Ссылки для упрощенного доступа

Честные новости. Елизавета Александрова-Зорина – о хронике жизни


Меня иногда спрашивают и сограждане, и иностранцы, какие СМИ читать, чтобы понимать, что на самом деле происходит в России. С советской пропагандой было проще: нужно было менять плюс на минус, чёрное на белое – и удавалось получать почти объективную картину. Но сегодняшние СМИ превратились в такой информационный Голливуд, что в этом котле из фейков и постановочных сюжетов, перемешанных с вырванными из контекста фактами, практически невозможно отыскать правду. У оппозиционных изданий тоже определённая интонация, манера, критерии отбора и подачи материала, из-за которых многие люди, не верящие официозу (за последние 9 лет число тех, кто доверяет ТВ, упало с 79% до 49%), оппозиционерам не верят тоже. К тому же оппозиционные СМИ сфокусированы на том, что происходит в правящей элите и в Москве с Петербургом, у них ведь нет региональной корреспондентской сети. Чтобы получить объективное, непредвзятое представление о происходящем в стране, советую читать криминальную хронику.

Сводку преступлений и чрезвычайных происшествий журналистам сливают оперативники, следователи и помощники судей – даже быстрее, чем официальные службы, отправляющие в СМИ ежедневные отчёты, и редакции за это неплохо платят, ведь такие новости приносят хороший трафик. Удивительно, что наша цензура игнорирует эту сферу! Властям неинтересно скрывать информацию, если речь не идёт о финансах и преступлениях политиков, чиновников и олигархов. А ведь все пропагандистские слащавые сюжеты "из глубинки", путинские “потёмкинские" города и деревни, президент в окружении рыбаков и благостных верующих в платочках, премьер-министр, призывающий гордиться жизнью в провинции, сюжеты об успехах в городе и на селе, помноженные на мелодраматические сериалы о жизни “простых людей”, – разбиваются вдребезги о новости самой обычной криминальной хроники. Открываешь её – и видишь свою страну голой, без прикрас, такой, какая она есть.

На всех экранах страны – бесконечные парады победы, военные учения в детских садах, конкурсы военной песни в начальных школах и ура-патриотические военные ленты, которые снимаются в таких промышленных масштабах, словно Великая Отечественная закончилась буквально на днях и о ней ничего ещё не снимали. А в это же самое время новости о ветеранах этой войны то и дело мелькают в криминальной хронике: одного зарезали за медали, второго “просто так” забил ногами насмерть пьяный прохожий, ещё одного, вместе с женой, убили при ограблении, ещё одного забили молотком, ещё одного ослепили солью и задушили… Участнице войны по ошибке отрезали здоровую ногу, и она умерла на операционном столе, а блокадницу, обвинённую в краже трёх пачек масла в магазине, отвезли в полицейский участок, где она умерла от сердечного приступа. Нет, никто не охотится прицельно на ветеранов, просто в современной России старикам не место. Они постоянные жертвы мошенников, аферистов, воров, грабителей, и большая часть организованных преступлений так и остаётся нераскрытыми. Возможно, потому что преступникам помогают какие-то социальные службы и участковые? Но это всё также говорит и о том, что в России огромное количество доведённых до крайности людей, которые готовы забить молотком 90-летнего человека, чтобы украсть его жалкие “похоронные”.

Уровень неравенства – как при царизме начала ХХ века и становится всё выше. Мы не узнаем об этом из лояльных властям СМИ, как и о том, что, по оценкам экспертов, бедных и нищих в стране – треть населения. Зато в криминальной хронике, которая не умеет держать язык за зубами, можно прочесть: в Воронеже 70-летняя старушка, укравшая два глазированных сырка и пойманная с поличным, умерла от сердечного приступа прямо в магазине. Другая умерла в магазине в Астрахани, когда её схватили с украденной нарезкой колбасы. В Приволжске Ивановской области пенсионерке, укравшей у соседей пачку сахара и 300 грамм масла, дали год тюремного заключения условно (можно представить, в какой нищете живут её соседи, если заявили на несчастную за эту кражу.) В том же году в Приволжске осудили ещё несколько человек, укравших продукты. В Петрозаводске 70-летняя пенсионерка вынесла из магазина сумку с продуктами – рыбой, колбасой, маслом, сосисками. Съесть, правда, не успела, так как была арестована. Это и есть та самая достойная жизнь пенсионеров, о которой последний год так много говорит правительство?

А дети, те самые, которых президент целует в животик и которым посвящены чадолюбивые речи священников и политиков о семейных “скрепах” с традиционными ценностями? 14-летняя девочка, написавшая письмо Путину, повесилась; педагоги 15 лет насиловали детдомовцев; на сайте сдавали в аренду детей за криптовалюту; пьяная женщина, поругавшись с сожителем, выбросила 2-летнего ребёнка в окно и выпрыгнула следом сама… Откройте любую сводку региональных новостей – и перед вами разверзнется бездна. Я наугад выбрала Оренбуржье: подросток убил соседского ребёнка; мальчик утонул в выгребной яме; сотрудники полиции избили ребёнка; маньяк-педофил убил двоих детей, 50% всех сексуальных преступлений в области совершаются против детей; суд оштрафовал многодетную женщину, которая украла у соседей овчарку и сварила детям на обед, потому что нечего было есть. Или вот Иркутская область: одна мать зарезала 6-летнего сына, другая задушила 2-летнего сына и 5-летнюю дочь; отец убил 6-месячного сына, потому что тот громко плакал; многодетный отец забил 4-летнего сына насмерть за то, что тот испачкал колготки; 9-летнюю школьницу нашли убитой; 16-летнюю школьницу нашли убитой; мёртвого младенца нашли в пластиковом пакете на остановке… И так – в каждом регионе. Читая всё это, можно сойти с ума.

Жизнь моей страны – унизительная, безысходная, беспробудная нищета, которую скрашивает только водка. И не говорите, что сейчас не так, как в 90-х – если порыться в статистике смертности Росстата, то можно найти жуткую цифру умирающих от алкоголя, около 56 тысяч человек в год. А ещё мы традиционно впереди Европы всей (да и Азии) по количеству убийств. Нет, это не военные конфликты, не нашествие серийных маняьков-убийц и даже не истребление всех оппозиционно мыслящих, это жуткая и нелепая пьяная поножовщина, в которой свои убивают своих. Откроешь любую провинциальную, да и столичную газету, и там почти в каждом выпуске: пришли в гости, выпили, поругались, схватились за ножи – труп, а то и сразу несколько.

Может, это и вредно для пищеварения, как писал Михаил Булгаков, но всё же газеты надо читать. Нет, не всё, а только криминальную хронику

Есть сомнения в том, что криминальная хроника даёт объективную картину, а не искажает её, освещая только наказания и преступления? Попробуйте почитать хронику других стран. Вот, к примеру, в Швеции: новости о лосе, выскочившем под колёса машины; о работнике, засудившем фирму за нарушение трудового кодекса; о русской подлодке, померещившейся у берегов Готланда. Эти сообщения перемежаются известиями о перестрелках и поджогах в мигрантских “гетто” (их меньше, чем лосей и призраков русских подлодок). Изредка ещё можно встретить историю про какую-нибудь сирийскую девочку, которая заявила на своих родителей за то, что пытаются насильно выдать её замуж в 14 лет (или, наоборот, не заявила, но это стало достоянием полиции). И это – нынешняя Швеция как она есть.

В криминальной хронике Европы, которая, как мы знаем из российских СМИ, погибает на наших глазах, не найдёшь ежедневных сообщений о том, что полицейский убил жену из ревности (спойлер: беспочвенной), нанеся 48 ножевых ранений; что муж застрелил жену за отказ вернуться и покончил с собой; что пьяный муж убил жену на глазах ребёнка; что муж вывез жену в лес и отрубил руки; что муж убил жену молотком, а тело расчленил ножовкой; что муж забил жену и спрятал тело в подполе в детской комнате; что “безобидный пьяница по кличке Веник” (так в источнике) отрезал сожительнице голову. Неудивительно, что новости об убийствах жён мужьями всем наскучили, и на них обращают внимание, только если убийца проявил фантазию – расчленил и съел, убил на глазах детей или что-нибудь в этом роде. Каждую третью женщину в России регулярно избивает муж или партнёр, а в домашних ссорах в год гибнут около 14 тысяч женщин. Об этом не скажут политики или ангажированные журналисты, у которых путинская Россия встала с колен назло бездуховному Западу. А вот криминальная хроника не молчит.

Но в ней не только грустное и страшное. Есть много грустно-смешного и грустно-нелепого. Священника осудили за торговлю опиумом (нет, не который “для народа”, а настоящим). Православные священники с имамом провели обряд избавления от порчи в кабинете, где изнасиловали дознавательницу, и помолились о раскрываемости преступлений. Настоятель монастыря убил послушника, и выяснилось, что оба – из бандитов, и немало лет провели за решёткой. Баптистского пастора, который крестил верующих в Каме “без уведомления органов власти”, оштрафовали за несанкционированный митинг. На рынке произошла массовая драка из-за того, что одна продавщица продавала картофель на 5 рублей дешевле, чем другая. Майкл Джексон попросил у 60-летней женщины из Димитровграда 25 000 рублей на поездку в Норвегию, а она отправила целых 30 000. Австралийский актёр Крис Хемсворт попросил у жительницы Новосибирска миллион на оформление российской визы и оплату стоянки частного самолета, на котором должен был прилететь в Россию, и она взяла эти деньги в кредит. Если люди верят в обещания нашего президента, почему бы им не поверить в то, что Майкл Джексон жив, а Крис Хемсворт прилетит к любимой в Новосибирск, как только оформит визу?

Может, это и вредно для пищеварения, как писал Михаил Булгаков, но всё же газеты надо читать. Нет, не всё, а только криминальную хронику. Просто чтобы знать, как на самом деле живёт твоя страна, наивная, нелепая, обобранная, нищая, пьяная, злая, несчастная страна. Страна, которая избивает других до смерти, и страна, которую до смерти избивают саму.

Елизавета Александрова-Зорина – московский писатель и публицист

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG