Ссылки для упрощенного доступа

Право первой новости. О чеченском Instagram


Скромные медиавозможности чеченского аналога социальной сети Instagram, мобильного приложения Mylistory, созданного в ответ на закрытие аккаунтов Рамзана Кадырова, так и не обеспечили главе Чечни дигитальное импортозамещение. По моим подсчетам, после блокировки аккаунтов Кадырова в Instagram и Facebook его аудитория сократилась более чем на миллион человек. Кадырова прогнали из социальных сетей в декабре 2017 года, на пике его популярности в качестве блогера. Вслед за своим руководителем "западные" социальные сети покинули многие чеченские чиновники и общественные деятели.

На замещение прерванной связи с глобальным миром, как сообщалось, были брошены лучшие умы. Создание национальной социальной сети немедленно получило всенародную поддержку и широко освещалось в чеченской прессе. Но даже чеченские чиновники, спешно зарегистрировавшиеся на новой платформе, не стали активными пользователями Mylistory, а число подписчиков Кадыровых едва достигло несколько десятков тысяч, рекрутированных в основном все из того же окружения главы Чечни. Еще в 2016 году журналист газеты The Wall Street Journal Томас Гроув назвал Instagram Кадырова "политическим инструментом", который глава Чечни использует не только для распространения своего влияния, но и как средство для организации травли и репрессий далеко за пределами Чечни. В частности, в статье отмечалось, что над профилем главы Чечни работает целая команда специалистов, работу которой координирует председатель парламента Чечни Магомед Даудов.

Кадыров завел аккаунт в Instagram в ноябре 2013 года. За четыре года посты в социальных сетях стали едва ли не основным источником информации о Чечне, а главным брендом новостей из Грозного был глава республики, который задавал тон дискуссий всем остальным участникам околочеченского медиапространства. Политические хештеги #Россия, #Чечня, #Путин, #Кадыров постепенно дополнились нейтральными – #Футбол, #Спорт. Кадыров призывал вести здоровый образ жизни, соблюдать нормы ислама и проводить время с пользой для "общества". Из сообщений Instagram общественности становилось известно о решениях главы Чечни, его аккаунты превратились в главный источник информации для подконтрольных Кадырову СМИ. Действовало жесткое правило: право первой новости было закреплено за Кадыровым. Это правило позволяло, во-первых, увеличивать число подписчиков, а во-вторых – диктовать новостной контент из республики для всех журналистов, в том числе и московских.

Кадыров и Instagram хорошо сработались

К моменту блокировки аккаунта Кадырова в Instagram на него было подписано свыше двух миллионов пользователей. Подобным количеством фолловеров среди российских политиков может похвастаться разве что Дмитрий Медведев, набравший около 2,5 млн "виртуальных друзей". Для сравнения: у пресс-секретаря Кадырова Альви Каримова – несколько десятков подписчиков, у Магомеда Даудова – 165 тысяч, у телеканала "Грозный" – чуть больше 80 тысяч. На аккаунт руководителя администрации главы и правительства Чеченской Республики подписались всего 504 подписчика.

Помимо странички в Instagram Кадыров открыл аккаунты в других популярных социальных сетях, первым делом – в "Живом журнале". Последним сетевым ресурсом, куда пришла "виртуальная Чечня", стал мессенджер Telegram. За первые месяцы существования аккаунтов Кадырову направили несколько тысяч жалоб, просьб, даже мольбы о помощи. Обращения приходили не только из Чечни, но и из других регионов России, как и из-за рубежа. Обращений было так много, что Кадыров был вынужден создать для них специальный почтовый ящик. Одним словом, Кадыров и Instagram хорошо сработались: Instagram пополнял бюджет за счет чеченских подписчиков по всему миру, а Кадыров динамично расширял аудиторию на Северном Кавказе и за его пределами.

Как талантливый пиарщик, Кадыров периодически провоцировал конфликтные ситуации, поскольку понимал, что социальные сети питаются скандальными новостями. Напомню один громкий случай: конфликт с российским спортсменом, чемпионом мира по смешанным боевым искусствам Федором Емельяненко, который высказался о недопустимости проведения детских боев в Грозном. Известны также случаи, когда Кадыров реагировал на посты подписчиков самым неординарным способом – вплоть до того, что просил неприятелей оставить номера телефонов для связи. Так случилось, например, с муниципальным депутатом городского округа Черноголовка Борисом Ечмаевым, комментарий которого не понравился чеченскому лидеру.

Активность Кадырова и его соратников в социальных сетях и мессенджерах не ограничивалась одним лишь пиаром и распространением новостей: "гвардейцы" главы Чечни мониторили социальные сети, а также другие средства коммуникации, выявляя "несогласных" по всей России. Глобальные возможности для саморекламы, которые предоставили Кадырову социальные сети, также обеспечивали глобальные возможности по запугиванию и преследованию оппонентов. Именно через социальные сети Кадыров объявлял своим сторонникам, кого теперь нужно рассматривать, как очередного врага чеченского народа. Аккаунт Кадырова, доступный миллионам пользователей, трансформировался в источник подстрекательства к насилию. Ярким тому примером служит случай, когда глава Чечни призвал мусульман к актам возмездия в разных странах мира. Он публично метил свои жертвы через Instagram, превращая их в мишени для фанатиков.

В заявлении Facebook относительно причин закрытия аккаунта Кадырова указано, что решение принято в связи с внесением главы Чечни в санкционный список Министерства финансов США. Но может быть и так, что настоящей причиной стала глобальная угроза, исходящая от постов Кадырова. С утратой позхиций в социальных сетях лайфы Кажырова ушли в прошлое. Mylistory не так давно запустил англоязычную версию, но число подписчиков Кадырова так и не перевалило за сотню тысяч. Но главное, чего лишился чеченский лидер, заточенный в границах России - ощущения свободы и всемирной безнаказанности. Именно Facebook и Instagram давали Кадырову возможность ощутить себя не главой маленькой северокавказской республики, но чуть ли не властелином мира. Именно здесь он мог без оглядки на Москву высказать все, что думает. Теперь, судя по всему, в сердце Рамзана поселилась грусть, и вернуть ему радость жизни может только Instagram.

Ислам Текушев – кавказский журналист, главный редактор сайта Caucasus Times​

Евгений Романовский - блогер

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции

* В апреле 2022 года по просьбе одного из авторов в оформление и выходные данные текста внесены изменения

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG