Ссылки для упрощенного доступа

Свободное "Лето" арестованного Серебренникова: первые реакции на фильм


На съемках фильма "Лето"
На съемках фильма "Лето"

7 июня выходит во всероссийский прокат фильм Кирилла Серебренникова "Лето", удостоившийся награды Каннского кинофестиваля за лучший саундтрек. Сюжет фильма, главными героями которого стали Виктор Цой (Тео Ю), его жена Наталья (Ирина Старшенбаум) и Майк Науменко (Рома Зверь), разворачивается в 1981 году в Ленинграде.

Пока зрители с нетерпением ждут выхода на экраны фильма о лидере группы "Кино", те, кто побывал на предпремьерных показах, делятся впечатлениями в Сети – и сообщают, что фильм оказался вовсе не "про Цоя".

Михаил Козырев

Кирилл Серебренников снял восхитительный фильм.

Картина "Лето" - о музыке, любви и свободе.

В ней нет ни одного отрицательного персонажа, а окружающая советская реальность играет роль размытых интерьеров, проступая явственно из сумрака всего один раз, в военкомате. Фильм сделан с любовью ко всем историческим прототипам, что особенно осознаёшь, выходя из зала со светлым чувством в душе и слезами в уголках глаз. Единственный аналог, что мне пришёл в голову, - это едва ли не самый мой любимый музыкальный фильм по песням Битлз "Через Вселенную"/"Across The Universe" режиссёра Джулии Теймор. Мне кажется, Кирилл вдохновлялся и им тоже.

Я хотел бы перечислить всех моих друзей и знакомых, которые участвовали в этом проекте, но, надеюсь, вы прочитаете мой короткий текст когда-нибудь, примете мою благодарность и вам будет приятно.

Передаю привет "Секте Свидетелей Цоя" и "Секте Свидетелей Майка", изошедших на язвительный гной за последний год. В кино сходите, уважаемые старпёры. И просто выучите урок: нет смысла спорить, не видя фильм.

О главном: как же горько осознавать, что автор картины про свободных людей в эпоху несвободы, подарил нам эти два часа грусти и радости, сам находясь в неволе...

Спасибо тебе, Кирилл Серебренников, за то, что у меня теперь есть такое волшебное кино про моих героев...

Елена Чекалова

Это очень открытый, очень эмоциональный фильм (я такое у Кирилла впервые вижу) – мне даже не хочется обсуждать его достоинства и недостатки. Он сделан внутренне очень свободными людьми про свободных людей, которым выпала доля жить в страшной духоте. А был ли роман между Цоем и женой Майка или не был – это дело десятое. Понимаете, это был такой мир, где все были друг в друга влюблены и жили на разрыв. Может, потому многие из них ушли такими молодыми. И это есть в фильме. Есть и про то, что можно жить внутренне свободно даже вот в таком уродливом мире. И жутко осознавать, что сделал фильм человек, который сейчас физически лишен свободы. «Лето» - лучший аргумент, что все обвинения в его адрес сродни обвинению в тунеядстве, за которое когда-то судили Бродского.

Максим Трапо

Как все-таки дико обидно и больно, что Кирилл не видит реакцию публики на первые показы своего фильма. Фильма, не в пример нашему времени, удивительно свободного и легкого. Фильма очень простого и в то же время, крайне затейливого, когда складывается полное впечатление, что авторы настолько раскованы, уверенны в своих силах и профессиональны, что способны решать абсолютно любые творческие задачи. Фильма, в котором большое прирастает малым, потому что каждая деталь, каждая роль, каждый эпизод наполненны этим огромным талантом и бесконечной внутренней свободой своих авторов.

Денис Гордеев

Нахожусь под впечатлением от увиденного вчера фильма «Лето» - слышал разные трактовки, что фильм этот о свободе, о рок-н-роле. Да, все это так, но по мне это фильм о молодости, о том как «молодая шпана» стирает с лица земли систему. И здесь уже не помогут ни амбарные замки, которые методично вешает на все двери и окна завхоз-ветеран, ни литовка текстов, ни номенклатурные серые пиджаки и лица, у которых якобы все под контролем, потому что эта энергия пролезает в любую щель - в электричку, в коммуналку, очередь, военкомат, постель.
Это фильм о жизни, которой не было («Этого не было» написано кровью на газете «Правда»), но которую каждый из героев проживает внутри себя.
Майку видится концерт, где пыльный Рок-клуб превращается в «Вудсток», где качовый звук сносит партер, а квартирник в московской комуналке становится дионисийским действом, молодой Цой грезит о крутом саунде своего первого альбома, Майк и БГ, подобно молодым греческим богам с крыши мира наблюдают за дыханием новой жизни.
Это фильм о том, что государство, которые забыло что такое «быть» молодым, раздувая сизые щеки военщины, способно предложить только одну альтернативу молодой энергии, «раздвинуть ягодицы» в военкомате перед отправкой в Афган.

Это фильм о том, что все заканчивается, и лето тоже.
Цой спрашивает сколько зарабатывает Майк в Москве, Майку уже не так рады в рок-клубе («что ему особое приглашение нужно?»), и жить им осталось всего ничего.
«Я посадил дерево» - поет Цой со сцены рок-клуба, и ты видишь что эти зерна упали в землю и уже совсем скоро прорастут стадионами и эпохой больших перемен, это понимает и Майк и Наталья, возможно что и каждый, сидящий в этом зале.
«Я посадил дерево». В фильме Андрея Тарковского «Жертвоприношение» мальчик поливает сухое дерево, несмотря ни на что, в надежде, что оно оживет. Вокруг рушится мир, а он продолжает выполнять эту, кажется, безнадежную работу.
«Вы все время хотите что-то сделать с моими песнями, а их нужно просто спеть» - говорит Цой.
«Но они у тебя, какие-то детские»
«Так разве ж это плохо?».

P.S. Спасибо Кириллу Семеновичу за такую тонкую работу. И#свободукириллусеребренникову #фильмлето #лето

Валерий Печейкин

Посмотрел «Лето» Серебренникова.
Режиссер в такой отличной форме и фильм его настолько крутой, что после него я жалел только об одном — что он про Цоя, а не Чайковского. У Серебренникова, если помните, было такое намерение — снять про Петра Ильича. Там еще сценарий Арабова, который в интервью сказал, что не будет «рекламировать гомосексуализм». Ну да бог с ним.
В 2013 году всех накрыло на эту тему. Финансирование найти было трудно, так что от проекта осталась короткометражка «Фонограф».
А на Цоя деньги нашлись. Тоже музыкальная звезда и, главное, не гомосексуалист.
По фильму видно, что Кирилл снимал его в хорошем настроении. Поэтому он черно-белый. И совсем не выглядит как послание de profundis. Но он таким стал. А мог бы стать «Чайковский».
В сценарии Арабова (очень хорошем, хоть и противоречивом) Петр Ильич это человек, которого оклеветала группа негодяев и которого они же приговорили к смерти. Чайковский пишет великую Шестую симфонию, музыканты ржут, повсюду недосказанности и недомолвки. В конце гений умирает, а его племянник Боб стреляется. Зал Гоголь-центра был бы мокрый от слез.
Но вместо этого ранний Цой. А мог бы поздний Чайковский. Но Цой.
И, без сомнения, когда-нибудь будет фильм с названием, вроде «303 дня», где будут рассказывать о Серебренникове и времени, которое он провел под арестом. Великое будет кино

Восторженный отзыв написал режиссер, продюсер и композитор ​Григорий Константинопольский:

Какой же крутой фильм Лето Кирилла Серебренникова! Не ожидал. Прям кино-кино. Сколько я слышал негатива про этот фильм - и сценарий ложь , и Майк не такой - и Цой не настоящий и чехлы от гитар неправильные... ))) просто посмотрите! Единственный недостаток - можно было бы сократить минут на 15, а так... как передано время!!!! Опель - ты Бог! Так снять картину - и чувственно и хулигански! Ира Старшенбаум, Никита Ефремов (БГ), Юлия Ауг!!! Прям отличные! Елена Коренева!!! Ты - восторг!!! Какой характер в маленьком эпизоде!!! Как ярко!!! Люблю тебя!!! Но Рома Зверь... это моё открытие! Во-первых как он играет (Майка) - какой трогательный и великодушный .. ну это то ещё ладно , сыграть многие хорошо могут - но как Рома сделал саундтрек?!!!!! Большинство публики даже не отдуплило, что то что звучит в фильме - совсем не Майк (никакой там музыки не было) , и не ранний Цой (тоже на музыку мало похоже было) - все это сделал Рома - и модно (а пойди , сделай рок-н-ролл сегодня модным) и музыкально интересным и драйвовым... в общем я поражён и прямо в каком то даже ажиотаже ) Кирилл реально крут - кино мирового уровня! От всего сердца поздравляю! Это победа! Спасибо!

Петербургский рок-музыкант и промоутер Дмитрий Ашман считает, что атмосфера 80-х в фильме передана достоверно:

Я волновался перед началом фильма. Я помню это время, был на этих концертах, знал почти всех героев, первый раз взял гитару в руки и почти поругался с моим другом оператором Владом Опельянцем из за исполнителя главной роли. Это замечательное кино. Очень лёгкое, доброе, ироничное, честное и МУЗЫКАЛЬНОЕ. Фильм «Лето» это не хронология жизни Майка , Цоя и рок-клуба (Хотя многие герои очень узнаваемы. Особенно клетчатый пиджак Коли Михайлова и совершенно фантастический Свин). Этот фильм про воздух Питера начала 80х,сплетённый из романтики, запахов ночного асфальта, квартирников, грусти и веры в друзей, любовь и музыку. Так и было. Именно так и было. На несколько часов я погрузился в этот Magical Mystery Tour и спасибо вам, друзья - создатели, за этот трип. Отдельное открытие - Рома. Об этом , я думаю, ещё много скажут. Отличный саундтрек. Слышно, что ребята очень бережно и с уважением отнеслись к материалу. Кирилл!!! Ты удивительный человек. Я поражаюсь твоему таланту увидеть и услышать новое и необычное во вроде бы понятных и очевидных людях и ситуациях. Друзья!!!! Берите в охапку друзей и любимых, открывайте вино и идите в Кино на Лето. Уфффф. Всё. P.S. И да!!! Если кто тут начнёт причитать , что мол, де, Цой не похож и Майк не тот, то вы зануды - нытики и смотреть вам сериал «Малая земля»

Московская премьера фильма прошла в театре Серебренникова "Гоголь-центр" и завершилась концертом, на котором прозвучала заново обретшая актуальность песня группы "Кино" "Мы ждем перемен".

Многих зрителей фильм погрузил в приятные воспоминания, но и критических отзывов тоже предостаточно. Известно, что о фильме резко негативно высказался Борис Гребенщиков (в "Лете" он появляется только в эпизодах, причем в титрах его персонаж носит имя "Скептик"). Ругают фильм в основном за недостоверность, а хвалят – за атмосферность.

Наташа Шендрик

совершенно чудесный фильм «ЛЕТО»
как воспоминание о прошедшей много лет назад нежной любви, когда забылось все лишнее, осталась радость, музыка, немного грусти и хорошая история. такой солнечный, воздушный, прозрачный фильм. советские обшарпанные интерьеры впервые, кажется, в нашем кино выглядят не мрачной социалкой, а аристократичным антиквариатом.

Светлана Чесновицкая

Фильм «Лето»: внутри у меня что-то сжалось и так и осталось на весь фильм и концерт в Гоголь-Центре. Цой - это моя юность, первая любовь, и герой моего времени.

Ксения Собчак

Прекрасная картина Кирилла Серебренникова о надеждах, которые не сбылись и о буйных, которых всегда мало. Смотришь - и тепло. Улыбаешься и понимаешь, что эта прекрасная жизнь только могла быть такой в голове режиссера, но именно такую «правду» о том времени и о Викторе Цое и хочется помнить, даже если она и «неправда». Фильм-настроение, про недолговечность прекрасного, истинного и живого

Ольга Погодина-Кузьмина

Фильм «Лето» Кирилл Серебренников - это выстрел в сердце.
Совершенно неожиданно, при всем моем скептическом отношении ко всему на свете. При том, что мы с режиссером ровесники, и это моя юность, которую я хорошо помню - «Рок клуб», концерты в ДК Связи и ЛДМ, Сайгон, Эльф, Рим и прочие романтические подробности ленинградского андеграунда. Поэтому, разумеется, поначалу начинаешь сравнивать, искать лажу и косяки.
Много поют, сначала как будто мюзикл.
Все слишком красивые, гитары, ударные, микрофоны, одежда - все это было беднее, нищенское фактически. Звучало не так.
Девушки - я же была среди них - не были такие все на подбор красивые и стиляжные. Бухали отнюдь не так эстетично. Не было такой барственности, богемности, самоуверенности.
У меня нет ностальгии по тем временам, это как жизнь другого человека. Моё сегодня мне нравится куда больше.
И все же.
Когда постепенно входишь в фильм, понимаешь, что он о другом. И в то же время именно об этом. О том, что крепка как смерть любовь. И жизнь - подготовка к чему-то большему и важному, но готовиться надо именно здесь и сейчас, без лажи и вранья.
Думаю, это какая-то направленная стрела. В того, кто этого всего не пережил, не попадёт, не затронет. Но я тут ходячая цель, как в той песне Гребенщикова.
Много тут можно разбирать - и эту нарочитую куртуазность стиля и отношений (да, она была), и запойную погружённость в музыку, как в поток вечности. И разбитые жизни, и обрушение железобетонного колосса советской системы - мышка бежала, хвостиком махнула. И феномен этого внезапного ренессанса, реконкисты, золотого века, который представлял собой ленинградский рок на разломе эпох. Удивительным образом все это есть в фильме.
Удивительным образом все это отзывается болью в сердце.
И очень хорошо все сделано, просто хочется выразить восхищение всем, кто принимал участие в этой работе.

Алена Солнцева

Очень хороший фильм "Лето" Кирилл Серебренников. Не без проблем в мелочах, но в целом - просто отличный.
Я думала, что он будет про время и поколение, это мое как раз, Науменко, ты дрянь и пр. Но фильм - как "Июньский дождь" , про музыку в высшем смысле.

Константин Чернозатонский

вчера посмотрел ремейк мюзикла "Как стать звездой", 1986.
в своем жанре "Лето" – хороший фильм. Да и просто – тоже хороший.

Тата Татьяна Васильевна Невская

прекрасного ничего не вижу. Вижу что человек живого Цоя не видел никогда. да и Майка тогда плохо знал и его творчество. потому что иначе точно знал бы какой охренительный... и как он считался Богом. До Цоя, конечно же. И что если знать Рому Зверя в жизни и увидеть как он играет Майка-Бога можно проблеваться просто..... потому что это не то что рядом ставить или сравнивать, это просто Божий дар и яичница. Как суть и пафос рядом. как то так. И да, это не отменяет, конечно же таланта Серебренникова в целом. Его замечательный "Юрьев день", и прочая и прочая.... Только вот это вот все суть разное. Мухи - отдельно, котлеты - отдельно.

Тимур Деветьяров

у меня есть ощущение, что фильм снят не потому, что режиссёру интересно рассказать о своих впечатлениях о том времени, а для того, чтоб про него сказали "он снял кино про Цоя и Майка"
Только ради тщеславия и фестиваля.

Сценарист Михаил Идов на предпремьере заявил, что фильм не нужно воспринимать как документальный: по его словам, "это музыкальная фантазия про молодость, про свободу, про любовь, про дружбу". В его твиттере опубликован фрагмент сценария с соответствующим фрагментом из фильма – зрители могут оценить, как трансформируется текст на съемочной площадке.

Повременить с критикой призывает ​Юрий Сапрыкин:

Посмотрел во второй раз фильм «Лето», и вот что должен сказать. Все его формальные несовершенства можно обсудить, когда автор будет на свободе. Но есть несколько вещей, которые не отнять. Рома Зверь на удивление хорошо выглядит в роли Майка — не поёт, не играет, но именно выглядит. Цой норм. Актриса Старшенбаум божественная, её крупный план в финале многого стоит. Но главное — это очень понятная и какая-то ужасно близкая история. Вот живешь ты, хороший и талантливый малый, всё прочитал и послушал, все тексты в тетрадочку переписал, и сам сочинил много прекрасных песен. И тут появляется какой-то пэтэушник, который ничего не читал и толком ничего не знает. Но почему-то сразу понятно, что его бог поцеловал. И он напишет самые лучшие песни, и даже твоя девушка уже в него влюблена, и это всё нипочему, и ни за что. И у него всё будет, а у тебя — ну, будет всё то же самое. И ты в этот момент не начинаешь истерить, не плетешь интриги и не бьешь от злости посуду, а идешь к Гребенщикову и говоришь — помнишь, ты обещал мне помочь записать альбом, так вот, запиши лучше его.
Это история про Моцарта и Сальери, только Сальери не злодей, и от этого совсем всё грустно, и всех жалко. И ещё оба умрут молодыми с разницей в год.
И песни Цоя ранние — это какое-то совершенство, они как дерево, как камень, их как будто не человек придумал, а они сразу такими стали.
Свободу Кириллу Серебренникову, вот что.

Некоторым комментаторам предложение не критиковать фильм кажется странным.

Юрий Жуковский

Предлагаю не только несовершенства, но и фильм в целом обсуждать, когда автор будет на свободе. Тотальное общественное молчание, чтобы автор ничего не узнал, зачем ему знать, что думают о фильме? Рома именно выглядит, Цоя нет, Старшенбаум фальшивит. История Моцарта и Сальери в условном пространстве мюзикла, где все хорошие, и СССР хороший, и советские люди – хорошие, и бунт сервилен, точнее, бунта нет, есть фанатичный перфекционист-музыкант «Майк». И песни Цоя ранние далеки от совершенства.

Но об этом нельзя. Все мысли – под домашний арест.

Свободу Кириллу Серебренникову!

Однако невозможно отвлечься от того, что режиссер лишен свободы, пока его фильм собирает овации в Каннах, а затем и открывает сочинский "Кинотавр". Под арестом режиссеру пришлось принимать и поздравления с тем, что его балет "Нуреев" получил престижные премии Benois de la danse 2018 сразу в четырех категориях.

Многие раздосадованы тем, что на церемонии открытия "Кинотавра" о положении Серебренникова почти никто не упомянул.

Антон Долин

Двадцатый день идет голодовка Олега Сенцова.

Сегодня открывается "Кинотавр". Фильмом Серебренникова, сидящего под арестом и ждущего приговора.

Довольно трудно уложить все это в голове.

Елизавета Симбирская

каждый год переживаю, что я не на кинотавре. что не снимаю короткий метр вообще и пока еще полный. но сегодня как-то отлегло. в Сочи зал хлопал Мединскому на открытии Кинотавра, а потом не меняя лиц смотрел фильм "Лето" Серебренникова. Серебренников под домашним арестом по просьбе Минкульта. и ни слова про Сенцова вообще.

"россия вне политики"

Екатерина Визгалова

Ни слова со сцены про Сенцова, четверть слова про Серебренникова. Его фильм "Лето" мы сейчас будем смотреть. Худшая церемония из всех, что я видела. Но мы тут все ходим и говорим: А что, если бы сказали? Ничего. Так что мы ждали? Да тоже ничего. Не обличения же и не облегчения. Вот и ходить теперь с этим. Тяжко, да.

Анна Наринская

Это неправда, что ничего не было б, если б сказали. Для начала не было бы так противно

Екатерина Барабаш

Я думаю, это заранее обговаривалось. И видно было, как Лёша Попогребский пытается что-то сказать на языке Эзопа - про внутреннюю свободу, которой не отнять, но понятно, что и кого он имел в виду.

Алексей Филиппов

Понятно, что все надеялись (ждали - не то слово), что на открытии Кинотавра про Серебренникова и Сенцова что-то скажут, а не только намекнут широким обводящим жестом, но с другой стороны понятно, почему нет, и не может все-таки не радовать, что фильм-открытия («Лето») оказался исчерпывающим, пускай и очень неровным, высказыванием об этом всем. В частности о том, что Россия будет свободной (по другой версии - всегда уже).

Леонид Павлючик

Вчера в Сочи, под пальмами и теплым южным солнцем, фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова открылся Кинотавр. Свободолюбивые участники «главного и лучшего» кинофестиваля страны умудрились не сказать со сцены слова поддержки ни в адрес Кирилла, который находится под домашним арестом, ни в адрес Олега Сенцова, у которого вчера шел 20-й день голодовки. Не мною и не сегодня сказано: «Промолчи – попадешь в первачи». А потом «первачи» кто с чистой, а кто со слегка грязноватой совестью отправились бухать на банкет. Говорят, многие при этом были одеты (видимо, в знак глубоко скрытого протеста) в черное. Ну, так черное – всего лишь модный тренд сезона.

Алексей Крижевский

А вот вы, кто на "Кинотавр" поехали. Не по контракту, который предусматривает, а для пользы своего режиссерского и продюсероского дела. Вы не знали, да, что так будет? Или ехали и заранее готовились отводить глаза? Извините меня, пожалуйста, тут Сенцов в нехорошем состоянии и автор главного фильма этого Лета не просто под арестом, а СМОНТИРОВАЛ ЭТОТ ФИЛЬМ под арестом. How do you sleep?

Что именно произошло на открытии "Кинотавра", уточняет присутствовавшая на церемонии ​Ольга Шакина:

Не выходил Мединский и речь от него не читали. Читали речи от Путина и Медведева (и им хлопали, хотя несколько жидче чем принято в Северной Корее)

Дополнительные подробности можно узнать из ее заметки в "Ведомостях":

Шел 20-й день голодовки в колонии украинского кинорежиссера Олега Сенцова, в Сочи открывался фестиваль «Кинотавр». Никто из выступавших на церемонии фамилии Сенцова не называл. Фильмом открытия стало «Лето» Кирилла Серебренникова. О том, что автор сидит под домашним арестом, тоже как-то почти не вспоминали. А продюсер «Лета» Илья Стюарт, говорят, попросил съемочную группу не надевать на церемонию майки с портретом Серебренникова. Съемочная группа согласилась – зачем портить продюсеру настроение. Зато со сцены благодарили Министерство культуры, которое поддерживает «Кинотавр». Упоминать, что Минкульт выступает потерпевшим по делу «Седьмой студии» и тем самым поддерживает еще и арест режиссера Серебренникова, упоминать, получается, было уже как-то неуместно.

А ведь перед церемонией ходили слухи, что киносообщество готовит скромную, но достойную акцию поддержки. Председатели обоих фестивальных жюри, кинокритик Андрей Плахов и режиссер Алексей Попогребский, явно волнуясь, произнесли полные выпуклых метафор монологи, речь в которых шла о неких коллегах, физически лишенных свободы, но наделенных огромной свободой внутренней. Имена коллег тем не менее так и не были произнесены. Церемонию с некоторой задержкой транслировал канал «Россия» – но такая же трансляция на «Культуре» не смутила в апреле лауреатов главной российской театральной премии «Золотая маска», которые всю торжественную церемонию говорили о несправедливости преследования Кирилла Серебренникова, Алексея Малобродского и других арестованных по делу «Седьмой студии» (и это осталось в телетрансляции, что подтверждает тезис о бессмысленности самоцензуры). Киносообщество, не в пример театральному, блистательно продемонстрировало маниакальную зависимость от бюджета и хороших отношений с профильным министерством. И это тем более обидно, что «Кинотавр» в отличие от многих других бюджетно финансируемых мероприятий мог бы быть бодро и независимо развивающейся институцией. Ведь за последние 10 лет он генерировал как минимум две волны нового российского кино, а сегодня наблюдает за появлением третьей – плода смешения предыдущих.

Отдельные фрондеры носят на "Кинотавре" футболки с призывами освободить Серебренникова.

На закрытии фестиваля покажут фильм Веры Кричевской "Дело Собчака", и в этот момент о Серебренникове пообещала высказаться Ксения Собчак:

Мы представляем фильм на закрытии фестиваля, и я скажу обязательно - давно это решила.

XS
SM
MD
LG