Ссылки для упрощенного доступа

Классика прогресса. Артемий Троицкий воскрешает забытое


Lullabies for catatonics, сет проекта. Фрагмент

Хедлайнеры сто семьдесят восьмого выпуска подкаста и радиопрограммы "Музыка на Свободе"​ – британские исполнители прог-рока 1960–1970-х годов, но только не те, о которых вы подумали. Рок-критик Артемий Троицкий из всего многообразия звуков выбрал необычные и полузабытые.

Музыкальный сериал "Золотая эра британского рока" легко подразделяется на несколько исторически и эстетически чётко очерченных сезонов. Сезон 1: 1962–1966, "Британское нашествие". Ливерпуль и Лондон, Beatles и Rolling Stones, а также плотно примыкающие к ним и почти такие же прекрасные Animals, Kinks, Hollies, Small Faces, The Who, Yardbirds... Сезон 2: 1967–1974, "Классический рок". В принципе, британский рок этого периода разделился на два основных, местами пересекающихся русла: "тяжёлое" (Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, Uriah Heep...) и "прогрессивное". Сегодня займёмся вторым.

"Прог-рок" – "зонтичный" термин, объединяющий полдюжины стилей: art rock, psychedelic, электронный рок, barocco rock, симфо-рок и т. п. – то есть, грубо говоря, различные высокохудожественные, утончённые, экспериментальные формы молодёжной волосатой музыки, не претендующие на массовую доступность, но позиционирующие себя как искусство. Самые знаменитые его представители – легендарные ансамбли Pink Floyd, King Crimson, Genesis, Yes. Однако все эти группы слишком хорошо известны, а я обращусь к творчеству их современников и единомышленников, не слишком успешных и полвека назад, а ныне и вовсе позабытых. И поможет нам в этом чрезвычайно насыщенный сборник под названием Lullabies for catatonics (подзаголовок "Британский авант-поп и арт-рок 1967–1974"), осчастлививший недавно любителей британской прогрессивной экзотики.

Что-то волшебное не то витало в воздухе, не то таяло в воде...

"Кататония" – это разновидность психического расстройства, сути и симптомов которой я не постиг, даже прочтя статью в "Википедии", но не в этом дело. Среди полусотни треков на сборнике имеются и ранние редкие записи знаменитых групп, и – что главное – много такого, до чего даже у меня, ушлого, но ограниченного в возможностях меломана, руки и уши не дошли!

Начну с единственного в подборке хорошо известного мне и горячо любимого персонажа. Последняя запись группы "Безумный мир Артура Брауна" была сделана на ферме в конце 1969 года. Несмотря на глобальный хит Fire, рекорд-лейбл забраковал новое демо, и песня All Over the Country психоделического эксцентрика Артура Брауна увидела свет только спустя 20 лет.

The Crazy World of Arthur Brown с композицией All Over the Country

А теперь – реальные архивные дебри. Группу с крайне неоригинальным названием The End опекал не кто-нибудь, а бас-гитарист Rolling Stones Билл Уаймен. Она выпустила единственный альбом (Introspection, 1969) и сгинула. Хотя песня Bypass the By-pass, записанная в 1967 году, вполне симпатичная.

The End с песенкой Bypass the By-pass

Группу Sweet Slag из городка Лутон возглавлял парень по имени Мик Керенский. Они тоже выпустили всего один альбом (Tracking with Close-ups, 1971), причём, судя по песне "Мир льда", совсем неплохой, с авант-джазовым призвуком. Вопреки прогнозам критиков, успеха он не имел, и ансамбль Керенского распался. Как указано в буклете сборника, одной из причин неудачи было "неаппетитное" название: slag по-английски означает "шлак", "дрянь" или даже "шлюха".

Sweet Slag и композиция World of Ice

Ещё одно сомнительное, хотя и хорошо знакомое всем покупателям название – Second Hand. Эта группа с сильным вокалистом Робом Эллиотом записала два альбома и даже отметилась одним небольшим хитом – песней со зловещим названием "Смерть может стать твоим Санта-Клаусом" (вошла во второй, одноименный, альбом 1971 года). В стилистическом отношении группа представила довольно нетипичный микс прог-рока с соулом.

Second Hand и Death May Be Your Santa Claus

Столичная, крепкая, но тоже напрочь забытая группа – Open Road. Поначалу это был анонимный состав, аккомпанировавший Доновану, популярнейшему в то время фолк-роковому певцу, "шотландскому Бобу Дилану". При расставании с фронтменом (кажется, Донован тогда уехал в Штаты) группа позаимствовала название его последнего альбома Open Road (1970). Прекрасная песня Can I See You?, написанная барабанщиком Джоном Карром, должна была открывать второй альбом "Открытой дороги", который не был издан из-за банкротства рекорд-лейбла. На сборнике "Колыбельных..." песня прозвучала впервые, спустя 48 лет после написания.

пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:47 0:00
Скачать медиафайл

И ещё один редчайший экземпляр: группа 9:30 Fly из Глостера. Это уже чистая психоделия с лёгким мистическим уклоном. Возглавляли коллектив певец и поэт Майк Уэйнрайт и его американская подруга по имени Барбара. Очень современно звучащая песня "Разболтанный" с первого и единственного альбома 9:30 Fly, вышедшего в июне 1972 года. Группа дала несколько концертов в поддержку релиза, все в глухой провинции, после чего развалилась по неизвестным мне причинам.

9.30 Fly с композицией Unhinged

Поражаюсь тому, сколько талантливой и вдохновенной музыки было создано в тот период. Что-то волшебное не то витало в воздухе, не то таяло в воде...

Плей-лист 178-го выпуска "Музыки на Свободе":

1. Cigarettes After Sex (USA). Kiss It off Me, LP Cry

2. Vivienne Mort (Украiна). Вестерн, LP Досвiд

3. Ustad Saami (Pakistan). God Is, LP God Is Not a Terrorist

4. Ustad Saami (Pakistan).​ Prayer for a Saint, LP Pakistan Is for the Peaceful

5. Sasami (USA/Japan). At Hollywood, LP Sasami

6. The Crazy World of Arthur Brown (UK). All Over the Country, LP Lullabies for Catatonics: British Avant-Pop & Art Rock Scene 1967-1974

7. The End (UK). Bypass the By-pass”, LP Lullabies for Catatonics: British Avant-Pop & Art Rock Scene 1967-1974

8. Sweet Slag (UK), World of Ice, LP Lullabies for Catatonics: British Avant-Pop & Art Rock Scene 1967-1974

9. Second Hand (UK). Death May Be your Santa Claus, LP Lullabies for Catatonics: British Avant-Pop & Art Rock Scene 1967-1974

10. Open Road (UK). Can I See you?, LP Lullabies for Catatonics: British Avant-Pop & Art Rock Scene 1967-1974

11. 9.30 Fly (UK), Unhinged, LP Lullabies for Catatonics: British Avant-Pop & Art Rock Scene 1967-1974

12. Sobrenadar (Argentina). Punto de partida, LP Dromer y habita

13. Rob Heron & The Tea Pad Orchestra (UK). There’s a Hole (Where my Pocket Used to Be), LP Soul of my City

14. Red Sleeping Beauty (Sweden). We are Magic, LP Stockholm

15. Chris Brokaw (USA). A Dip, LP End of the Night


Подписывайтесь на подкаст "Музыка на Свободе" на сайте Радио Свобода

Слушайте нас на всех возможных платформах для подкастов

Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG