Ссылки для упрощенного доступа

Кремль гнобит спортивных комментаторов


Василий Уткин
Василий Уткин

Чем не угодили администрации Уткин и Слуцкий?

Первый канал одного за другим выбросил из эфира популярных футбольных комментаторов. По требованию Кремля. Презрение – вот реальное отношение к болельщикам. В студии экс-главный редактор газеты "Коммерсант" Михаил Михайлин и обозреватель МК Александр Мельман. На связи из Германии – адвокат Андреас Кнауль.

Ведущая Елена Рыковцева.

Полная видеоверсия программы

Елена Рыковцева: Очень трудно было начать сегодня передачу, потому что невозможно вклиниться в спор двух болельщиков, который начался у нас в студии. С нами Михаил Михайлин, экс-главный редактор газеты "Коммерсант", с нами Александр Мельман, будущий главный редактор газеты "Московский комсомолец".

Александр Мельман: Не дай бог.

Елена Рыковцева: В эти два дня мы столкнулись с очень неприятной историей – это исчезновение из эфира Первого канала двух хороших комментаторов, один просто замечательный – Василий Уткин знаменитый, второй тоже толковый человек Леонид Слуцкий, у него много поклонников. Михаил, у вас богатейший опыт, в том числе по части разных несвободных штук. В мире спортивного комментаторства вы с этим сталкивались, что есть свои ограничения, своя цензура, своя месть, свои разборки?

Михаил Михайлин: Да, сталкивался. И каждый раз это касалось одной фамилии – Василий Уткин. Не потому, что Василий мой близкий друг практически с детства, просто каждый раз, когда дело касалось отстранения кого-то от эфира – это почему-то приходилось именно на Василия. Первый раз это было тогда, когда я работал еще в "Коммерсанте" старом, это был 1997 или 1998 год, Васю сняли с эфира, это было на грани увольнения. Вася приехал в "Коммерсант", я тогда был замглавного редактора, объяснил свою историю, все рассказал, сказал, что это, конечно, сумасшествие. С эфира сняли его программу "Футбольный клуб". И это было не потому, что Вася мой друг, – это был информационный повод. Я не был главным редактором, главным редактором был Раф Шакиров, я к нему пошел, мы с ним проговорили ситуацию. Раф сказал: да, это информационный повод, мы сделаем заметку прекрасную. Тогда Олег Добродеев не ожидал такой истории, что все поднимется, он Васю в эфир вернул. Вася потом ходил, как мне рассказывали, я этого не видел, и Вася сам, конечно, не говорил, потому что он при всей своей звездности скромный человек в общении с друзьями, Вася ходил по редакции, показывал газету развернутую и говорил: вот так друзья поддерживают друзей.

Елена Рыковцева: То есть это были те времена, когда пресса могла повлиять на решение руководства телеканала.

Михаил Михайлин: Когда одна пресса могла повлиять на решение начальника другого средства массовой информации. Третий раз было серьезно, когда Васю сняли с эфира при Тине Канделаки, найдя там массу поводов. Сейчас четвертый раз Василия снимают с эфира. Честно говоря, я слушал матч Испания-Португалия – блестящий. Я являюсь подписчиком у Василия на YouTube, я слежу за действиями его клуба футбольного, который он финансирует в любительской лиге, я подписан на его Telegram-канал. Я не понимаю, почему вдруг Васю отстранили от эфира. У меня объяснения внятного и понятного, грамотного для себя, к сожалению, нет.

Елена Рыковцева: Я должна обязательно напомнить, как были рады его поклонники, что он будет комментировать.

Александр Мельман: То, что на "Матч ТВ" не хватало мне Василия – это безусловно так. Он уже практически год там не работал. Там очень хорошая команда комментаторов, очень сильная, но действительно Васи не хватало. Его стилистика, его манера мне очень близка, как будто такой собеседник, ты с ним общаешься, причем очень современен и адекватен. Я очень радовался, когда узнал, что Первый канал сделал ему предложение, и писал, что Первый канал только от этого выиграет, а "Матч ТВ", безусловно, проиграет. Потому что очень сильная команда "Матч ТВ" будет неполноценна без Уткина.

Елена Рыковцева: Я коротко расскажу, что случилось после того, как он блестяще, как вы говорите, прокомментировал свой первый матч.

Александр Мельман: Не он один, а с Кириллом Дементьевым.

Елена Рыковцева: Еще неизвестно, что будет дальше с Кириллом Дементьевым. Получается, что все они трое – Леонид Слуцкий, Кирилл Дементьев и Василий Уткин увязаны в одной истории. Давайте четко расскажем нашим слушателям, что случилось. Здесь начинается общая история, которая касается их троих. Леонид Слуцкий был приглашен комментировать несколько, по некоторым сведениям, пять матчей чемпионата мира, на Первый канал. Но он успел откомментировать четыре игры, и 17 июня 2018 года во время матча немецкой и мексиканской сборных его коллега Дементьев сказал ему в диалоге, что сборная Германии играет в "навальный футбол". "Навальный играет в футбол?" – позволил себе пошутить Слуцкий. После чего пошла масса слухов, что это его последний матч. Василий Уткин не остается в стороне от этой истории и 18 июня посвящает ей пост в своем Telegram-канале, в котором называет отказ Владимира Путина вслух называть фамилию Навального, а именно это инкриминируют теперь Леониду Слуцкому уважаемому, что он назвал вслух фамилию Навального, так вот Уткин называет это "троллингом, доступным восьмикласснику", а обсуждение шутки Слуцкого сравнивает с "реакцией на слово "пиписька" в детском саду". То есть один у него восьмиклассник – Владимир Путин, а все остальные, которые всерьез отнеслись к этой истории, – детский сад. 18 июня он это комментирует, и по некоторым сведениям, которые никто не может ни подтвердить, ни опровергнуть, из Администрации президента раздается звонок на Первый канал с требованием убрать Василия Уткина. И это требование немедленно выполняется. На следующий день он, не затевая никаких разборок, благодарит Первый канал за сотрудничество, умный взрослый человек, понимает, что никаких претензий к руководству Первого канала быть в такой ситуации не может, и уходит. В этот же день, что самое поразительное в этой истории, уходит и прощается Леонид Слуцкий. У меня нет информации о том, что поступали звонки по поводу Слуцкого, но он все равно уходит. Когда мы обсуждали с Михаилом эту историю, Михаил предположил, что может быть, в знак солидарности.

Михаил Михайлин: Насколько я знаю, увольнение Васи с "Матч ТВ" случилось накануне его дня рождения. Если я правильно помню, Слуцкий был первый, кто поздравил Васю с днем рождения после его увольнения и лично, и в эфире, потому что Слуцкий его очень сильно уважает. Когда я писал пост о том, что Слуцкому стоило бы уйти, наверное, перестать комментировать, я не знал ни про пять матчей, я не знал про контракт. Я считаю, что это был поступок поддержки друга. Мне коллеги написали, что он поедет в Голландию, у него сборы с 22 июня. Я, во-первых, слабо верю в то, что сборы могут быть во время чемпионата мира по футболу. Скорее всего, минус один – это и есть вопрос поддержки своего друга Василия Уткина.

Елена Рыковцева: Интонационно, когда человек говорит "я прекращаю сотрудничество" – это очень важно. Итог этой истории состоит в том, что по неким звонкам, по каким-то интригам, конечно, звонки понятного происхождения, потому что отдать прямой указ Константину Эрнсту может только известный всем журналистам чин в кремлевской администрации, который занимается этим всю жизнь…

Александр Мельман: Мне кажется, необязательно именно этот чин, может быть, какой-то совершенно третьестепенный чин в администрации президента.

Михаил Михайлин: Нет, по таким вопросам звонит только один человек. По остальным вопросам текущим есть масса людей, которые говорят: нужно вот это, нужно то. На самом деле при моей работе я ни разу не получал никогда неадекватных звонков.

Елена Рыковцева: Все знают журналисты этого человека, речь идет об Алексее Громове, сейчас это первый заместитель руководителя президентской администрации, только он может такие вещи совершать. Но чем они руководствовались в этой истории, что за претензии конкретные к Василию Уткину, сыграл ли роль какую-то этот пост, сыграла ли интрига Тины Канделаки, которая известно, как была назначена на свою должность, и может быть, мстит ее покровитель Василию Уткину таким образом. Все что угодно можно придумать, этого мы не знаем.

Александр Мельман: А кто покровитель Канделаки?

Елена Рыковцева: Чемезов. Кто ее привел на "Матч ТВ"? Конечно, Сергей Чемезов. Пиар-компания Тины Канделаки "Апостол" обслуживала корпорацию Сергея Чемезова – это старые деловые партнеры. В благодарность он предлагает кандидатуру Тины Канделаки своим кремлевским друзьям на пост первого человека "Матч ТВ". Дальше начинается конфликт с Уткиным, дальше он уходит. Может быть, это все домыслы и конспирология, что он ему продолжает как-то мстить или она. Мы не знаем этого, но мы знаем, что человека убрали. Если говорить в жестких выражениях, это просто плевок в лицо многим болельщикам. Может быть, я ошибаюсь, может быть, они не заметили этого.

Александр Мельман: Уткина, конечно же, заметили. По крайней мере, я знаю людей, которые выключают комментаторов и смотрят просто картинку, комментаторы их раздражают, они считают, что лучше могут для себя в уме или даже вслух прокомментировать, я тоже в детстве этим занимался. Для меня футбол – это очень во многом комментаторы, я очень уважаю эту профессию, они для меня важнее, чем телеведущие. Я очень часто пишу и ностальгирую по тем советским комментаторам от Николая Озерова до Катэ Махарадзе, Евгения Майорова, Владимира Маслаченко, Владимира Перетурина, которых я очень хорошо помню. Василий Уткин, безусловно, лидер комментаторского цеха на сегодняшний день, как мне кажется.

Елена Рыковцева: Он лидер, вы рады были, его выбрасывают, а что делать с этим?

Александр Мельман: Хотелось бы понять, мы здесь конспирологией занимаемся, по-моему, близки к истине, но хотелось бы понять истинную причину от Василия самого. Но Василий не говорит, имеет на это право – это этика, которую он соблюдает.

Елена Рыковцева: Первый канал тем более. Могу вам прочитать, что сказал Первый канал: "Мы благодарим Василия Уткина за блестящую работу на матче Португалия-Испания. С уважением относимся к его частной жизни и просим не строить конспирологических версий". То есть, мол, что-то такое случилось в частной жизни Василия Уткина, что повлияло на их отношения с Первым каналом.

Михаил Михайлин: Во-первых, Первому каналу не стоит делать заявлений про частную жизнь, потому что про эту частную жизнь много чего известно. Во-вторых, Вася на самом деле создал в России прецедент, Василий Уткин создал в стране первую футбольную программу настоящую, он сделал ее своими руками. Он ее пестовал с 1991 года и на своих руках буквально выносил. Когда встал вопрос о создании спутникового телевидения, Гусинский вызвал к себе Лешу Буркова и сказал: я был в Испании, там есть футбольный канал, я хочу то же самое. Леша Бурков сказал: ты понимаешь, сколько это стоит? Гусинский сказал: я понимаю, сколько это стоит – это стоит запустить спутник. Первым человеком, которого взял Бурков на создание футбольного канала от начала до конца, – это был Василий Уткин. То есть Василий Уткин создал современное футбольное телевидение России – это не пустые слова. Всех тех людей, которые сейчас работают на телевидении, спортивных, пожалуй, кроме Гусева, еще пара человек, конечно, нашего любимого Губерниева, их всех создал своими руками Василий Уткин.

Елена Рыковцева: Давайте посмотрим, как изменились времена. Было время, когда Василия Уткина несправедливо выгнали, и вы его как корпорация фактически восстановили на работе. Сейчас времена, когда миллионы болельщиков были счастливы, что он начал комментировать, но его выгоняют, и все эти миллионы бессильны совершенно.

Михаил Михайлин: А что мы сделаем? Мы выключим звук. Моя мама, будете смеяться, если нет Васи Уткина или Юры Розанова, она выключает звук. Просто нужно понимать, что вся футбольная индустрия телевизионная, которая есть в стране, ее создал Василий Уткин.

Елена Рыковцева: Но за вас решают, будете вы слушать Уткина или нет. Это же силовое решение по отношению к миллионам.

Александр Мельман: Может быть, в данном случае, когда сборная России побеждает уже второй матч подряд, действительно ситуация с Васей и с Леонидом Слуцким уходит на второй план. Если бы мы проигрывали, я думаю, внимание не настолько бы концентрировалось на самом футболе, а на том, что вокруг происходит.

Елена Рыковцева: Совершенно верно. Меня в этой ситуации удивляет полное бессилие, что вам взяли и выключили Уткина из ящика, и мы будем без звука смотреть или смотреть с другим. Александр из Москвы, здравствуйте.

Слушатель: Скажите, пожалуйста, почему слушать, смотреть комментаторов спортивных, которые были, как Николай Озеров, Владимир Маслаченко, Махарадзе было приятно, познавательно, поучительно, желанно, а вот слушать современных спортивных телекомментаторов российских невозможно, противно, как и все остальное, что льется из федеральных телеканалов?

Елена Рыковцева: Любите ли вы Губерниева, как люблю его я?

Михаил Михайлин: На самом деле нужно понимать, что немногие люди, во-первых, все это слышали. Во-вторых, тот объем информации, который тогда приходился на футбольных комментаторов, был довольно небольшой, потому что Советский Союз был замкнут в своем пространстве, пространстве чемпионата внутреннего. Футбол, который был за рубежом, практически не показывали. Василий Уткин сделал очень важную вещь: он взял все лучшее от Озерова, от Маслаченко, безусловно, конечно, от Майорова, потому что они были близко знакомы, и все это привнес в тот комментарий мирового футбола, который мы теперь вместе с вами пытаемся смотреть и слушать по НТВ. Конечно, у Василия есть много талантливых ребят, учеников, которых он очень любил. Я считаю, что кроме Василия есть люди, которых стоит слушать и стоит слышать. Тема старого футбольного комментария благодаря Василию и благодаря Юрию Розанову, она там у кого-то осталась.

Елена Рыковцева: Вы бы назвали его преемником?

Михаил Михайлин: Да, абсолютно. Не просто преемником, а продолжателем дела тех комментаторов, которых привыкли слышать, начиная с Синявского.

Александр Мельман: Начиная с Синявского – это необходимо отметить. Потому что 40–50-е годы – это Синявский, это знаменитое турне "Динамо" в Англии, где он по радио все это комментировал. Записи сохранились, мы это знаем. Я ностальгический человек, тоже, как и Александр, ностальгирую по тем комментаторам, о которых он сказал. Я согласен совершенно о том качестве, которое они выдавали. Николай Озеров больше хоккей все-таки, чем футбол, остальные были прекрасные футбольные комментаторы. Жизнь меняется, мир меняется, быть адекватным сегодняшнему дню – это то, что случилось у Васи и у очень многих людей, которые сейчас работают на "Матч ТВ" и не только. Поэтому действительно у вас такая ситуация, когда в вашей молодости и деревья были больше, и травка зеленее, и девушки красивее. Я вас понимаю, но я не до такой степени ностальгирую.

Елена Рыковцева: Давайте посмотрим опрос, который мы сегодня провели на улицах Москвы.

Опрос на улицах Москвы

Полный текст скоро, звук и видео уже здесь.

XS
SM
MD
LG