Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Вачнадзе: Вожди и спасители


За четверть века своей независимости Грузия пережила четыре сущностных смены власти. Перед предстоящими в эту субботу парламентскими выборами мой приятель, человек с живым воображением и эзотерическим складом ума, попытался облечь проблему в художественные образы. Нарисовалась примерно такая картина: метеором, быстро сгоревшим в верхних слоях политической атмосферы, промелькнул на историческом небосклоне Звиад Гамсахурдия. Затем последовало "второе пришествие" Эдуарда Шеварднадзе. Антихриста-большевика низложил ворвавшийся в здание парламента "первый всадник Апокалипсиса" Михаил Саакашвили. Правда, был он пешим, а не верхом, и с розой, а не с мечом в руках. Как и его библейского прототипа, по сей день одна часть общества ассоциирует Саакашвили с Разрушителем, другая – чуть ли не с посланцем Святого духа. К восторгу первых, после девяти лет правления саакашвилиевских "националов" грузинской нации явился "спаситель" в лице миллиардера Бидзины Иванишвили. Руководимая им партия "Грузинская мечта" оправдала свое название, так и не вышла за рамки мечты. К сказанному можно добавить еще одно необъяснимое обстоятельство: несмотря на то что каждая последующая власть была антиподом предыдущей, за нее голосовало подавляющее большинство граждан.

Кроме администрации Гамсахурдия, все остальные в той или иной мере, на мой взгляд, имели отпечаток мафиозности. В определении понятия "мафия" сказано, что основным рычагом борьбы государства с этой криминальной структурой является Министерство внутренних дел. В свою очередь, мафия сама старается проникнуть во все госструктуры – политические, административные, а также в предпринимательство, чтобы заполучить контроль над обществом. Особенно это проявилось в государствах постсоветского пространства. Не составила исключения и Грузия. Можно привести многочисленные примеры криминальных действий полиции в период правления "Национального движения": громкие дела об убийствах известных в стране политиков и чиновников, кровавые разгоны демонстраций протеста, массовые истязания и изнасилования в тюрьмах... В большинстве случаев в оправдание своих действий власти приводили действующие законы. Вспомню сентенцию Фридриха Великого: "Власть никогда не бывает идентична праву".

"Грузинская мечта" сделала для "Национального движения" столько, сколько немногие родители могут сделать для своих детей

В свою очередь, и полиция времен "Грузинской мечты" до конца не отказалась от традиций своих предшественников. Системные нарушения проявились и в преддверии грядущих выборов в парламент. Например, в Самтредском районе сотрудники полиции угрозами и шантажом принуждали к сотрудничеству и доносительству 22-летнего Демури Стуруа, чем довели его самоубийства, причем "козлом отпущения" сделали конкретного полицейского, а руководители регионального управления остались вне подозрений. В этом же ряду – бездействие полиции во время избиения активистов оппозиции на предвыборной встрече в деревне Корцхели.

При этом не надо забывать, что одно из главных предвыборных обещаний "Грузинской мечты" состояло в восстановлении справедливости. Однако, арестовав нескольких видных деятелей бывшей власти, Иванишвили провозгласил режим сосуществования cо своими политическими противниками. В результате многие фигуры в силовых структурах и поныне сохранили свои посты, а некоторые даже получили повышение. Страну без проблем покинули Михаил Саакашвили и бывший генеральный прокурор Грузии Зураб Адейшвили, против которых с явным опозданием возбудили уголовные дела. Одна из оппозиционных газет написала: "Грузинская мечта" сделала для "Национального движения" столько, сколько немногие родители могут сделать для своих детей".

С момента прихода к власти "Национального движения" в течение длительного времени именно Иванишвили активно поддерживал команду Саакашвили, снабжал военных вооружением, полицейских – оборудованием и даже содержал на свои деньги правительство, платил министрам зарплату. Исходя из этого, логичной представляется такая версия неожиданно возникшего противостояния бывших союзников: похоже, разрыв случился не по идейным соображениям, а из-за личного оскорбления, которое нанес миллиардеру во время одной из встреч с ним несдержанный и самоуверенный Саакашвили. О личных мотивах свидетельствует и тот факт, что через год после прихода во власть Иванишвили, дабы не утруждать себя излишней нагрузкой, ушел с поля брани (в обоих смыслах этого слова) в гражданский сектор, стал руководителем неправительственной организации "Гражданин". Однако это не помешало ему остаться фактическим правителем Грузии.

В предвыборной словесной перепалке главным обвинением в адрес Иванишвили остается невыполнение обещаний, данных им перед выборами 2012 года. Тогда олигарх провозгласил, что к четвертому году правления "Грузинской мечты" ситуация в стране "станет хорошей". В действительности же к нынешним выборам Грузия пришла с обесцененной национальной валютой, с возросшими ценами, с более чем миллионом социально необеспеченных граждан, мизерной, почти не изменившейся с времен прежней власти пенсией (около 70 долларов в пересчете с лари). Если говорить о достижениях нынешней власти во внутренней политике, справедливости ради надо отметить введение всеобщего государственного страхования населения и выделение правительственных кредитов сельскому хозяйству.

Что же касается внешнеполитического курса, то "Грузинская мечта" просто продолжила политику прежнего правительства, с его стремлением интегрироваться в Европейский союз и НАТО и линией стратегического партнерства с США. Сейчас из зарегистрированных в стране 180 партий только три ратуют за установление тесных контактов с Россией, с помощью которых надеются вернуть Грузии Абхазию и Южную Осетию. Из них лишь партия "Нино Бурджанадзе – Демократическое движение" имеет шансы завоевать места в парламенте. Как показывают предвыборные опросы населения, интересы основной массы избирателей сосредоточены на внутренних проблемах. Не обладая весомыми аргументами в плане достижений в экономике и социальной сфере, Иванишвили и его правительство в борьбе с партией Саакашвили используют испытанный прежде прием – обвинения в совершенных во время девятилетнего правления преступлениях. С этим связана и внезапная резкая активизация деятельности прокуратуры.

Команда Саакашвили пытается маневрировать: создала новые партии-сателлиты, в свой список кандидатов включила бывшую первую леди Сандру Рулофс, публично осудила собственные ошибки времен пребывания у власти. На днях, однако, в социальные сети была выложена аудиозапись разговора нынешнего губернатора Одессы с его высокопоставленными соратниками из Грузии, в котором Саакашвили призывает к дестабилизации в стране – вплоть до революции в том случае, если его партия проиграет выборы. Идентификация записи еще не проведена, но скандал разрастается.

Исход выборов пытаются предсказать социологи, но беда в том, что практически за каждым центром изучения общественного мнения стоят конкретные политические круги. Эти опросы сходятся в выводе на том, что стопроцентную гарантию попадания в парламент якобы имеют только партии "Грузинская мечта" и "Национальное движение". Подобное уже имело место на выборах 2012 года – тогда выяснилось, что такие прогнозы не более чем попытка заранее воздействовать на выбор граждан. Из двух главных конкурентов сейчас небольшое процентное преимущество отдается "Грузинской мечте". В то же время, по мнению многих обозревателей, не исключено, что в результате субботних выборов страна получит многопартийный парламент и, соответственно, коалиционное правительство. В этом случае сама по себе отпадет застарелая проблема "вождизма" в Грузии. Сейчас у всех на слуху не политические программы, а фамилии Иванишвили и Саакашвили. И здесь вспоминаются обращенные к народу слова Мераба Мамардашвили: "Захотел вождя? Осторожно! Знай, это рабство".

Юрий Вачнадзе – тбилисский журналист и политический комментатор

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG