, особое благоволение Николая Чудотворца к нашим местам. Калязин пережил набеги и монголо-татар, и польско-литовских захватчиков, а последнее озарение связано с периодом Волгостроя, с действиями НКВД, когда основная часть города погрузилась на дно. После всех этих разрушений на одном и том же месте возникала церковь Николая Чудотворца, и до сих пор там осталась колокольня Николаевского собора. На левом берегу Волги находился Троицкий Калязинский мужской монастырь, основанный в XV веке преподобным Макарием Калязинским. Хотя там мелководье, монастырь мог бы остаться над поверхностью, большевики его полностью снесли. А вот колокольня осталась.

– Если бы у вас была неограниченные власть и финансовые ресурсы, что бы вы сделали с колокольней? Надо восстанавливать храм, насыпать остров дальше? Или просто оставить все без изменений – как памятник обращения со святынями в России?

– Я думаю, что надо оставить все как есть. Особой необходимости восстанавливать храм нет. Здесь так уже сложилось, что колокольня стала особым символом, символом меняющихся прошлого, настоящего, будущего. Это как гвоздь в стене, который если вытащишь – вся стена рухнет. Часовню можно устроить и внутри колокольни, если такая необходимость возникнет. Если будут проведены реставрационные работы, можно организовать внутри часовню, смотровую площадку и восстановить звонницу. Тем более уже есть два современных колокола – один повесили калязинцы, которые истосковались по колокольному звону, а другой колокол пожертвовала организация "Русгидро".

– Это наследники тех людей, которые водохранилище соорудили?

– Эта компания является наследницей всего гидрокаскада. Юбилей "Русгидро", 70-летие, как раз совпал с юбилеем колокольни – 210 лет исполнилось, и они пожертвовали колокол весом 320 килограммов. И сейчас с колокольни можно звонить. Колокольня – это такой своеобразный памятник, не только чего-то разрушенного, ушедшего, что не вернется никогда, но и памятник надежды на возрождение нашего государства. Много граней открывает она.

– Есть уже какой-то практический итог вашей широкой гражданской инициативы? Какие-то деньги пришли? Из высоких кабинетов реакция какая-то поступила на инициативу калязинцев?

– Из высоких кабинетов – пока нет. Местные предприниматели нас поддерживают. Возможности у нас небольшие, но мы хотя бы провели независимую экспертизу уже сделанной части проекта и сдали документы на согласование в Комитет по культурному наследию Твери. Если проектная документация будет согласована, то в дальнейшем может появиться реальная возможность вступить в государственную программу по финансированию. Мы рассчитываем, что будут проведены исследования, что будет дальнейший сбор средств и можно будет доработать документацию по укреплению насыпной площадки, раз уж она существует. Ведь к колокольне люди приезжают и частным образом, сюда подходят катера с туристами, организованными группами. То есть интерес к этому памятнику очень большой, даже стихи о нем пишут, – рассказал Радио Свобода староста прихода храма Вознесения Христова в Калязине Сергей Круглов.

"Калязинская колокольня, печальный образ России на протяжении многих лет влечет к себе туристов и паломников из разных уголков России, – разъясняют министру культуры и патриарху авторы обращения о спасении исторического объекта. – Одинокая колокольня посреди водной глади – все, что осталось от некогда шумного торгового города Калязина, в первоклассный Троицкий монастырь которого наведывались великие русские цари и полководцы".

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG