Ссылки для упрощенного доступа

Пожар по имени Корбин


Лондон горит. Улицы во власти разбушевавшихся толп и погромщиков, полиция объявила бессрочную забастовку. Из разоренной Британии бегут, распродавая дворцы и усадьбы по дешевке, русские олигархи. А премьер-министра спасает ООН, эвакуируя его на вертолете.

Такую картину нарисовала бульварная газета Mail On Sunday в антиутопической фантазии на тему: что будет со страной, если Джереми Корбин станет не только новым лидером Лейбористской партии, но и, победив на выборах 2020 года, главой британского правительства. Согласно этому сценарию, Корбину потребуется всего два года, чтобы ввергнуть страну в хаос с помощью грубой и неуклюжей национализации всего и вся, резкого наращивания государственных расходов, повышения налогов до 95 процентов, захвата Банка Англии и так далее. К тому же американцы, с которыми Корбин насмерть поссорится, введут запрет на закупку британских товаров. Страну по настоянию США исключат из НАТО – после того, как лейбористское правительство "продаст ядерные подлодки по бросовой цене президенту Путину".

Сценарий этот выглядит фантастическим, но надо вспомнить, что во второй половине 1970-х годов находившееся у власти в Великобритании лейбористское правительство чуть было не довело страну до чего-то подобного. Выключалось электричество, улицы были завалены мусором, в некоторых городах бастовали сотрудники кладбищ, и умерших нельзя было похоронить. Бушевала инфляция, налоги на так называемый не заработанный (то есть не зарплата, а прибыль от бизнеса) доход приближались к 98 процентам. Талантливые люди и большие деньги улетучивались из страны, к началу 1980-х Великобритания была истощена. Всерьез поговаривали о переквалификации Британии в государство "третьего мира", недаром правительство возлагало все надежды на кредиты МВФ. Потребовалась железная рука Маргарет Тэтчер, чтобы – больно, резко, но тут уж не до цирлих-манирлих – вытаскивать страну за волосы из болота.

Критики обвиняют Корбина в том, что он, исходя из крайне левых взглядов, не прочь бы довести до конца социалистический эксперимент 1970-х. Впрочем, заявленная им экономическая программа не выглядит столь уж экстремистской. Главное в ней – отказ от мер жесткой экономии, осуществляемых консерваторами. В программе – смесь кейнсианских методов (государственное финансирование крупных инфраструктурных проектов и поощрение роста) и элементов этатизма: национализация железных дорог, некоторых банков и энергетики. Вроде бы умеренное повышение налоговых ставок на корпорации и личные состояния богачей. Заверения в поддержке малого и среднего бизнеса.

Корбина подозревают в симпатиях к президенту Путину и его политике

Но у меня возникли сомнения: насколько Корбин искренен? В интервью телеведущему BBC он произвел впечатление человека лукавого. Ведущий пытался заставить Корбина признаться в том, что он – марксист. "Интересный вопрос, я много о нем думал… наверно, я недостаточно читал Маркса… Но, думаю, что его анализ перехода от феодализма к капитализму очень интересен. И мы многому можем у него научиться", – сказал Корбин. Трудно поверить, что левый социалист, почти коммунист, автор газеты Morning Star, так за свою долгую жизнь и не сумел разобраться в сути марксистского учения, а интересовался лишь работами Маркса, посвященными генезису рыночной экономики. Звучало это заявление как сказка для среднего класса – аудитории BBC. Но в таком случае стоит ли верить и заверениям в умеренности, может быть, и они – лишь прикрытие истинных замыслов?

Корбина подозревают в симпатиях к президенту Путину и его политике. Действительно, он утверждал, что действия России на украинской территории "не являются неспровоцированными" и что "есть большой вопрос относительно намерений Запада на Украине". Правда, при этом заявлял, что не оправдывает и действий Москвы. Не стоит, впрочем, преувеличивать: я подсчитал, что Корбин выступал за два последних года в парламенте больше ста раз (если считать все развернутые вопросы и реплики), но лишь одно из этих выступлений было посвящено России и Украине. Ну и еще статью написал для издания своей любимой кампании "Остановите войну", в которой утверждал, что "НАТО окружает Россию, и это – одна из главных угроз нашего времени". Но все же Россия – где-то на периферии его внимания.

Но что же в таком случае в центре? Одной, но пламенной страстью Корбина остается идея одностороннего ядерного разоружения. Теперь он говорит на эти темы осторожнее, призывая к постепенному всеобщему отказу от атомного оружия. Еще одна центральная тема – солидарность с палестинцами в их борьбе против "израильской оккупации". Прославился Корбин и скандальными контактами с политическим крылом Ирландской республиканской армии, причем не в более поздние времена умеренности, а в годы террористических войн. Да еще и славословиями в адрес покойного венесуэльского лидера Уго Чавеса.

Уподобляясь Москве, Корбин считает, что во всех войнах, которые вели в последние годы западные страны, права человека были лишь прикрытием, истинная цель – захват природных ресурсов. От этой позиции лишь один шаг до того, чтобы объявить теракт против башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке в сентябре 2001 года делом рук ЦРУ и "Моссад". Сам Корбин такого публично, по крайней мере, не произносит, но тот факт, что он энергично защищал викария Стивена Сайзера, стоящего именно на этих позициях, говорит о том, что потенциальному лидеру лейбористов подобные воззрения не совсем чужды.

Российские бойцы психологических войн насмешили, объявив, что развязанная против Корбина "травля" имеет главной своей целью "показать, что будет с каждым политиком, который захочет иметь дело с Russia Today или вообще с Россией". Смешно. Травля – не травля, а деятели лейбористской партии (включая трех других кандидатов на пост лидера, бывших премьер-министров Тони Блэра и Гордона Брауна, и многих других) действительно предельно обеспокоены перспективой избрания Корбина главой партии, потому и призывают рядовых членов партии одуматься. Россия и ее великий пропагандистский телеканал тут совершенно ни при чем. Блэр и его коллеги настоящие и прошлые, понимают, что никаким премьер-министром Корбину не стать, что зря бульварные газеты пугают своих читателей. Но вот партию он может буквально уничтожить – и очень быстро.

Авторитетный социологический центр YouGov провел детальный опрос сторонников Корбина, чтобы выяснить их взгляды и сравнить их с мнением среднего британца. И вот что выяснилось: 85 процентов "корбинистов" выступают за значительное перераспределение общественного богатства (отнять и поделить), в то время как среди населения в целом такой призыв готовы поддержать лишь 29 процентов. 86 процентов сторонников левого кандидата – за тотальную национализацию энергетических компаний, с чем согласен 31 процент в целом по стране. 61 процент леваков хотят ликвидировать монархию, но лишь каждый пятый житель страны считает себя республиканцем. Этот список можно продолжать долго – практически по всем важным позициям Корбин и его сторонники оказываются в явном, абсолютном меньшинстве.

Предыдущие выборы лейбористы проиграли потому, что большая часть их избирателей ушла от них – не к либералам, не к "зеленым" и не к социалистам-троцкистам, а к консерваторам. Ушли избиратели, так как сочли политическую платформу предыдущего лидера партии Эда Милибанда слишком социалистической. Как же можно рассчитывать вернуть их симпатии, предложив то же самое, только в еще более концентрированном, радикальном, пугающем виде? Никак.

Старейшая в мире демократия так просто не сдастся, у нее за века накопился достаточный запас прочности

Но, собственно, Корбин и его команда, кажется, особенно и не рассчитывают на победы на выборах – но лишь на то, чтобы "вернуть лейбористскую партию к ее социалистическим корням". И в этом они, судя по всему, преуспеют. Победу им фактически обеспечила проведенная при том же Эде Милибанде странная реформа. Теперь можно получить право голоса, не только вступив в партию, но и просто зарегистрировавшись в качестве ее официального "сторонника", для чего нужно лишь заплатить за такое удовольствие три фунта. Кроме того, тот же статус можно получить через членство в профсоюзе. В результате число партийных "избирателей" выросло больше чем на 80 процентов. Среди влившихся очень много левых – коммунистов, троцкистов, "зеленых". Но, как ни странно, и крайне правых. По призыву некоторых консерваторов они временно стали "лейбористами", чтобы обеспечить победу именно Корбину и, как они считают, тем самым покончить с левой оппозицией раз и навсегда.

В результате избрания Корбина в партии, скорее всего, произойдет глубокий раскол. Она перестанет быть сколь-либо серьезной силой в парламенте. Корбин вынужден будет заниматься тем, в чем он всю жизнь являлся профессионалом, – организацией уличных кампаний протеста, внепарламентской политикой. Значит, страну могут ждать волны забастовок, бесконечных демонстраций, пикетов и так далее.

Все это плохо и для консерваторов, зря некоторые из них злорадствуют. Нормальному правительству, нормальному парламенту необходима настоящая активная и влиятельная оппозиция, иначе есть риск превратиться в подобие "Единой России". Конечно, Кэмерон как-то не очень подходит на роль британского Путина. Старейшая в мире демократия так просто не сдастся, у нее за века накопился достаточный запас прочности. И не такое переживали.

Андрей Остальский – лондонский политический комментатор, востоковед

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG