Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Соколов: На руинах после катастрофы


Все чаще слышишь: не сказал бы Алексей Навальный "не пойду", не кричали бы многие русские эмигранты "Мы за бойкот!", то Россия увидела бы несколько иной результат думских выборов. А так непримиримые антипутинцы, "наши отзовисты" вместе с Путиным выиграли эти выборы.

Повторить опыт выборов мэра Москвы 2013 года (высокий результат Алексея Навального) в условиях патриотической истерии и нежелания режима уступать слабеющей оппозиции оказалось невозможно. Перессорившиеся в который раз (и внутри себя) две старые либеральные партии провалились почти везде за исключением двух столиц, где они прорвались через информационный пресс власти. Были бы в Москве выборы в гордуму, "Яблоко" с 9,5% голосов имело бы свою фракцию.

"Яблоко" потеряло федеральное государственное финансирование, но утешает себя тем, что сохранило позиции в законодательных собраниях Псковщины (6.09%), где депутатом будет Лев Шлосберг, Карелии (9,89%) и Петербурга (9.8)%. Результаты есть там, где партия пока имеет дееспособные структуры и популярных лидеров. Но по сравнению с 2011 годом от "Яблока" ушло в абсолютных цифрах больше 1 миллиона избирателей.

К сожалению, вместо анализа причин общего провала пока мы слышим от вождей ПАРНАСа и "Яблока" сетования на прессинг, слова о желании следовать прежним курсом, даже, как у Григория Явлинского, идти на президентские выборы самостоятельно. Налицо минимум самокритики и растерянные речи, обращенные в пустоту.

Как-то не радостно и "бойкотистами". А ведь могли бы торжествовать! Есть же якобы их половина России – вся аморфная масса в 56% не пришедших голосовать. Вполне возможно, что приличная часть россиян не пришла на бесчестные "выборы" не по причине лени, а из отвращения к власти, веря, что системой все решено, и не видя никакого способа создать альтернативу путинизму. Впрочем, власти скажут, что абсентеисты всем довольны и одобряют триумфально добытые политтехнологическими приемами 343 депутатских места "Единой России". Для сторонников неучастия есть и еще один аргумент: теперь объявленный победителем кремлевский проект будет в глазах наивной публики отвечать за экономический кризис, падение доходов и углубляющийся конфликт России со всем цивилизованным миром.

Однако пока вождям "диванной партии" оказалось нечего сказать разочарованным согражданам: у них нет программы, что дальше-то делать. Все, что мы пока слышим, – это призывы добить "сектантское" "Яблоко" и "недоговороспособный" ПАРНАС. Когда звучат такие речи, понятно, что сами вожди "диванной партии" по большей части разрушители, а не созидатели. И предлагаемое ими уничтожение остатков хоть какой-то проевропейской политической среды разрушит последние надежды многих граждан, простимулирует эмиграцию.

От возникшей в ночи 19 сентября атмосферы взаимной ненависти, разлившейся по сетям, не выиграет никто. Ни денег, ни популярности не получат ни "отзовисты", ни растоптанные не только властью, но и конкурентами, наделавшие ошибок, но все же боровшиеся Явлинский или Касьянов. Бойкотистами утверждалось: несколько адекватных депутатов или фракция в нелегитимной послекрымской Думе почему-то помешают борьбе Запада с режимом Путина. Гарри Каспаров может быть удовлетворен – их теперь не будет. В Госдуме будет заседать, пугая мир как символ регресса, четырехглавая партия Путина – единый блок антирыночных сталинистов и вороватых национал-патриотов.

В ситуации безвременья тем, кто сейчас взаимно друг друга аннигилирует, следовало бы остановиться и задуматься

Но в этой обстановке обещанной борьбы Запада с режимом Путина ждать не стоит. После отнюдь не невероятной перспективы победы Дональда Трампа на выборах в США можно предполагать даже "разрядку международной напряженности", попытки нового президента США заигрывать с чекистским режимом. И все силы Конгресса уйдут на то, чтобы четыре года держать популиста за руки. В лучшем случае при виде таких результатов демонстрации верности масс Путину самая реальная тактика Запада будет такой: защищать Украину, тех, кто хочет быть Европой, изолировать Россию извне и забыть о тех, кто тут внутри, раз уж российский народ дружно голосует за "крымский путь" агрессии и жизнь в Азиопе.

Так Россия надолго окажется "большой Бирмой", о которой полвека правозащитники и мировые СМИ вспоминали лишь тогда, когда раз в 10 лет там вспыхивали бунты голодных против режима вороватых генералов. Какой-то интерес к этой стране поддерживался благодаря харизматичной фигуре народного лидера Аун Сан Су Чжи. Такого лидера либералов в России не видно: Бориса Немцова убили очень вовремя для путинского режима. В этой ситуации безвременья тем, кто сейчас взаимно друг друга аннигилирует, следовало бы остановиться и задуматься.

После провала демократов Алексей Навальный предложил начать борьбу "за допуск дееспособных кандидатов и партий" на новые выборы. Партия прогресса была лишена регистрации, но выдвигать ее кандидатов через ПАРНАС и "Яблоко" мало что мешало. За исключением пораженных режимом в правах самого Навального и Михаила Ходорковского можно было выдвинуть кандидатами десятки сторонников Навального. Но был провал переговоров Демкоалиции с "Яблоком", фактический развал самой коалиции, затем оппозиционные партии не смогли даже толком развести кандидатов в округах.

В Центральном административном округе Москвы партии договорились, но волей Ходорковского отправилась в округ Мария Баронова, которую власти с удовольствием зарегистрировали. Фактически согласованным остался единственный округ в Тушине, где в итоге второе место занял Дмитрий Гудков. Вот результат амбиций, ссоры и склоки противников режима. В такой атмосфере вражды появление "третьей силы" как абсолютной альтернативы "старой оппозиции" вряд ли даст результат лучше нынешнего.

Алексей Навальный уверенно пишет: "Есть такая партия! Она называется "Партия прогресса", она незаконно ликвидирована и ей запрещено участвовать в выборах, так как может представить интересы демократического избирателя, готова иметь постоянную связь с избирателями и вести нормальные кампании, а не просыпаться за месяц до выборов". Не следует жить иллюзиями: есть название, есть популярный репрессированный режимом политик, есть его намерение, но в реальности партии с массой действующих сторонников и региональной сетью во всей России пока что не существует.

Алексей Навальный мне возражает: "В России нет ни одной партии с массой сторонников. Системные партии имеют региональную сеть только потому, что система партийная окаменела. Хочешь стать депутатом? Иди в одну из этих четырех. Демократам сейчас нужна партия, которая способна хотя бы аккумулировать недовольство и заниматься системной работой, а не спать. И демократам нужно перестать себя убеждать, что партия имеющая четыре поражения в течение 16 лет может почему-то пройти барьер, если заставить самих себя голосовать через силу".

Власти сейчас не пойдут на регистрацию Партии прогресса. Может быть, надо идти к новому проекту через объединение? Этот вариант Алексей Навальный отвергает: "Хватит уже обсуждать "объединение демократов и коалицию". С 1999 года одно и то же. Невыносимо и не работает. Кого объединять – "Яблоко" с 1,8% и ПАРНАС с 0,7%? Только новая партия с новым названием и без тех, кто был лицами списков в период 1999–2016 годов. Конечно, власти регистрацию не захотят давать – ведь они понимают угрозу. Именно поэтому это должно быть наше главное условие – допуск на выборы новой партии. Иначе мы еще 5 лет будем делать то, что не сработало в предыдущие 16 лет".

Мы видим настойчивое требование создать лидерскую партию, отбросив всех проигравших ранее. Вряд ли оно реалистично. Также как сегодня на этих выборах ушедшие во внешнюю и внутреннюю эмиграцию "отзовисты" топили еще боровшихся, так вожди старых партий и их сторонники будут топить "партию Навального".

Борис Немцов не рассчитывал на то, что "Запад нам поможет", хотя и не игнорировал солидарность демократов всего мира. Именно к его практике следовало бы вернуться. Вспомним, что Немцов всегда выступал за компромиссы, диалог и объединение. Такого подхода сейчас явно не хватает. Разгромленным, но непобежденным сторонникам демократии и европейского пути в России следовало бы не рыдать, не усугублять конфликт взаимными обвинениями, не строить на руинах воздушные замки, а начать с самого малого: встретиться и провести переговоры о том, что делать дальше.

В ситуации, когда миллионы недовольных властью людей в крупных городах во время экономического кризиса лишены какого бы то ни было представительства, их стихийный поворот к непарламентским методам борьбы – лишь вопрос времени. Кремль это тоже понимает: отсюда предстоящие кадровые перемены, слухи про создание Министерства госбезопасности становятся все упорней, а президентские выборы могут провести досрочно по опережающему бюджетный крах сценарию, чуть ли не в марте 2017 года. Убедительной стратегии демонтажа путинского режима, как и "дорожной карты перемен" у лидеров демократических партий нет. А ведь именно об этом надо именно сейчас думать – и договариваться, чтобы вернуть потерянные миллионы сторонников европейского пути России.

Михаил Соколов – политический обозреватель Радио Свобода, ведущий программы Радио Свобода "Лицом к событию"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG