Ссылки для упрощенного доступа

Борьба за патенты. Российского ученого в Чехии затаскали по судам


Компания докторанта Чешского технического университета и россиянина Вадима Царёва после двух судебных разбирательств должна выплатить крупную сумму чешским фирмам представителя Удмуртской торгово-промышленной палаты Константина Фирстова.

Царёв отказался давать в суде свидетельские показания и защищать себя, опасаясь преследования со стороны Фирстова. В интервью Радио Свобода он объяснил, что такое решение было принято им после серии звонков от неизвестных людей, которые требовали передать права на его изобретения, а также угроз, поступивших одному из его партнеров, которому неизвестные сообщили, что Константин Фирстов является представителем российской власти, поэтому следует отказаться от судебной тяжбы с принадлежащей ему и его родственникам фирмой Lokal Project s.r.o.

Эта история начинается с того, что россиянин Вадим Царёв зарегистрировал в Чехии две полезные модели, проще говоря, конструктивные улучшения для машин, которые обрезают ветки и сучья (такие машины иногда называют лесными тракторами): во-первых, усовершенствования, позволяющие вместо гидравлической тяги использовать электрическую, что делает лесные трактора более дешевыми, а во-вторых, систему опрыскивания, чтобы одновременно не только срезать ветки и сучья, но и обрабатывать ствол дерева против вредителей, в том числе жука-короеда.

Последнее было важным из-за климатических изменений. В странах Центральной Европы, особенно в Чехии и Словакии, где растет большое количество сосен, жук-короед размножился до таких масштабов, что не только частные владельцы лесных хозяйств, но и государство не успевают вывозить из леса все деревья, подлежащие вырубке. При этом стволы деревьев необходимо заранее избавить от сучков и веток, и только потом отправлять на переработку. Помимо этого, удаление веток и сучьев на стволе дерева, как правило, в нижней его части, – рутинная работа владельцев лесных хозяйств. Таким образом повышается качество древесины и снижается риск лесных пожаров.

Как ученый-изобретатель, Царёв не имел финансовой возможности самостоятельно наладить производство, поэтому ему понадобились партнеры. Первым из них стал работающий в Чехии российский предприниматель Сергей Теленков, которому Царёв передал лицензии на производство 10 лесных тракторов. Одновременно с этим он познакомился с Константином Фирстовым, который представился полномочным представителем Торгово-промышленной палаты России в Чехии (и подписывал так свои письма, но в интервью Радио Свобода рассказал, что является представителем Удмуртской торгово-промышленной палаты).

Видео, выложенное в интернет партнером Вадима Царёва

Фирстов предложил Царёву инвестиции в производство, и первый партнер ученого – Александр Теленков – передал лицензии на производство 10 лесных тракторов в чешскую компанию Wood Techno Servis s.r.o., которая была оформлена на родственницу представителя Удмуртской ТПП Татьяну Фирстову, до сих пор являющуюся директором этой фирмы.

В итоге компания Вадима Царёва получила средства на производство машин и действительно начала его (в распоряжении редакции есть видео, подтверждающее это). Однако спор за лицензии, начатый компаниями Фирстова (в частности, его фирмой Local Project s.r.o.), и последующее решение о начале судебного разбирательства привели к тому, что производство было остановлено, а все закупленное оборудование было вывезено партнерами Фирстова на склад, где дальнейший сбор машин был невозможен. Ученый Вадим Царёв объясняет подробности этого дела:

Вадим Царёв
Вадим Царёв

– В документах суда говорится, что вы отказались выступать в суде. По какой причине это произошло?

– Это произошло по той причине, что я, помимо чешского гражданства, имею российское гражданство. А поскольку господин Фирстов представлялся и, видимо, является полномочным представителем ТПП России в Чехии и Словакии, естественно, по своим связям он может мне как-то портить кровь, я поэтому отказался. Когда идете против власти, а тем более российской власти, а вы российский гражданин, не мне вам объяснять, чем это может закончиться.

Но ведь, отказавшись от свидетельских показаний в этом деле, таким образом, вы не защитили свои права. И в решении суда говорится о том, что он вынужден был по этой причине принять сторону, которая вас обвиняет.

– Просто доказательств нашей невинности столько, что мне даже в голову не пришло, что суд может повернуть все с ног на голову и засудить нас. Если мы берем цепочку доказательств, то первое доказательство в том, что этот договор между нами готовила сторона, которая на нас же в суд и подала. Как мне объяснил адвокат, по чешским законам, если они подготовили договор, а я его только подписал, что у нас, в принципе, и было, то эта сторона не может подавать в суд и требовать признать договор недействительным. То есть суд не должен был принимать дело к рассмотрению, но он это сделал. Второе – это то, что они дали 50 процентов аванс, а мы фактически сделали работу на 85 процентов, что они признают своим же письмом. Я попросил доплатить 35 процентов, поскольку это были мои деньги, и предложил, что после этого я готов договариваться о дальнейшей совместной работе. В итоге со склада они отвезли детали к десяти машинам, сделанным на 85 процентов. Стоимость их намного больше той суммы, которую они дали. И свидетели в суде факт присвоения деталей подтвердили. И при этом все равно они требуют вернуть полную сумму. Это нонсенс! Можно только гадать – было это сделано преднамеренно, чтобы убрать возможную конкуренцию, или просто из жадности. Ведь всю документацию и технологические приемы компания Фирстова уже получила.

Константин Фирстов, судя по решению суда, организовал вам какое-то место, где якобы, по крайней мере, так утверждает суд, вы могли продолжить свою работу.

– Немножко не так. Это был просто какой-то обычный гараж. Туда в угол свалили все эти запчасти, и мне говорят: "Вот тебе место для работы. Вот сюда приезжай и доделывай эти устройства". В гараже, на колене, на полу, ни инструментов, ни станков ничего нет. Я сказал, что "тут ничего нет для полноценной работы".

Представитель Удмуртской ТПП Константин Фирстов в интервью Радио Свобода так объясняет суть спора с российским ученым:

– Мы – пострадавшая сторона. Мы заплатили деньги за лицензии, потому что был привлечен инвестор, который потом имел к нам претензии. Но ничего не получилось. Я сам хочу выровнять эту ситуацию каким-то образом.

– Вадим Царев утверждает, что представители вашей компании увезли все детали к лесным тракторам и не дали ему возможности завершить работу. И теперь он по суду все равно должен выплатить крупные средства.

– Хлам этот увезен был. Он лежал за городом. Ничего же не получилось. Никакой машины из этого. Это было давно, и ничего не получилось. То, что так получилось, ни у кого радости от этого нет. Все были увлечены проектом, было красивое видео. Все верили, что это может существовать. И все на это купились.

Фирстов является владельцем нескольких компаний в Чехии (вот обширный список принадлежащих ему заграничных активов). В открытых источниках о нем ранее писали то как о представителе инвестиционно-консультационной группы GMCS, то как о директоре по развитию чешской компании SMS CZ s. r.o. Он обладает обширными связями с удмуртскими чиновниками и пользуется их поддержкой: принимал участие в переговорах и конференциях, организованных Удмуртским правительством, на которых присутствовали удмуртские чиновники. По словам Игоря Сергеева, руководителя Transparency International в Калининграде, в данном случае речь может идти о конфликте интересов, иными словами, о продвижении собственных бизнес-проектов, пользуясь возможностями Торгово-промышленной палаты России:

Игорь Сергеев
Игорь Сергеев

– Торгово-промышленная палата, вопреки распространенному представлению, что она якобы заменяет какие-то государственные функции, – это некоммерческая и неправительственная организация, и соответственно ни ее сотрудники, ни ее члены не являются ни государственными, ни муниципальными служащими, на которых напрямую распространяются нормы о запрете иметь счета или недвижимое имущество за рубежом или пользоваться иностранными финансовыми инструментами, под которыми понимается, например, владение долями в иностранных предприятиях. ТПП России существует в форме союза, в идеале за счет взносов ее членов. Конечно, возможны случаи, когда представитель палаты получает какие-то субсидии для выполнения конкретных функций. Рассматривая деятельность представителей ТПП России, нужно скорее ориентироваться на закон о некоммерческих организациях, в котором есть нормы о конфликте интересов.

– Является ли конфликт интересов коррупцией?

– Конфликт интересов – это самое очевидное проявление коррупционного поведения. Но это всегда прямая ситуация, когда человек осуществляет какие-то действия, в частности, в коммерческих интересах своих или своих родственников. Это основное направление, в котором наша организация работает, а закон о противодействии коррупции предусматривает конфликт интересов как одно из основных правонарушений в этой области. Если говорить о том, какие действия член торгово-промышленной палаты может или не может осуществлять, всегда речь идет о заинтересованности. Заинтересованность для организации, которую он представляет, – по умолчанию, поэтому нужно понимать, какие действия сотрудник ТПП может осуществлять в пользу своей организации, а какие – для пользы собственного бизнеса, использует ли он для личных целей свое положение в торгово-промышленной палате, – рассказывает Игорь Сергеев.

XS
SM
MD
LG