Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Скуляри и выставка "Ленинградская литографская мастерская"


Скуляри Михаил Николаевич, "Строители". Бумага, литография
Скуляри Михаил Николаевич, "Строители". Бумага, литография

“Дорогие братья, художники! В 1988 году я подарила полное собрание цветных автолитографий М. Н. Скуляри “Царскосельской коллекции” (когда она ещё не имела больших имён и не имела статуса Государственного музея), в том числе мной были подарены работы Якобсон, Ведерникова, Тырсы и др., я ждала 30 лет выставки, мне было 44 года, сейчас вот-вот 75, я напоминала, но безрезультатно! Наконец вчера было открытие. Но меня не пригласили…” – это крик души Наталии Скуляри, вдовы художника Михаила Скуляри, который раздался в соцсетях сразу же после открытия выставки “Ленинградская литографская мастерская” в Государственном музее “Царскосельская коллекция”. Наталия Скуляри – тоже художник, график, причину своего возмущения она объясняет так:

С 1932 года на его имя фактически был наложен запрет – из-за деда

– Михаил Николаевич Скуляри – редкий, удивительный человек, замечательный художник, ученик Петрова-Водкина, Рылова, он и у Филонова целый год занимался. Когда он учился в академии художеств, он самоучкой изобретал двигатели, академию закончил с отличием, знал несколько языков. Когда я недавно сделала небольшую выставку, ко мне подошла женщина и сказала: вы знаете, я изучала двигатели Скуляри в институте. Михаил Николаевич долгие годы болел, я за ним ухаживала, потом сама долго болела, меня поставил на ноги наш дом творчества “Челюскинское”. И я осталась без копейки, потому что шикарно мы не жили, договоров Михаил Николаевич не имел, а у меня была хорошая работа, но за годы болезней мне пришлось ее оставить. Он умер в 1985 году практически в нищете. Меня спрашивали, почему такой хороший художник так мало известен, а просто с 1932 года на его имя фактически был наложен запрет – из-за деда. Он внук известного генерала от инфантерии Эдуарда Владимировича фон Экка. Если его работы и вешали на выставки, то где-нибудь за дверью, в темном углу. Но в 2005 году в Русском музее прошла его выставка. Работы его я отдавала в разные галереи просто так, даром, книгу я его до сих пор не выпустила – у меня нет на это средств. Это уму непостижимо, что у такого художника до сих пор нет ни одной книги.

Как же получилось, что вы отдали работы мужа в музей “Царскосельская коллекция”?

– В 1988 году я собрала полное собрание его шикарных цветных автолитографий, добавила туда работы его друзей – Якобсона, с которым он учился и дружил, Ведерникова, Тырсы, получился огромный, почти неподъемный рулон, да еще взяла некоторые книги и открытки и привезла в музей “Царскосельская коллекция”, который тогда не имел никакого статуса, был просто частной галереей. Этот музей располагался в очень милом домике в центре Пушкина, на него тогда заглядывались бандиты, угрожали владельцу галереи Александру Некрасову, внизу там был ресторан, положение было тяжелое. Некрасов принял от меня работы, о чем у меня есть акт с перечнем принятых работ. И вскоре галерее присвоили статус государственного музея – и бандиты тут же отстали. Тогда Некрасов почтительно передо мной склонялся, обещал сделать меня почетным членом галереи, но зачем мне это? Потом у меня заболела моя старая мама, были еще разные сложные обстоятельства, и я о галерее долго не вспоминала. Конечно, при встрече с Сашей я ему напоминала, что хорошо бы сделать выставку. Однажды сотрудница Союза художников Евгения Ефимовна Малыш, жена известного акварелиста Малыша, спросила меня, куда бы пристроить работы ее подруги художницы Латаш, уже умершей к тому времени. Я говорю: давайте отдадим их в этот царскосельский музей, он камерный, очень симпатичный, в нем будут делать выставки, и она согласилась. Некрасов все работы забрал, а потом и Евгения Ефимовна скончалась. Я встретила Некрасова в Манеже и спросила: а когда вы сделаете выставку Латаш? Он высокомерно ответил: это не то, что я хотел бы выставлять. Я говорю: а зачем вы тогда это взяли, это же на моей совести, это я посоветовала их вам отдать, думая, что вы будете их выставлять. Потом мы долгое время не виделись. Года два назад я приехала в этот музей, говорила с Сашей, но все как-то на бегу – у него не было для меня времени. А этой зимой я подумала, что мне уже скоро 75 лет, да я еще ребенок войны, а Михаилу Николаевичу будет 115 – пора бы уже сделать выставку, хотя бы через 30 лет после того, как работы были подарены в музей. Я позвонила Некрасову – он стал отнекиваться и объяснять, почему этого нельзя сделать. Тогда я позвонила художнице Белле Сигаль, пожаловалась, она тоже стала их уговаривать сделать выставку. И наконец, в мае Некрасов и Андрей Кузнецов, тоже сотрудник галереи, сказали, что выставка будет летом.

Наталия Владимировна, у вас только сейчас испортились отношения с музеем?

Михаил Николаевич Скуляри "Девушки" 1960-е гг. из собрания Государственного музея "Царскосельская коллекция" (дар Н.В. Скуляри)
Михаил Николаевич Скуляри "Девушки" 1960-е гг. из собрания Государственного музея "Царскосельская коллекция" (дар Н.В. Скуляри)

– Я стала пользоваться интернетом совсем недавно. Но еще в 2000 году мои друзья сообщили мне, что они видели на сайте “Царскосельской коллекции” объявление о продаже работ Михаила Скуляри. Они пригласили меня и показали мне этот сайт, я видела это объявление и фотографии работ своими глазами. Там была шапка музея, фотография работы и надпись: продается литография М. Н. Скуляри. Тогда у меня не было сил, чтобы вести с этими людьми переговоры, чего-то добиваться, у меня было много проблем. Потом мне сказали мои друзья, что, если я не заключила с галереей специального договора, они имеют право продавать работы, не знаю, так ли это. Но когда я дарила работы в 1988 году, я не знала ни о каких договорах, мне и голову такое не приходило. Я ведь сама могла продать эти работы – я голодала, нуждалась, но мне было так жаль и Некрасова, и этот дом, который хотели отнять, и я подумала: пусть лучше эти работы создадут музею имя.

пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:10:00 0:00
Скачать медиафайл

Дом на Магазейной улице – обаятельный. Он любовно восстановлен, включая характерные затеи в стиле модерн – лестницу, дверные проемы, окна. Когда здесь ходишь, невольно приходит мысль: таким и должен быть музей, маленьким, обозримым, соразмерным человеку. Экскурсовод Ольга Клоц в этот музей явно влюблена.

Художники, которые здесь собраны, были между двух огней: соцреализм им был скучен, но они не хотели с ним воевать

– Это особняк статского советника Стеткевича, он сделал такой подарок своей жене. Строил его архитектор Густав фон Голи, тот самый, который строил красную церковь у Варшавского вокзала. Здесь были коммуналки, и дом пришел в аварийное состояние, так что люди даже боялись здесь жить. К нам до сих пор приходят бывшие жильцы, говорят: вот моя комната, вот мое окошко. Потом тут поселились какие-то безумные кооперативы, какой-то Дом творчества, чего тут только не было. А Александр Некрасов, который создал со своей супругой художественные мастерские для детей и взрослых, давно вынашивал идею музея, и она воплотилась именно в этом доме. Не весь дом сразу стал музеем, последним капитулировало кафе, занимавшее каминный зал. На почетном месте у нас картины художников, близких к Малевичу – его соратницы Веры Ермолаевой и его ученика Льва Юдина. Художники, которые здесь собраны, были между двух огней: соцреализм им был скучен, но они не хотели с ним воевать. И, с одной стороны, у них были те, кто хотели бунта, с другой – адепты соцреализма. Вообще, наш музей правильно было бы назвать Музеем живописно-пластического реализма. Выставку “Ленинградская литографская мастерская” мы сопровождаем серией постов в фейсбуке, постепенно освещаем, что это было за явление. Оно оказалось очень органично нашему музею: это были скромные художники, не гнавшиеся за почестями и регалиями, влюбленные в свое дело, в сам процесс. Это была небольшая группа, отпочковавшаяся от Союза художников, которой дали небольшое помещение для развития графики. Изначально графику печатали рабочие, которым было не очень важно качество работ – в их исполнении очень многое в графических листах просто утрачивалось. И тогда художникам дали добро: делайте сами от начала до конца, ведите весь процесс через станок, через литографский камень. И получилось, что не только качество сохраняется, но они начали открывать новые возможности в процессе печати, пошли эксперименты, они стали делать какие-то вещи прямо на камне. У нас тут 7 работ Михаила Скуляри, не самых ранних, а уже достаточно зрелых, и эти работы говорят сами за себя. Есть работы Александры Латаш, Пахомова, которого мы знаем еще как иллюстратора детских книг, Израилевича, одного из крупнейших художников этой группы Ведерникова.

Ольга Клоц
Ольга Клоц

Ольга, выставка прекрасна, остается один вопрос: почему же все-таки вы не пригласили на нее одну из ваших главных дарительниц, Наталию Скуляри?

– В музее сейчас очень сложная ситуация, нам официально разрешили открыться, но поставили условие, чтобы одновременно у нас находилось не больше 5 человек, с соблюдением дистанции и в масках. Музей у нас камерный, на полтора метра здесь не разойтись. Мы дали анонс, что выставка открылась, мы не могли этого не сделать, но никого не приглашали. И все равно людей пришло больше, чем мы думали, и у нас была проблема, мы вынуждены были просить людей рассредоточиться в этих небольших залах. Странно, что Наталия Владимировна не знала о выставке, она же могла прочитать о ней в интернете.

Заведующий выставочным отделом музея Андрей Кузнецов говорит то же самое:

– Мы вообще никого не приглашали, потому что музей-то открыли, но было распоряжение, что все должны быть в масках, не больше 5 человек, и желательно, чтобы особенно пожилые люди вообще не присутствовали. Поэтому мы никого не оповещали, кто-то, может, набравшись смелости, приехал, но целом количество людей было ограниченным.

Правда, Наталия Скуляри говорит, что все было несколько по-другому.

Как можно было разговаривать со мной утром и не сказать, что вечером будет открытие

– Из-за карантина вопрос о выставке повис в воздухе. И когда карантин сняли, я снова обратилась к Андрею Кузнецову, спросила, когда будет выставка. Он ответил: у меня есть план, мне надо сконцентрироваться. Но в этот же вечер я увидела в фейсбуке, что в 18.00 было открытие выставки “Ленинградская литографская мастерская”. Я была потрясена: как можно было разговаривать со мной утром и не сказать, что вечером будет открытие, – дарителю такого огромного количества работ! Я считаю, что это просто непорядочно.

По словам заведующей отделом учета и хранения фондов Юлии Коваленко, в основных фондах музея уже больше 6000 работ.

А сколько у вас работ Михаила Скуляри?

– Мне надо посмотреть в компьютере. 75. Вот – они хранятся в этом ящике, который называется драйвер. Здесь выдвигаются такие ящики-полки, там лежат папки с работами разных художников.

Юлия Коваленко
Юлия Коваленко

Действительно, щелкнул замок, ящик выдвинулся, и показались три одинаковые аккуратные папки с надписью “Скуляри”. Чтобы работы не стирались, они проложены специальными мягкими прозрачными листами, за каждым из них – непредсказуемое приключение: то натюрморт, то пейзаж, то сценка на коммунальной кухне, то тихая комната, то шумная улица. Это правда очень красивые работы, которые сделают честь любому музею.

Директор музея Александр Некрасов возмущен предположениями о продаже работ.

– Мягко говоря, это совершенно не соответствует действительности. У нас уже было несколько проверок из Министерства культуры, они показали, что у нас идеальное состояние фондов, и мы уже около 90% ввели в научный каталог Российской Федерации.

Папка с работами Скуляри
Папка с работами Скуляри

Петербургский художник Анатолий Заславский очень ценит Михаила Скуляри.

Соединилось мощное знание построения картины и чувство природы

– Это очень хороший художник, принадлежащий к школе, близкой к 30-м годам, это самая лучшая школа, их учителями были художники группы “Круг”, они получили образование времен изучения формы – Малевича и других. А потом они стали реалистами, и в них соединилось мощное знание построения картины и чувство природы, вот Михаил Скуляри как раз из этой породы. Это было совершенно гениальное течение, именно петербургское. Все знают, что живопись в основном была в Москве, “Бубновый валет”, “Голубая роза”, а петербургской живописи не знают. Между тем она намного тоньше, но главное, они прошли школу ВХУТЕМАС, где их учили понимать форму, язык, на котором строится картина, а позднейший соцреализм был в этом отношении абсолютно безграмотным. Их школа – здоровая, оптимистическая, я бы сказал – в отличие от тех же послевоенных арефьевцев, надрывно ненавидевших советскую власть. А эти, наоборот, вначале даже старались быть лидерами советского искусства, но их потом все равно задвинули. Некоторые стали иллюстраторами, чтобы выжить. Они делали роскошные литографские работы – и долгое время были просто в полном забвении.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG