Ссылки для упрощенного доступа

Ислам Текушев: Альберт из Чегема


Islam Tekushev
Islam Tekushev

С ноября 2015 года вдова и сестра предпринимателя из Кабардино-Балкарии Гурама Карданова, заколотого местным чиновником и бизнесменом Альбертом Геляевым, пытаются добиться справедливого решения суда по делу об умышленном убийстве их родственника. Вскоре после убийства Верховный суд кавказской республики, минуя нижестоящие судебные инстанции, изменил меру пресечения чиновнику – с содержания в следственном изоляторе на домашний арест.

Вот уже 17 месяцев убийца живет у себя дома, общается со своими друзьями и коллегами, в то время как родственники убитого тщетно пытаются опротестовать решение Верховного суда, за которым, не исключено, стоят высокопоставленные чиновники. 26 апреля на очередное судебное заседание, на котором должны были давать показания свидетели, явились только родственники убитого и сам подсудимый. Ни заявленных защитой свидетелей, ни адвоката подсудимого в зале не было. Очевидно, так было задумано заранее: судья перенес заседание уже в четвертый раз, и еще через четверть часа подсудимый отправился в дом своего могущественного родственника, в котором Геляеву был определен домашний арест. Дом принадлежит Валерию Мамбетову, владельцу крупнейшего в регионе завода по производству щебня и песка. А у здания Чегемского суда остались возмущенные родственники убитого. Другой новостью последнего времени стала смена судьи на разбирательстве этого дела, и судебный процесс вернулся на начальную стадию. Это означает, что родным Карданова предстоит заново давать показания, прения сторон состоятся во второй раз.

Как следует из материалов уголовного дела, прежде чем в октябре 2015 года совершить убийство, обвиняемый Геляев заказал в интернет-магазине боевой нож. В день убийства он забрал оружие из почтового отделения и отправился на вечеринку в ООО "Мивад" (это предприятие специализируется на добыче песка и щебня в пойме реки Чегем), директором которого на тот момент он являлся. Эту должность Геляев совмещал с руководством государственного учреждения Центр социального обслуживания Чегемского района. Подвыпивший Геляев ввязался в драку с двоюродным братом Карданова, водителем с того же предприятия, а самого Гурама по телефону пригласил "подъехать" на разборку. Возмущенный Карданов приехал; завязалась новая драка, в ходе которой Геляев при свидетелях нанес своему противнику четыре ножевых удара. Пострадавший скончался по пути в больницу. У супруги погибшего Алены Тхагапсоевой остался годовалый сын.

Это грубейшее нарушение закона: изменение меры пресечения на домашний арест по уголовному делу, которое в Уголовном кодексе квалифицируется как особо тяжкое преступление

Чегемский районный суд еще в 2015 году признал вину Геляева доказанной по статье 105 ("Умышленное убийство"), за этим должно было последовать неминуемое наказание в виде лишения свободы, но приговор до сих пор не вынесен. Геляева поначалу отправили в СИЗО, однако республиканский Верховный суд Кабардино-Балкарии неожиданно изменил меру пресечения. После тщетных попыток обратить внимание федеральных органов власти на судебный произвол (в ответ она получала пустые отписки) сестра Карданова Залина обратилась к правозащитникам. Как заявил адвокат потерпевшей стороны Виктор Петухов, справки о состоянии здоровья, не позволяющие содержать убийцу в СИЗО (этим мотивировано решение Верховного суда), получены от врачей, которые не имеют права выдавать такого рода свидетельства. А суд, соответственно, не имеет права принимать во внимание справки от врачей, работающих вне специальных судебных комиссий. "Верховный суд вынес решение, игнорируя доводы следствия об умышленном убийстве, совершенном в состоянии алкогольного опьянения, он также игнорировал свидетельства об оказании давления на свидетелей и пострадавших, в том числе и супругу убитого. Это грубейшее нарушение закона: изменение меры пресечения на домашний арест по уголовному делу, которое в Уголовном кодексе квалифицируется как особо тяжкое преступление", – утверждает адвокат.

Как рассказывает вдова погибшего, спустя месяц после убийства руководство республиканского психоневрологического интерната, в котором она работала врачом, потребовало от Тхагапсоевой отказаться от претензий в адрес Геляева, неформально посоветовав взять деньги от родственников убийцы. В результате Алена подала заявление об уходе.

Как считает Залина Карданова, "понимая, что никто Геляева не оправдает, защита надеется на переквалификацию обвинения по другой статье, "Превышение пределов необходимой обороны" или "Причинение вреда здоровью". Дадут мизерный срок, который будет перекрыт сроком домашнего ареста, – с этой целью они процесс и затягивают". "Судья Малик Отаров, который вел дело, накануне судебного заседания о рассмотрении меры пресечения был переведен на другую работу, в Баксанский район, - продолжает сестра убитого, - Зная, что он проработает в Чегеме только до мая, судья по возможности затягивал процесс, который теперь фактически повторится с самого начала». Очередное заседание по делу Геляева состоится 5 мая – суд должен будет пересмотреть меру пресечения в связи с истечением ее срока. На это заседание, полагают родственники Карданова, явится и адвокат Геляева с очередной порцией медицинских справок, на ничтожность которых Чегемский суд, скорее всего, закроет глаза.

Ислам Текушев – кавказский журналист, главный редактор интернет-сайта Caucasustimes

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG