Ссылки для упрощенного доступа

В поисках шефа разведки США. Кандидаты президента Трампа


Директор ФБР Кристофер Рей, директор ЦРУ Джина Гаспел и директор разведки Дэн Коутс на слушаниях в Конгрессе 29 января 2019 года
Директор ФБР Кристофер Рей, директор ЦРУ Джина Гаспел и директор разведки Дэн Коутс на слушаниях в Конгрессе 29 января 2019 года

Подбор кандидата на должность директора национальной разведки США, которая, по мнению президента, "отбилась от рук", оказался замысловатой задачей. Дональду Трампу это удалось лишь с третьей попытки.

Отношения президента и разведки никогда не бывают простыми. Разведка часто докладывает президенту то, что не укладывается в его представление о происходящем в мире. Она взвешивает угрозы не на аптекарских весах и потому обязана предполагать худшее. По этой причине ее предсказания часто не сбываются. И грош ей цена, если она берется за исполнение политического заказа. Ее дело – независимая экспертиза.

Президент Трумен разведку не любил и часто возвращал ее доклады нераспечатанными. Не доверял разведке и Ричард Никсон. А вот Джон Кеннеди обожал романы про Джеймса Бонда и смотрел в рот директору ЦРУ Аллену Даллесу.

У Дональда Трампа отношения с разведкой складываются сложно. В январе 2017 года, еще до вступления в должность избранному президенту доложили о компромате на него, которым располагает Москва. Это было краткое содержание досье Кристофера Стила, в котором были и подробности пребывания Трампа в Москве в ноябре 2013 года. Докладывал директор ФБР Джеймс Коми, но по согласованию с директором национальной разведки Джеймсом Клеппером и директором ЦРУ Джоном Бреннаном. После инаугурации все трое лишились своих постов.

Во главе разведсообщества США встал бывший сенатор от Индианы, бывший посол США в Германии Дэн Коутс. Он всегда был примерным членом Республиканской партии, однако на новом посту был вынужден не соглашаться с президентом, и делал это публично. Разногласия касались прежде всего вмешательства России в президентские выборы 2016 года, а также Северной Кореи и Ирана.

В сентябре прошлого года в New York Times появилась колонка за подписью "Аноним". Об авторе было сказано, что это "старшее должностное лицо в администрации Трампа". Лицо это утверждало, что в окружении президента существует "Сопротивление", стремящееся минимизировать последствия его шагов. Дональд Трамп объявил публикацию фальшивкой, а обозреватель телеканала MSNBC Лоуренс О'Доннелл "вычислил" в анониме Коутса.

Кто это? Вот вопрос на злобу дня. Кто это сделал? Кто автор колонки в New York Times, которого президент назвал "трусливым анонимом" и теперь требует от New York Times назвать этого человека правительству?

Методом исключения О'Доннелл пришел к выводу, что это Дэн Коутс: ему уже 75 лет, и это его последний пост в правительстве. Но Коутс опроверг это заключение.

В конце июля сообщения об отставке директора национальной разведки подтвердились. Коутс вручил президенту заявление об отставке с 15 августа. Документ составлен в лояльных выражениях. Причиной отставки названо желание "перейти к новой главе моей жизни".

Отставка была принята. Президент прокомментировал ее несколько сумбурно.

Мы еще не назвали исполняющего обязанности, но мы очень рады тому, что Дэн Коутс... Мне нравится Дэн, он мой друг. Я имею в виду, что он – потрясающая личность. Мне он очень нравится. Конфликта, собственно, не было. Думаю, это было скорее недоразумение, чем конфликт. Дэн сделал заявления, которые слегка запутали дело. Но это не конфликт. Дэн – мой друг. Он хороший человек. Но я думаю, Джон Рэтклифф, если будет утвержден, проделает невероятную работу. Ему требуется утверждение. Думаю, он отлично справится с работой. Надеюсь, его утвердят. Нам нужен кто-то вроде него. Кто-то крепкий, который сумеет по-настоящему обуздать разведку. Потому что разведка – думаю, вам всем это известно, – отбилась от рук. Они от рук отбились.

Джон Рэтклифф
Джон Рэтклифф

В поисках нового директора президент обратил свой взор на конгрессмена Джона Рэтклиффа. По всей видимости, Дональд Трамп увидел его по телевизору, когда Рэтклифф строго допрашивал спецпрокурора Роберта Мюллера.

Однако сразу же обнаружились и препятствия к этому назначению, которое должно быть утверждено Сенатом. Выяснилось, что Рэтклифф преувеличивает свои заслуги в борьбе с международным терроризмом и нелегальной иммиграцией, что он слабо знаком с работой разведки и "слепо предан" президенту, а значит, есть риск политизации деятельности разведсообщества.

Президент, однако, объявил сообщения на эту тему "фальшивыми новостями". Еще 1 августа он был полон решимости "продавить" свое назначение.

– Г-н президент, вас беспокоят сообщения о том, что ваш назначенец на пост директора национальной разведки, конгрессмен Рэтклифф, приукрасил свой послужной список и что демократы намерены противиться его назначению?

– Конгрессмен Рэтклифф – выдающийся человек, и я уверен, что он прекрасно справится. Просто выдающийся. Его уважают все, кто его знает.

Однако уже на следующий день, когда стало известно, что против Рэтклиффа выступают и ряд республиканцев, президент отозвал его кандидатуру.

Вместо того чтобы месяцами терпеть клевету и оскорбления, а я объяснил Джону, как неприятно будет ему и его семье иметь дело с такими людьми, Джон решил остаться в Конгрессе, где он делает выдающуюся работу, представляя народ Техаса и нашу страну. Я объявлю о своем назначении на пост директора национальной разведки скоро.

Журналистам он объяснил свое решение происками недоброжелательной прессы.

– Г-н президент, почему вы отступились от Рэтклиффа? Почему бы не подождать, не посмотреть, как пойдет процесс?

– О каком процессе вы говорите?

– О процессе утверждения. Утверждения конгрессмена Рэтклиффа.

– Потому что я почувствовал, что пресса относится к конгрессмену Рэтклиффу очень несправедливо. И я спросил его: "Вы хотите пройти через это, продолжаться это будет два-три месяца или, может, вы хотите, чтобы я сделал что-то другое?.."

– А в чем проблема с назначением исполняющим обязанности Сью Гордон?

– Может, ее назначу. Мне нравится Сью Гордон. Всегда нравилась.

Сью Гордон – первый замдиректора национальной разведки. Она кадровый разведчик, специалист по технологиям, более четверти века проработавшая в ЦРУ. Но предложение президента она не приняла. 8 августа Дональд Трамп получил ее заявление об отставке, вступающее в силу 15 августа – в тот же день, что и отставка Коутса.

Дональд Трамп попрощался со Сью Гордон в Твиттере.

Сью Гордон – великолепный профессионал с продолжительной и выдающейся карьерой. Я знаком с ней больше двух лет и за это время очень зауважал ее. Сью объявила, что покидает пост 15 августа, что совпадает с отставкой Дэна Коутса. Новый исполняющий обязанности директора национальной разведки будет назван вскоре.

Новым кандидатом стал адмирал Джозеф Макгуайр.

Рад сообщить, что находящийся в почетной отставке с военной службы Джозеф Макгуайр, в настоящее время – директор Национального контртеррористического центра, будет назначен исполняющим обязанности директора национальной разведки. Назначение вступает в силу 15 августа. Адмирал Макгуайр имеет за плечами долгую и блестящую карьеру в вооруженных силах, уволен из военно-морских сил США в 2010 году. Он занимал командные должности всех уровней, в том числе возглавлял Командование специальных операций ВМС. Он также был стипендиатом программы национальной безопасности в Гарвардском университете. У меня нет сомнений в том, что он прекрасно справится с работой!

Джозеф Макгуайр
Джозеф Макгуайр

Джозеф Макгуайр – вице-адмирал с 36-летним послужным списком. В 1977 году после специальной подготовки он стал офицером морского спецназа, который в Америке называют "морскими котиками" (по аббревиатуре SEALs – названию сил специального назначения ВМС, которое расшифровывается как "море, воздух, вода", но seal по-английски – еще и котик). Он был водолазом-подрывником и поднимался по служебной лестнице, пока не возглавил в 2004 году Командования специальных операций ВМС США. До своего назначения в разведку он был директором Национального контртеррористического центра.

Вот отрывок из интервью Макгуайра, которое он дал в феврале 2016 года.

– Что бы вы назвали самым значительным уроком лидерства, который вы усвоили за многие годы в военном флоте, сталкиваясь с тяжелыми и невообразимыми обстоятельствами как морской спецназовец?

– Хорошие идеи не всегда приходят сверху. Что касается службы в морском спецназе, то каждый, кто участвует в операции, имеет право голоса, поскольку каждый может получить награду, а может умереть. Я всегда говорю о "котиках", что это компания, которая принадлежит ее сотрудникам. У каждого есть своя доля в ней. И когда ставки высоки, решение должен принимать старший, но осмотрительность и благоразумие требуют, чтобы ты выслушал каждого, даже того, кто не так уж искушен, как ты, потому что часто у таких людей нет предубеждения, а ты годами делаешь одно и то же одинаково, и тут кто-то приходит и спрашивает: "Почему?" И случается, что это "почему", заставляет тебя подумать, что и как ты делаешь и улучшить свой образ действий.

Критических высказываний по адресу Макгуайра пока не слышно.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG