Ссылки для упрощенного доступа

Украли утро


"Утро вечера мудренее"

Народная мудрость

Научный мир давно уже озабочен технологическими проблемами искусственного интеллекта, который сулит его создателям неизмеримые преимущества в разных сферах деятельности. Однако способы создания аналогов человеческого разума приводят к противоречивым результатам, если учитывать моральные и этические критерии. Например, программа AlphaGo производства Google выиграла у чемпиона мира по игре в древнюю китайскую игру го, сложность которой обусловлена тем, что игрок часто полагается на интуицию. Это серьезный технологический прорыв в создании искусственного интеллекта.

Иной результат получили разработчики Tay от Microsoft – менее чем через сутки после начала работы пришлось остановить его работу из-за оскорбительных сообщений бота. Создатели Tay рассчитывали, что искусственный интеллект будет совершенствоваться в процессе непринужденных диалогов с пользователями, однако этот интеллект быстро научился совсем не тому, чего ожидали его "родители". Получилось так, что конкурирующие между собой фирмы создали два типа компьютерных интеллектов – виртуальный и социальный, принципиально разные по своим моральным свойствам. Это из мира техники, но и в мире людей происходят примерно такие же интеллектуально-моральные столкновения. Расскажу об этом, продолжая тему, начатую год назад.

Общеизвестно, что наши нейроны различаются по своим функциям и соединяются между собой в ансамбли, например, для работы со зрительной, слуховой, биомоторной, эмоциональной, социальной и прочей повседневной информацией. Эти локальные функции интеллектуальной деятельности нейронов объединяются в два крупных блока, каждый из которых подразделяется на два основных элемента общего ума-разума человека. Главное в человеке – морально-этическая конкуренция его субличностных "я" за право "выступить" на арене жизни внутри культуры конкретного социума. Под зонтиками этнических, профессиональных, религиозных и прочих культур, причудливо сцепленных в метафорические пазлы личности, конкурируют и сотрудничают между собой четыре специализированных интеллекта: в технологическом блоке – биомоторный и виртуальный интеллекты, в социальном блоке – эмоциональный и социальный интеллекты. Конспективно опишу их функции, чтобы читатели смогли примерить их к теории и практике своей жизни.

Биомоторный интеллект генетически наследуется и служит для обеспечения адаптации и обучения разным навыкам, например, связной речи, перемещению в пространстве, умению оперировать самыми разными инструментами типа "могу – не могу", "умею – не умею", обеспечивает профессиональное мастерство. Иррациональная (интуитивная) логика преобладает над рациональной, она вне морали и этики.

Социальный интеллект виртуально наследуется и развивается преимущественно по правилам "добра" и "зла", но по-своему в каждом из четырех кластеров биосоциальной этики относительно категорий "огорчение" и "радость", соответственно: норма (-/+), оптимизм (+/+), пессимизм (-/-), инверсия (+/-). Этот тип интеллекта отвечает за социальное общение и конкуренцию (лидерство или аутсайдерство), оперирует выбором из "хочу – не хочу", рациональная логика преобладает над иррациональной, моральное главенствует над этическим: "Ты, вы – должен, обязаны!" Для этого социальный интеллект обладает способностью рационализировать то, что не укладывается в законы природы, например, повсеместную религиозную глупость, возвеличивание и обожествление начальников, особые пути в истории и элементарное невежество людей.

Эмоциональный интеллект универсален для человека и животных, обеспечивает чувственную оценку и границы событий по типу "хорошо – плохо", формирует личностную зрелость или консервирует инфантилизм, этическое побеждает моральное, а иррациональная логика главенствует над рациональной.

Живу так, будто у меня кто-то каждый день утро крадет

Виртуальный интеллект, главный "герой" нашей жизни, наследуется по правилам биологической и, частично, виртуальной генетики. Он выполняет задачи анализа, синтеза, творчества, поиска решений самых сложных задач. Его результирующие метафоры – восторг, вдохновение: "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын! ", "Эврика!" и несть числа примеров этих чудесных состояний, когда сложная проблема находит логически простое и успешное решение, вызывает законную гордость автора нового способа решения или производителя продукта с новыми качествами. В виртуальном интеллекте иррациональное (интуитивное) преобладает над рациональным, он действует вне этики и морали: будет ему задание сделать "волшебный" чугунок, чтобы всех накормить, – сформулирует идею, попросят сделать атомную бомбу, чтобы врага уничтожить, – создаст чертежи. Он отвечает только за технологию логического изготовления, но не за нравственность ее применения, и это принципиально важно для эволюции человечества.

Виртуальный интеллект также отвечает за синхронизацию ритмов, темпов и активности других интеллектов, например, у бегуна через какое-то время после старта открывается "второе дыхание", он переходит в почти автоматический режим легкого движения к победе. Однако созидательные и синхронизирующие свойства виртуального интеллекта реализуются тогда и только тогда, когда ему поставлена конкретная задача, когда нет противодействующих, блокирующих сигналов от других интеллектов, например, в режиме здорового сна как одном из вариантов его свободы для осуществления аналитической и синтетической работы.

Недавно ко мне на консультацию пришел мужчина, который обеспокоился адекватностью своего ума-разума. Суть его тревог можно свести к тому, что он, по его словам, как бы "отупел", а мозг – основной инструмент профессиональной деятельности – отказался от активной работы. Специалист привык, что какая-то сложная задача к утру как бы сама собой находила оптимальное решение, но сейчас этот механизм почему-то сломался. Раньше он просыпался радостно – вот как нужно сделать! А сейчас – какое-то унылое пробуждение по формуле "надо" с прибавлением очередной нерешенной задачи. Живу так, будто у меня кто-то каждый день утро крадет, метафорически описал он свое состояние.

Причина оказалась стандартной для современной российской жизни, традиционным "антигероем" которой стали блокирующие сигналы от корпоративного социального интеллекта по части прогрессирующего увеличения великодержавной и патриотической глупости. Мой клиент вдруг осознал, что его творческая деятельность оказалась никому, кроме него самого, не нужной; более того, ему, как в "славные" советские времена, платят деньги только за присутствие на работе, даже не спрашивая о результате. Он и раньше догадывался, что боссы его государственного учреждения потихоньку воруют из бюджетных денег, но сейчас они стали это делать внаглую. Не было и нет у России прекрасного утра, а потому и не будет создан в ней искусственный интеллект во благо мировой цивилизации, печально подвел он итоги.

Георгий Юрьев – эксперт по биосоциальным проблемам личности, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG